Просмотр содержимого документа
««Знакомство детей с народными промыслами Южного Урала»»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»
Семинар-практикум
«Знакомство детей с народными промыслами Южного Урала»
Челябинск, 2021 г. Подготовила: Барболина О. Е.
воспитатель
Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности педагогов, уточнение знаний о народных промыслах Южного Урала.
Теоретическая часть.
Творчество – это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Народное декоративно-прикладное искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга.
Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
Таким образом, декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение, речь.
Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции, развить творческие способности.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
по ознакомлению с народными промыслами Южного Урала:
знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей
развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению эмоционального отклика на произведения народного и профессионального искусства (изделия народных промыслов)
знакомить с изделиями народного декоративно-прикладного искусства
познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»
расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре и художественных промыслах
формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства
закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное)
продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками
расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира)
воспитывать интерес к искусству родного края
Знакомство с народными промыслами нашего края, с мотивами народных промыслов, можно начинать со второй младшей группы. В младших группах в назывательном порядке, обзорно, то в старшем возрасте мы уже знакомим с видами и историей народных промыслов Южного Урала.
В работе по ознакомлению дошкольников с народными промыслами в первую очередь нужно познакомить с видами и историей народных промыслов Урала и поэтому педагогу важно знать историю и технологию того или иного народного промысла.
Каслинское литьё - народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архитектурные изделия) из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли,
Процесс производства скульптуры из чугуна состоит из формовки, отливки и чеканки. Прежде всего, художник делает зарисовку, затем лепят восковую модель, которую обкладывают формовочным песком в ящиках (опоках) и сушат в печи. Высококлассный формовочный песок добывают в нашем краю, под Каслями. Под действием температуры воск вытапливается, а форма становится полой. Эту форму заливают бронзой. Бронзовая модель служит для дальнейшей отливки. Затем с помощью бронзовой формы готовится форма для заливки жидким чугуном. На отлитой форме производится чеканка, удаление швов от формы, выявление складок, других деталей. Как только рука чеканщика прикоснется к чугунной фигуре совершается чудо - мертвый металл оживает, дышит, движется. В конце обработки скульптуру окрашивают специальной краской.
Златоустовская гравюра - русский народный художественный промысел украшения стали гравировкой.Изготовление гравюры на стали – процесс трудоемкий и сложный.
Процесс создания состоит из нескольких основных операций:
разработка эскиза;
вытачивание на токарном станке латунной заготовки, её шлифовка и полировка внутри и снаружи до зеркальной поверхности;
гравирование стальной иглой представляет собой нанесение особо тонкого рисунка штриховкой или контурной линией на покрытую лаком поверхность;
рисование кистью заключается в нанесении рисунка на поверхность битумным лаком; использование этого лака защищает металл при травлении и нанесении декоративных покрытий гальваническим методом;
травление химическим способом поверхностного слоя металла, не защищенного лаком, в результате чего поверхность наперстка становится матовой; после снятия лака рисунок сохраняет глянец, появляется рельефность поверхности;
резьба штихелем рисунка и фона изделия;
декоративная отделка, как правило, состоит из нескольких этапов нанесения покрытий гальваническим методом:
первый этап – чернение латуни; после него, перед никелированием, зарисовывается лаком то, что должно сохраниться в черном цвете, например, фон или контрастное оформление черным цветом отдельных фрагментов;
второй этап – никелирование, которое заключается в нанесении никелевого покрытия для получения светло-серого матового фона, в случае, когда поверхность перед этим была подвергнута травлению, или стальной глянцевой поверхности, если она не протравливалась, была гладкой и полированной;
третий этап – золочение, которое является основным и, как правило, заключительным этапом; при нем осуществляется нанесение золотого покрытия на поверхность;
в ряде случаев используется следующий этап – серебрение, при котором поверх золотого покрытия наносится серебряное; чернение серебра.
Камнерезное искусство Южного Урала - один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства - города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск и др.
Только у нас на Урале можно встретить такое множество камней-самоцветов: изумруды, аметисты, корунды, яшма, малахит, орлец и др.
В Челябинской области к югу от г. Миасса тянется яшмовый пояс. Яшма- камень исключительной красоты. По сути своей яшма - это окаменевший ил древних морей. В древности из яшмы делали орудия труда.
Малахит используется для женских украшений. Из него делают шкатулки, ларцы, столешницы, статуэтки. Ну и кто же не знает знаменитой Малахитовой палаты в Эрмитаже.
Мрамор-разновидность известняка. У нас есть мрамор белее снега (Коелга, Баландино) Уфалейский мрамор с голубым оттенком, из-под Златоуста светло-зеленый с золотистыми прожилками.
Нефрит был любимым камнем для изготовления монет, фигурок богов, амулетов. Лазурит служил для изготовления печатей, украшений, синий краски. А изделия из родонита-вазы, письменные приборы, торшеры – сегодня известны во всем мире.
Уральская роспись – это русский народный художественный промысел, возникший на Урале в первой половине XVII века и почти утраченное искусство народов Урала в наше время.
Уральская роспись – это роспись утвари в древней технике местных мастеров. Домашнюю утварь и даже избы раньше покрывали особыми узорами и не просто ради красоты. Каждый предмет-слово вышел из сказок. Создавать такие узоры могли только уральские мастера.
Уральская роспись отличается от росписи других регионов нашей страны тем, что у нас идет двухцветный мазок. На кисточку сразу берется две краски: светлая, как правило, белая. И темная – синяя, зеленая, красная. Пишется мазок и получается «разбел», то есть от белого идет градация к тому, который взят вторым на кисточку.
Какая она уральская роспись – видно и на картинах, и на шкатулках, и даже на берестяных коробах. В такой же технике уральцы в XIX веке даже избы расписывали. Причем традиционные узоры согласно поверьям не только украшали дом, но и отгоняли злых духов. Например, изображение дерева и цветов помогало получить богатый урожай и обеспечивало достаток в доме. Уральскую роспись можно найти и на игрушках.
Уральская домовая роспись отличается своей монументальностью: расписывались обширные площади, интерьеры горниц, изб, домов.
Элементы уральской росписи знакомы всем: основа композиции – дерево, куст, ветка, букет, от которых, расходятся в разные стороны яркие пышные цветы. Среди всего этого порхают и поют райские птички, павлины, жар-птицы, совы, филины, гуси и тетерева, петухи, попугаи и фламинго.
Роспись в доме создавала уют, тепло и красоту. Росписью оберегали дом от злых духов, а изображение дерева с цветами и плодами выражало надежду на богатый урожай и полный достаток в доме. Благодаря красочным рисункам, дети с самого детства имели представление об окружающем мире: о сказочных и настоящих птицах, животных, цветах и многом другом.
Помещение расчленялось на ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем, очерченным лавками; средний располагался между лавками и палатным брусом. К верхнему относилось все остальное пространство до потолка. Основой содержания росписи ярусов крестьянской избы в процессе ее формирования служили связи обжитого пространства с окружающим миром: для нижнего яруса связь с матушкой-землей, нижней сферой мироздания; для верхнего — с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус — мир человека — ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.
Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу. Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок разделывали "под мрамор", позднее — "под кирпич" и "царскими кудрями". Стены среднего яруса чаще всего окрашивали красным, красно-оранжевым или золотисто-оранжевыми тонами. Особое отношение человека к красному цвету, как цвету жизни, шло издревле. Ему отдавали предпочтение при украшении утвари и одежды. В доме он, как цвет огня, был символом очага и жизни.
Теплые, наполненные жизненными силами поверхности стен крестьянского жилища часто опоясывались широкими полосами синего и голубого цветов или обрамлялись удивительно красивым орнаментом "царских кудрей". Использование этого художественного приема, противопоставление красного и синего повышало впечатление яркости цвета. Так достигалась большая звучность всей росписи.
Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый - для моделировки форм и чёрный -для приписок графических элементов.
Для приобретения навыков выполнения простейшего графического элемента росписи травного мазка следует соблюдать следующую очередность движений. Кисть, взятую тремя пальцами ставят почти вертикально так, чтобы кончиком она касалась бумаги, и ведут ее к себе, понемногу опуская до полного соприкосновения с поверхностью. Затем кисть быстро отрывают от бумаги. Получился каплевидный мазок, с одной стороны острый, а с другой – закругленный.
Техника двойного мазка.
Особенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набираем два цвета краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску. Для начала пробуем двойной мазок на бумаге, убирая излишки краски, затем проводится мазок непрерывным движением, поворачивая кисть в необходимых направлениях. В результате получается объёмный лепесток цветок или листочка.
1 этап - Подмалевок - Обозначим основные пятна цветов, листьев, бутонов
2 этап - Разбел - Рисуем цветок: кистью проводим так, чтоб белый цвет шел по контуру цветка, благодаря этому получается живописный переход от середины к контуру.
3 этап-Нанесение приписок или травок.
Элемент «змейка»
Чтобы выполнить элемент «змейка», возьмите кисть с набранной на нее краской, поставьте ее вертикально широкой плоскостью к себе. Выполните шажки. Для этого ведите на себя то один, то другой край кисти. В зависимости от величины шага получается разный рисунок змейки.
Выполните элемент "змейка", дополняя его еще одним движением: шагая левым краем кисти — плавно ведите ее влево; шагая правым краем — плавно ведите ее вправо. В зависимости от величины шага и от величины движения кисти в сторону получится множество вариантов элемента.
Мотив "ягодка"
Напоминает подмалевок в городецкой росписи. Наберите на кисть краску одного цвета. Уложите ворс лопаточкой. Поставьте кисть вертикально к листу бумаги и, вращая ее в пальцах, опишите круг. Таким образом выполняется подмалевок под крупную "ягодку".
Цветок
Используя элементы "ягодка", "бутон" и "змейка", можно выполнить несколько вариантов цветов.
Эффективным приемом в этой работе будет использование и игр-упражнений разного назначения («Найди уральскую роспись», «Третий лишний», «Уральская роспись» по типу разрезных картинок, «Найди по схеме», «Найди по росписи схему», «Веселые - грустные мотивы» и др.)
Занятия, носящие обучающе - тренинговый характер проводят по единому программному содержанию, предусматривающие следующие задачи:
Расширять знания детей об особенностях уральской росписи:
- познакомить с семантикой одного из мотивов уральской росписи (бутон, цветы, листья, венок, куст в вазе, сова, лев);
- учить детей способам исполнения мотива.
Продолжать развивать у детей образное восприятие уральской росписи.
Воспитывать любовь к родной земле, желание создавать красоту, добро вокруг себя.
Ход занятий проводится по единому алгоритму:
Рассматривание ксерокопий, фотографий, предметов народного быта с росписью с выделением конкретного, соответствующего теме, мотива (элемента) уральской росписи;
Знакомство с семантикой элемента, местоположением его в росписи избы;
Рассматривание вариативных образцов;
Показ последовательности выполнения одного из вариантов (легкого по исполнению);
Упражнение детей в письме мотива;
Анализ работы детей, выделение особо удачных росписей (по форме, цветовому решению.
Вспомнить с детьми местоположение этих мотивов (элементов) в росписи избы;
Семантика урало-сибирской росписи
Мотивы уральской росписи
Семантическое прочтение мотива
Бутон
Символ детей
Цветы
Символ взрослого поколения
Листья
Символ изобилия, хорошего урожая
Птицы (обобщенный образ)
Символ счастливой жизни
Петух, павлин
Мужское начало, хозяин дома, жених, образ солнца.
Курочка, и петушок, павлин и пава
Символ счастливой жизни супружеской пары.
Голубь
Символ святого духа
Сова
Охранительная функция, женское начало
Филин
Охранительная функция, мужское начало
Сова и филин на цветущем дереве
Обобщение покоя
Птица поющая
Символ счастливой жизни
Птица клюющая ягоды
Выражение любви парня к девушке
Лошадь
Символ женского начала
Лев
Охранительный символ
Композиция «венок»
Охранительный символ
Солярный знак
Символ солнца
Композиция «куст в вазоне»
«дерево жизни», «семейное дерево»
Композиция «гирлянда»
Символ изобилия
Павлин с павою рядом с цветущим кустом
Цветы –дети, павлин с павою - муж и жени
Практическая часть.
В настоящее время дети почти не слышат, чтобы окружающие их взрослые с гордостью говорили о своей стране, своем поселке, своем народе. Ведь именно в дошкольном возрасте зарождаются патриотические чувства и необходимо способствовать становлению эстетически развитой личности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Ведь именно художественные промыслы составляют основу русского народного искусства.
Реализуя принцип комплексно – тематического планирования образовательного процесса познакомить дошкольников с народным прикладным искусством Урала можно запланировав работу в любой тематической недели.
Знакомство с Каслинским литьем
Тема недели
Предметы
декоративно-прикладного искусства
«Наш город»
«Моя страна»
решетки, ворота, перила моста
«Этикет»
«Наш быт»
декоративные тарелки, вазы, кувшины
«Животный мир»
(домашние и дикие животные)
«Кто как готовится к зиме»
«Встречаем птиц»
«Птицы наши друзья»
«Мир животных»
птицы – скульптуры
«Наш быт»
«Мой город»
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
«Урал наш край»
садовая, уличная (стулья, кресла, скамьи, столы)
«Защитники Отечества»
скульптуры воинов от древности до наших дней
«День смеха», «Цирк», «Театр»
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
скульптуры балерин, клоунов
«В гостях у сказки»
композиция «Данила-мастер»,
«Три богатыря»
Что можно сделать с детьми в рисовании, лепке, аппликации,
изучая Каслинское литье?
перила, решетки выложить ниткой на пластилиновой основе
выложить узор жгутиками из пластилина
выложить узор, используя шприц с пластилином
рисование узора решеток
симметричное вырезание из бумаги
объемная аппликация в технике квиллинг.
лепка из пластилина скульптуры
Литература: Ю. Подкорытов «Сказки о ремесле», «Рассказывал Акрам-курайчи про Касли-озеро», П.Бажов «Чугунная бабушка», Гребеньков Ю.К. «Чугунное семечко»
Материал: лист черной и желтой бумаги, ножницы, клей
Изготовление: взять небольшой лист желтой бумаги, вырезать дерево или елку в технике симметричного вырезывания с прорезанием веток, приклеить на лист черной бумаги
Знакомство с камнерезным искусством Урала
Тема недели
Предметы
декоративно-прикладного искусства
«Наш быт», «Мой дом»
кувшины, кубки, чаши, тарелки, блюда, ложки и др.
«Женский день»
украшения
«Наш быт», «Мой дом»
шкатулки, ларцы, столешницы, статуэтки
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
орудия труда
«Наш город»
скульптуры
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
монеты, фигурки богов, амулеты
Как превратить обычный камень в драгоценный и сделать из него украшение?
расписать камни пластилином, гуашью
расписать бумагу в техники набрызга, далее можно вырезать любой силуэт.
рисование узора камня техникой монотипии на мятой бумаге.
в аппликации можно использовать технику мозаики.
Литературный ряд: П. Бажов «Малахитовая шкатулка», В. Моргунов «Чудо-камень», Р. Дышаленкова «Уральские камешки», А. Дубровин «Уральские искры».
Задание № 3 «Кулон из уральских камней»
Материал: мягкая проволока, пластилин
Изготовление:
из проволоки сделать контур будущего кулона;
подобрать пвет пластилина под цвет уральского самоцвета»;
из пластилин скатать шар и расплющить его;
вставить в проволочную основу.
Знакомство детей с Уральской росписью.
Изучение уральской росписи проводится в два этапа. Для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста техники рисования узоров уральской росписи требуется предварительная подготовка, так как роспись выполняется пальчиком. Очень важен, особенно в самом раннем возрасте, подготовительный этап, на котором дети знакомятся с формой, ритмом, пространственным положением, учатся не бояться краски. Детей радуют различные цвета красок и их сочетания
Дети раннего дошкольного возраста уверенно рисуют пальчиком, ритмично нанося мазки на лист бумаги, учатся при этом держать палец вертикально и горизонтально.
В младшей группе дети рисуют кончиком пальца и подушечкой, ритмично нанося мазки на лист бумаги. Учатся промывать и осушать о салфетку пальчик.
В средней группе ребята рисуют кончиком пальчика и подушечкой одновременно. Отрабатывается прием набора краски на палец, положение пальца при написании узора. В средней группе впервые вводится декоративное рисование. Дети упражняются в украшении различных форм.
На этом подготовительный этап заканчивается.
Тема недели
Предметы
декоративно-прикладного искусства
«Наш быт» «Мой дом»
“Зажигаем огоньки в окнах домов”.
«Здравствуй, зимушка-зима!»
Снег кружится”
«Кто как готовится к зиме»
«Животный мир»
(домашние и дикие животные)
«Мир животных»
“Следы зверей”
«Новогодний калейдоскоп»
“Украсим нашу елочку огоньками”.
«Весна шагает по планете»
«Краски осени»
«Волшебница вода»
«Мир природы»
«Волшебные капельки»
“Разноцветный дождик”.
«Я-человек»
«Моя семья»
«Вот мы какие стали большие»
“Топ – топ – топ, наша Танечка идет”.
«Женский день»
«Моя семья»
“Рассыпались мамины бусы”.
«Весна шагает по планете»
“Украшение коврика весенними цветами”.
«Наш быт»
«Урал наш край»
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
“Украшение чайного блюдца”.
«Урал наш край»
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
“Дорожка для дымковской барышни”.
В старшей группе начинается основной этап обучения. Дети пробуют рисовать двухцветной краской, набирая на указательный палец правой (левой) руки сразу две краски – на кончик пальчика белую краску (моделирующую), а на подушечку – цветную (красную, синюю, зеленую), и за один прием рисуют основной элемент – ягодку. После 3 – 4 раз написания элемента палец промывают в баночке с водой и осушают о салфетку. Для чего это делается? А для того, чтобы, во-первых, краска не накапливалась на пальце и не перемешивалась с другими красками, а во-вторых, постоянно закрепляется навык работать аккуратно и чисто, без помарок.
Дети на данном этапе учатся распознавать отличительную особенность уральской росписи – разбел. Рисуют простой березовый лист, 3-х – 5-ти лепестковый цветок шиповника. Учатся составлять узоры на различных формах и шаблонах. Впервые знакомятся с историей возникновения уральской росписи, обычаями и промыслами народных умельцев.
Тема недели
Тема для рисования
«Краски осени»
«Урожай»
“В лес по ягоды”.
«В гостях у сказки»
“Украшение закладки для книги”.
«Урал наш край»
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
«Город мастеров»
“Украшение сундучка уральским узором”.
«Женский день»
“Открытка в подарок маме”.
В подготовительной группе дети вновь отрабатывают и совершенствуют приемы рисования основного элемента – рисуют ягодки, простой березовый лист и 3-х – 5-ти лепестковый цветок шиповника, многолепестковый розан. Учатся оживлять узор приписками. Закрепляют навык рисования двухцветной краской, набор краски на палец, повороты пальчика в любых направлениях, передают своеобразие цветового колорита. Составляют различные композиции на различных шаблонах и различных формах. Продолжают знакомство с примерами Уральской росписи по дереву и бересте, с промыслами и народными обычаями.
Тема недели
Тема для рисования
«Краски осени»
“Гроздья спелой рябины”
«Урал наш край»
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
«Город мастеров»
“Роспись бляшки (женского украшения)”
«Урал наш край»
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
«Город мастеров»
“Роспись туесков”
«Урал наш край»
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
«Город мастеров»
«Мой дом»
“Украсим русскую избушку”
«Урал наш край»
«Народная культура и традиции»
(народные промыслы, традиции)
«Город мастеров»
«Наш быт»
“Роспись прялки”
Литературный ряд: А. А. Грибовская. Народное искусство и детское творчество; О. А. Соломенникова. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством.
Задание № 4 «Роспись на блюдце» (техника «двойной мазок»)
Материал: лист бумаги диаметром 12 см, плоская кисть, палитра, гуашь белого, синего, желтого и красного цветов жидкая
Изготовление:
Предварительно на листе намечаем, где у нас будут располагаться цветок.
Наберите на кисть два цвета краски (например, красный и оранжевый), на одну сторону – краску светлую, на другую – темную; рисуем закругленный лепесток.
Мазок проводится непрерывным движением, поворачивая кисть в нужном направлении;
В результате непрерывного движения получится объемный элемент – лепесток; В центре элемента будет светлее, чем по его краям, но это не послойное рисование, а тот самый знаменитый двойной мазок.
Переходим к внутреннему кругу. Круглой кистью между двумя лепестками точно такими же красками рисуем внутренний круг, он поменьше. Элементы внутреннего круга перекроют недостатки и неровности первого круга. Прямо на глаза цветок будет становиться объемным. По мере необходимости добавляйте краску на кисть.
Настало время сделать сердцевину цветка. На круглую кисть набираем все те же 2 краски, прорисовываем округлый элемент.
Декоративно-прикладное искусство как вид искусства имеет особый художественный смысл и свою декоративную образность. Оно непосредственно связано с бытовыми потребностями людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся произведения, выполняемые из самых различных материалов: дерева, камня, глины, ткани, металла, стекла.
Сегодня вы познакомились с Каслинским литьем, Златоустовской гравюрой, Камнерезным искусством, Урало-сибирской росписью. А чем ещё славились уральские мастера?
Художественные изделия из меди. Это производство возникло в Екатеринбурге. Медную посуду делали в Невьянске, на Троицком заводе в Соликамске и на других заводах, в частности в Нижнем Тагиле.
Производство самоваров. Свое развитие самоварное дело получило на Нижнесергинском заводе близ Красноуфимска.
Роспись по металлу. Центрами росписи по металлу стали Невьянск и Нижний Тагил.
Сундучный промысел. Центрами развития этого ремесла в XIX веке стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.
Колокольное производство. В старинном городе Каменске-Уральском в 1991 г. основана компания «Пятков и К», которую основал литейщик и колокольный мастер Николай Пятков. Колокола отливаются по старинной рецептуре.