Знакомство дошкольников старшего возраста с русским народным орнаментом и его символами. Из опыта работы.
Знакомство дошкольников старшего возраста с русским народным орнаментом и его символами. Из опыта работы.
Делимся опытом работы, т.к., нужно пытаться всеми силами прививать нашим детям гордость и любовь к русской культуре, народному творчеству. Чувство патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знакомство дошкольников старшего возраста с русским народным орнаментом и его символами. Из опыта работы.»
Знакомство дошкольников старшего возраста с русским народным орнаментом и его символами.
(Из опыта работы)
В современном обществе, развитие нравственности и патриотизма подрастающего поколения становится одной из важнейших задач стоящих перед родителями и педагогами. И первоочерёдной задачей представляется приобщение детей к истокам традиций родного народа, гордостью и сопричастностью к русской народной культуре.
Вспоминая своё детство, могу сказать, что очень любила рисовать сказочных героев – коней с золотой гривой, Ивана царевича, бабу Ягу, а больше всего русских красавиц в немыслимых кокошниках и расшитых узорами сарафанах, тут были и Василиса прекрасная, и Снегурочка, и скромная, добрая Настенька из «Аленького цветочка».
Скажите, пожалуйста, что нарисует старший дошкольник, если его попросят изобразить сказочного героя? Не трудно догадаться, скорее всего, у девочек это будут феи, Леди Бак, у мальчишек роботы – трансформеры, и что особенно ужасно, для малышей обоих полов, монстры, образ которых сейчас активно тиражируют в мультиках (для детей!), и игрушках, которые по неведомой мне причине малыши просто обожают.
Почему это произошло с нашими детьми? Решаема ли эта проблема?
Несколько десятилетий нам навязывали чуждую нам культуру, чуждые нам ценности. Как выбраться из сложившейся ситуации? Начать с раннего детского возраста приобщать малышей к родной культуре, народному творчеству, будь это декоративно–прикладное, словесное или музыкальное творчество.
Сегодня хочу затронуть тему изобразительного народного искусства. В помощь педагогу прекрасные народные промыслы – Гжель, Хохломская роспись, Палех, Жостово, Городец и Дымка, Каргопольская игрушка и т.п. Мы с детьми с удовольствием изучаем эти народные ремёсла, и конечно, прежде всего, пытаемся передать на бумаге специфику тех или иных традиционных узоров, будь это просто лист альбома, шаблон из бумаги с изображением силуэтов дымковских игрушек, гжельской посуды, стилизованных деревянных досок из Городца, фигурок слепленных из солёного теста или глины. Но, самым главным, ярким и запоминающимся для детей фактором, остаётся узор, неповторимый и индивидуальный для каждого вида русского народно–прикладного творчества.
В старшем дошкольном возрасте будет очень целесообразно разобраться вместе с ребятами, что же такое узор, орнамент и из чего он состоит. Это поможет в дальнейшем смело и свободно составлять по определённому алгоритму свой собственный, неповторимый узор, соответствующий стилистике той или иной народной росписи, любому ребёнку. В этом нам может помочь знакомство с геометрическим русским орнаментом и его элементами, который наши предки использовали для украшения дома, одежды, предметов быта.
С давних пор наши предки украшали своё жилище, одежду, предметы утвари и обихода орнаментами, которые возникли из опыта их жизни, созерцания прекрасного в природе и быту. Основанные на древней мудрости предков, узоры становились не просто декоративными элементами, а носили гораздо более глубинный смысл – становились оберегами рода. У каждой семьи был свой оберег и узор присущий только ей, это могли быть и растения, и тотемные животные, и изображения фрагментов ландшафта (горы, вода, лес). Впоследствии. в союзах заключаемых между двумя семьями, эти символы смешивались, становясь ещё более значимыми и сильными. Так из отдельных фрагментов и складывался родовой орнамент, служащий не только украшением, но и выполняющий функцию оберега.
Давайте посмотрим, что есть узор? Это совокупность элементов (символов), повторяющихся в той или иной последовательности. Каждой нации присущи свои узоры, состоящие из символов, которые есть не что иное, как зашифрованная в них информация, передаваемая от поколения к поколению, несущая мудрость и самобытность предков.
Есть несколько символов, часто используемых в русских народных орнаментах, с которыми можно познакомить детей.
Звезда Алатырь или Алатырь камень – восьмиконечная звезда (по ошибочному мнению причисляемая к норвежским символам), исконно славянский символ, Око рода, знак вселенной, символ бесконечности.
Берегиня – женский оберег, охраняющий семью, мать и дитя, защищающий от всякого зла.
Мировое дерево или Древо жизни – ось мироздания, символ добра, благодаря которому можно было оберечь семью от зла и избежать болезней.
Орепей (он же репейник или дубок) – символ земли, плодородия, щедрого урожая. Ромбовидный символ олицетворяет так же солнце.
Это всего лишь небольшое количество символов. Можно попросить детей представить и нарисовать, как они представляют себе символы, представляющие такие стихии как вода, ветер; а также дом, солнце, птицу, лошадь, цветок. Пусть воспитанники рисуют символы, чередуя и повторяя их в определённой последовательности, получая неповторимый орнамент, передавая древним способом предков пожелания здоровья, мира и счастья.
Не стоит забывать о значении цвета, ведь каждый цвет имел особое значение и смысл.
Красный – традиционно женский цвет, цвет красоты - красна девица; красно солнышко; аленький цветочек.
Белый – символ света, чистоты и невинности – белы рученьки; белый свет.
Синий – исконно мужской цвет – цвет лазоревый, цвет неба и воды.
Чёрный – цвет земли – мать сыра земля.
Зелёный – цвет всего растущего на земле, деревья, травы, цветы.
Жёлтый – цвет достатка. плодородия, урожая.
Рисуя свой орнамент, дети приобщаются к огромному и бесценному наследию, которое мы как педагоги и наставники стараемся передать им. Удивительное декоративно–творческое наследие России прямо пропорционально богатству внутреннего мира нашего народа, его самобытности, не похожести не на кого своими традициями, стремлением к добру, красоте.
Да, путь предстоит нелёгкий, но мы – педагоги и родители будем стараться, чтобы в конце этого пути мальчики и девочки стали рисовать в качестве своих любимых сказочных героев, не пресловутого Хаги-Ваги и свинку Пеппу, а Марью–Моревну в расшитом парчой и бисером сарафане, и кокошнике украшенном русскими узорами, и Илью Муромца в кольчуге и шлеме, верхом на Сивке-Бурке.