kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство дошкольников старшего возраста с русским народным орнаментом и его символами. Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делимся опытом работы, т.к., нужно пытаться всеми силами прививать нашим детям гордость и любовь к русской культуре, народному творчеству. Чувство патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство дошкольников старшего возраста с русским народным орнаментом и его символами. Из опыта работы.»

Знакомство дошкольников старшего возраста с русским народным орнаментом и его символами.

(Из опыта работы)



В современном обществе, развитие нравственности и патриотизма подрастающего поколения становится одной из важнейших задач стоящих перед родителями и педагогами. И первоочерёдной задачей представляется приобщение детей к истокам традиций родного народа, гордостью и сопричастностью к русской народной культуре.

Вспоминая своё детство, могу сказать, что очень любила рисовать сказочных героев – коней с золотой гривой, Ивана царевича, бабу Ягу, а больше всего русских красавиц в немыслимых кокошниках и расшитых узорами сарафанах, тут были и Василиса прекрасная, и Снегурочка, и скромная, добрая Настенька из «Аленького цветочка».

Скажите, пожалуйста, что нарисует старший дошкольник, если его попросят изобразить сказочного героя? Не трудно догадаться, скорее всего, у девочек это будут феи, Леди Бак, у мальчишек роботы – трансформеры, и что особенно ужасно, для малышей обоих полов, монстры, образ которых сейчас активно тиражируют в мультиках (для детей!), и игрушках, которые по неведомой мне причине малыши просто обожают.

Почему это произошло с нашими детьми? Решаема ли эта проблема?

Несколько десятилетий нам навязывали чуждую нам культуру, чуждые нам ценности. Как выбраться из сложившейся ситуации? Начать с раннего детского возраста приобщать малышей к родной культуре, народному творчеству, будь это декоративно–прикладное, словесное или музыкальное творчество.

Сегодня хочу затронуть тему изобразительного народного искусства. В помощь педагогу прекрасные народные промыслы – Гжель, Хохломская роспись, Палех, Жостово, Городец и Дымка, Каргопольская игрушка и т.п. Мы с детьми с удовольствием изучаем эти народные ремёсла, и конечно, прежде всего, пытаемся передать на бумаге специфику тех или иных традиционных узоров, будь это просто лист альбома, шаблон из бумаги с изображением силуэтов дымковских игрушек, гжельской посуды, стилизованных деревянных досок из Городца, фигурок слепленных из солёного теста или глины. Но, самым главным, ярким и запоминающимся для детей фактором, остаётся узор, неповторимый и индивидуальный для каждого вида русского народно–прикладного творчества.

В старшем дошкольном возрасте будет очень целесообразно разобраться вместе с ребятами, что же такое узор, орнамент и из чего он состоит. Это поможет в дальнейшем смело и свободно составлять по определённому алгоритму свой собственный, неповторимый узор, соответствующий стилистике той или иной народной росписи, любому ребёнку. В этом нам может помочь знакомство с геометрическим русским орнаментом и его элементами, который наши предки использовали для украшения дома, одежды, предметов быта.

С давних пор наши предки украшали своё жилище, одежду, предметы утвари и обихода орнаментами, которые возникли из опыта их жизни, созерцания прекрасного в природе и быту. Основанные на древней мудрости предков, узоры становились не просто декоративными элементами, а носили гораздо более глубинный смысл – становились оберегами рода. У каждой семьи был свой оберег и узор присущий только ей, это могли быть и растения, и тотемные животные, и изображения фрагментов ландшафта (горы, вода, лес). Впоследствии. в союзах заключаемых между двумя семьями, эти символы смешивались, становясь ещё более значимыми и сильными. Так из отдельных фрагментов и складывался родовой орнамент, служащий не только украшением, но и выполняющий функцию оберега.

Давайте посмотрим, что есть узор? Это совокупность элементов (символов), повторяющихся в той или иной последовательности. Каждой нации присущи свои узоры, состоящие из символов, которые есть не что иное, как зашифрованная в них информация, передаваемая от поколения к поколению, несущая мудрость и самобытность предков.

Есть несколько символов, часто используемых в русских народных орнаментах, с которыми можно познакомить детей.

Звезда Алатырь или Алатырь камень – восьмиконечная звезда (по ошибочному мнению причисляемая к норвежским символам), исконно славянский символ, Око рода, знак вселенной, символ бесконечности.

Берегиня – женский оберег, охраняющий семью, мать и дитя, защищающий от всякого зла.

Мировое дерево или Древо жизни – ось мироздания, символ добра, благодаря которому можно было оберечь семью от зла и избежать болезней.

Орепей (он же репейник или дубок) – символ земли, плодородия, щедрого урожая. Ромбовидный символ олицетворяет так же солнце.

Это всего лишь небольшое количество символов. Можно попросить детей представить и нарисовать, как они представляют себе символы, представляющие такие стихии как вода, ветер; а также дом, солнце, птицу, лошадь, цветок. Пусть воспитанники рисуют символы, чередуя и повторяя их в определённой последовательности, получая неповторимый орнамент, передавая древним способом предков пожелания здоровья, мира и счастья.

Не стоит забывать о значении цвета, ведь каждый цвет имел особое значение и смысл.

Красный – традиционно женский цвет, цвет красоты - красна девица; красно солнышко; аленький цветочек.

Белый – символ света, чистоты и невинности – белы рученьки; белый свет.

Синий – исконно мужской цвет – цвет лазоревый, цвет неба и воды.

Чёрный – цвет земли – мать сыра земля.

Зелёный – цвет всего растущего на земле, деревья, травы, цветы.

Жёлтый – цвет достатка. плодородия, урожая.

Рисуя свой орнамент, дети приобщаются к огромному и бесценному наследию, которое мы как педагоги и наставники стараемся передать им. Удивительное декоративно–творческое наследие России прямо пропорционально богатству внутреннего мира нашего народа, его самобытности, не похожести не на кого своими традициями, стремлением к добру, красоте.

Да, путь предстоит нелёгкий, но мы – педагоги и родители будем стараться, чтобы в конце этого пути мальчики и девочки стали рисовать в качестве своих любимых сказочных героев, не пресловутого Хаги-Ваги и свинку Пеппу, а Марью–Моревну в расшитом парчой и бисером сарафане, и кокошнике украшенном русскими узорами, и Илью Муромца в кольчуге и шлеме, верхом на Сивке-Бурке.

Как прекрасны русские узоры!

Глянцем краски яркие горят,

Вышитые рушники, подзоры

Красной нитью шёлковой манят.

Что за тайна в тех узорах скрыта,

Может нам удастся разгадать,

Временем седых веков овеяна,

Мудрость нам стремиться передать.

Предков заповедь о мире и добре,

Пожелание потомкам счастья

На любимой и святой земле!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Галютина Татьяна Геннадьевна; Хахалева Нина Константиновна; Попова Екатерина Рафаиловна

Дата: 27.11.2023

Номер свидетельства: 640766


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства