kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Знакомство детей дошкольного возраста с дымковским промыслом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дымковская игрушки относительно несложны в исполнении, красивы, красочны, наполнены эмоциональным смыслом, что делает работу с ними для детей и продуктивной, и привлекательной. К тому же, дети, работая с русской народной глиняной игрушкой, узнают культурное наследие своей родины, приобщаются к нему 

Определим понятийный аппарат нашей работы.

Лепка - вид изобразительной деятельности, скульптуры. Скульптура - (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Материалы скульптуры - металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки – лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Знакомство детей дошкольного возраста с дымковским промыслом»»

20












«Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности»



На тему:

«Знакомство детей дошкольного возраста с дымковским промыслом»



























Уфа 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

1. ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕПКЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ (НА ПРИМЕРЕ ДЫМКОВСКОЙ)……………………………………………………………………….5

1.1. История возникновения народной глиняной игрушки: Дымковская…………..5

1.2 Особенности воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами……………………...………………………………………..6

1.3 Характеристика программно - методического обеспечения ДОУ по воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами.11

1.4. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.16

2. ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЕ ЛЕПКЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК (ДЫМКОВСКОЙ) СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………..20

2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………………….20

2.2. Формирующий эксперимент (проводить занятие)……………………………..22

2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….34























ВВЕДЕНИЕ



Дымковская игрушки относительно несложны в исполнении, красивы, красочны, наполнены эмоциональным смыслом, что делает работу с ними для детей и продуктивной, и привлекательной. К тому же, дети, работая с русской народной глиняной игрушкой, узнают культурное наследие своей родины, приобщаются к нему [17].

Определим понятийный аппарат нашей работы.

Лепка - вид изобразительной деятельности, скульптуры. Скульптура - (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Материалы скульптуры - металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки – лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, “если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мыли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка” [8].

Объект исследования: процесс развития народных промыслов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: изобразительная деятельность детей (лепка)

Цели исследования: определить особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной глиняной игрушкой (Дымковская).

Гипотеза исследования: использование в дымковском промысле народных игрушек, способствует развитию навыков лепки и творческих способностей старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. определить сформированность следующих операций: отщипывание маленьких комочков глины от большого; скатывание прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.); скатывание кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.); сплющивание комочков; вдавливание комочков; оттягивание мелких частей и деталей изображения; лепка пальцами; использование стеков; лепка по частям; лепка из целого куска;

2. Определить развитие творческих способностей у старших дошкольников.

3. Определить особенности дымковской игрушки с точки зрения их истории возникновения для развития навыков лепки и творческих способностей старших дошкольников.

Экспериментальная работа осуществляется на базе МБДОУ детского сада №68 г. Уфы.

























1. ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕПКЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ (НА ПРИМЕРЕ ДЫМКОВСКОЙ)



1.1. История возникновения народной глиняной игрушки: Дымковская



Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство, и, наверное, столько же глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. История русской глиняной игрушки начинается вдали веков. Но дошедшие до нас страницы ее очень отрывочны.

Один из выдающихся деятелей Средневековой Руси - Сергий Радонежский, живя в келье, радовал детей, которые к нему приходили, игрушками. Через некоторое время Сергиевские игрушечники вырезали фигурки людей и животных, раскрашивали их и продавали [16].

Особый вид художественной керамики составляла глиняная игрушка, имевшая большой спрос на внутреннем рынке. Наибольшую известность получила вятская (дымковская - из слободы Дымковской) игрушка-свистулька из слабо обожжённой глины, отличавшаяся красочной нарядностью и остро бытовым и социальным содержанием.

Среди вятских игрушек чаще всего встречались фигурки животных, птиц, всадников, франтов, женщин в широких платьях (“барыни”, “няньки”), раскрашенные яркими кругами, полосами, зигзагами. В Гжели выделывали мелкую скульптуру в виде птиц, животных, крестьян, занятых различным трудом. В скопинской керамике преобладали изображения змей, медведей, хищных птиц и т. д.

Наивная и забавная народная игрушка, отражающая в условной форме многие стороны жизни, ловко вылепленная, ярко расписанная, привлекала внимание мастеров. Древние игрушки изготовлялись как глиняные: птицы, кошки, так и деревянные. Особым спросом пользовались свистульки, погремушки. В 16-17 веках игрушки начали расписывать ангобной росписью, позднее этот способ распространения не получил

Промысел дымковской игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково. Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги [1].

К сожалению дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну.

Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.



1.2 Особенности воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами



Декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания, оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве.

Декоративно-прикладное искусство близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), доступно детскому восприятию, понятно ему, помогает развивать психические процессы (восприятие, воображение, мышление), расширяет кругозор [11].

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов отмечает, что искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, представляются само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии самосознания и сознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому эстетическое воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности.

Исследователями народной игрушки были Е.А. Покровский, И.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, когда игрушка была интересна и детям и взрослым [10].

Большое значение в жизни ребенка имеет народная игрушка. В детском учреждении игрушки широко представлены разными видами и являются неотъемлемой частью интерьера. Яркие, необычные игрушки активизируют самостоятельную деятельность ребенка.

Игрушки играют большую роль в эстетическом воспитании, создают положительный эмоциональный микроклимат, формируют положительное отношение к окружающей среде [9].

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала продуктом народного творчества. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [3].

Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из других для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

Народные игрушки со своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают его представление об окружающем мире, расширяют возможности детей в сюжетной лепке, развивают умственную деятельность дошкольника, его творческие способности. Но все это возможно только в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества. Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей - дело важное. Если ребенок будет к этому приучен с раннего возраста, то став взрослым он всегда будет стремиться к красоте [5].

Не менее известна среди народных игрушек - Дымковская игрушка.

Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность мастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество художника - декоратора отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

В программе «Росинка» ставятся такие задачи по ознакомлению с дымковской игрушкой:

1. Освоение дымковской росписи и начало лепки игрушек;

2. Лепка и роспись дымковских игрушек.

Здесь уже учат ребят составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия. Работа в старшей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало - освоения лепных форм.

Расписывая силуэты, старшие дошкольники могут использовать в рисунках отдельные легкие элементы, упрощая орнамент. Знакомя детей с росписью, надо обращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к концу старшей группы.

Готовя детей к поделке игрушек из глины, необходимо брать простые задания (слепить бусы, плиточки). Рисовать на объемной форме намного труднее, чем на листе бумаги. В старшей группе дети лепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты.

В подготовительной группе ставятся задачи:

- глубже познакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий;

- научить их различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты.

Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева - липы, осины, березы.

Несмотря на множество эффектных игрушек из новых материалов, выпускаемых промышленностью, деревянной народной игрушкой с удовольствием играет ребенок, она способна очаровать и взрослого, доставить радость любителю народного искусства.

Самое притягательное в ней - ее образность. Часто одной меткой деталью мастер выражает характер целого и при этом невольно преувеличивает, акцентируя важнейшую деталь. То конь окажется слишком уж горд, то кукла-баба чрезмерно «расфрантилась» и застыла в величественной позе, смешная своей важностью.

Сатирическими персонажами в русской деревянной игрушке были барыня и барин, поп, монахи. Им противопоставлялись положительные герои: трудолюбивый мужик, статная и дородная баба. Непременный персонаж - могучий конь - первый помощник мужика в его нелегком труде, добрый увалень-медведь, наделяемый подчас некоторыми человеческими чертами [10].

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района. Персонажи каргопольской игрушки - простые крестьяне, занятые полезным трудом, они пилят, шьют, рубят или отдыхают - пляшут, прогуливаются. С большой теплотой и юмором изображают мастера зверей - оленей, утушек, медведей, коней, собак. Искусство каргопольских мастеров отличается грубоватой, несколько примитивной лепкой фигурок. В них мастера промысла стремятся отобразить суровый характер Русского севера. В росписи по белому фону часто применяются контрастные тона - синий, темно-красный, черный, желтый, розовый.

Тематика филимоновских игрушек-свистулек - няньки, барыни, солдаты, всадники, коники, олени, бараны, медведи, птицы. Своеобразна их пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом. Роспись игрушек яркая, броская, обычно в два - три цвета. Излюбленными являются малиновый, зеленый, желтый, реже синий цвета, которые наносятся узкими полосами, елочками, кружками, волнистыми линиями, местами - сплошным покрытием.

Красочные фигурки барыни, кормилицы, монахов и другие игрушки производились в бывших Тульской и Курской губерниях. По сравнению с вятскими тульские «барыни» отличались большими размерами, более тонкой и изящной линией силуэта.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического формирования личности дошкольника.

Знакомство детей с народной игрушкой позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции узора, развить творческие способности.

Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Народная игрушка помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, способствует эстетическому воспитанию [14].



1.3 Характеристика программно - методического обеспечения ДОУ по воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами



В настоящее время разработано достаточно большое количество программ, реализующих или имеющих в своей основе направление эстетического воспитания детей. В некоторых программах идея эстетического воспитания осуществляется через ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованная Министерством образования РФ, является специализированной и определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки до музыки и театра. Программа рассчитана на работу с детьми трех - семи лет, включает перспективное и календарное планирование.

К программе разработан учебно-методический комплект, включающий тематический годовой план работы, даны конспекты занятий.

Для того чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемый вариант программы, в издании, помимо описания организационных и методических приемов педагогической работы, есть дополнительный материал, данный в приложении.

В приложении есть следующие материалы:

- О традициях русской народной культуры.

- Частушки, колыбельные, предания, предложенные для использования на занятиях;

- Словарь старинных русских слов [2].

Данная программа направлена на активное освоение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть, в конечном итоге, определят меру его общего развития.

Для того чтобы представления выпускников детского сада о русской культуре не были отрывочными и поверхностными, и предлагается такая локальная программа.

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» (авторы - Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина).

Содержит разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество» [8].

В названии программы заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного), ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

Программа нацелена на развитие ребенка, которое авторы понимают как приобщение к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие различных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, развитию восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестезическое), перцептивных действий, обогащению сенсорного опыта как основы познания тех свойств предметов и явлений, которые дети будут передавать в своем творчестве.

При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики и дидактики частных методик.

Выделен такой важный принцип, как взаимосвязь обучения и развития: программа строится на основе обучения, которое носит развивающий характер, что влечет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.

Еще один важный принцип программы - интеграция, определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и художественно-творческой деятельности.

Особое внимание в программе обращается на такие принципы, как народность, культуросообразность, взаимосвязь эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, индивидуальный подход, преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа разработана на основе отечественных и зарубежных исследований. В ее основу положены многолетние исследования сотрудников кафедры эстетического воспитания МГОПУ. Апробирована в дошкольных учреждениях Москвы и Московской области.

Программа «Росинка». Модуль программы «В мире прекрасного» (авторы - Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова).

«Росинка» - педагогическая система воспитания и развития детей от 3 до 7 лет, представляющая собой комплекс модульных программ по физкультурно-оздоровительному, художественно - эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников. Модуль «В мире прекрасного» представляет собой программно методическое пособие по художественно - эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В нем представлены все виды художественной деятельности детей: изобразительная, декоративно - прикладная, музыкально - исполнительская и музыкально - образовательная, театрально - художественная деятельность, знакомство с разными видами искусства.

Программа предполагает организацию занятий, бесед, бесед-концертов, развлечений, игр, праздников интегративного характера. Особое внимание авторы рекомендуют уделять комплексным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности [4].

Все формы деятельности предусматривают использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.

Задачи программы: воспитание эстетического восприятия; приобщение к миру искусства; развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства; развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно - деятельного общения с взрослыми.

Основные положения программы - раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов (без запретов и категоричных обращений).

Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству и музыке. Одна из ее основных целей - помочь в поиске пути к доброму, духовному. Программа нацеливает на воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, на умение слышать, видеть, чувствовать и сопереживать [7].

Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет - «Радость творчества» (автор - O.A. Соломенникова, ред. - Т.С. Комарова).

Адресована воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства. Название программы выбрано не случайно. Работы отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют: художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное настроение, обеспечивая эмоционально - положительное состояние. Дети развиваются неодинаково, поэтому педагог профессионально грамотным руководством должен каждому ребенку дать возможность, активно проявить себя и испытать радость творческого созидания.

Рисование, лепка, аппликация вызывают у детей интерес, но лишь при условии успешного овладения всеми необходимыми средствами и способами деятельности, что обеспечивает радость творчества, всестороннее развитие и позволяет эффективно решать задачи подготовки детей к школе.

Система работы построена на основе концепции эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С. Комаровой, основана на интеграции различных видов детской деятельности.

Материалы для занятий включают авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами-практиками.

Программа «Радость творчества» рассчитана на два года обучения.

Для детей 5-6 лет разработаны восемь тем («Знакомство с работой студии», «Народное искусство», «Волшебная Дымка», «Русские народные потешки», «Филимоновские свистульки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Городецкие цветы» и «Русские народные сказки»), а для детей 6-7 лет - 11 тем («Русская народная песня», «Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Голубая Гжель», «Русские народные игры», «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа», «Золотая Хохлома», «Русская матрешка», «Жостово», «Народные промыслы родного края» и «Сказки»). Программа предусматривает диагностическое обследование детей, оснащена конспектами занятий по всем блокам. Апробирована в Москве, Московской области и Хакасии[9].

Итак, в рассмотренных образовательных программах имеются разделы, в которых ставится задача эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой.



1.4. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста



Возрастные особенности детей шестого года жизни. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение “взрослости” и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Задачи воспитания и развития:

Укрепление и обогащение здоровья, дальнейшее развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.

Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

Формирование готовностей к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Психические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; воображение, познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).

Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром [1].

Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.

Готовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета “Родной язык”; математическое развитие как предпосылка изучения “Математика”; художественно-эстетическое развитие как предпосылка изучения предмета “Искусство” и т.д.

Серьезной проблемой остается недостаточное развитие воображения – процесса, который сегодня считается психологами одним из главных в обучении. В школу приходят “недоигравшие” дети с низким уровнем развития воображения, с неумением выполнять роль, придумывать сюжет, строить взаимоотношения с окружающими.

В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению. Более того, по мнению Григорьевой Г.Г. “в познавательном процессе теоретическое мышление и продуктивное воображение выполняют единую функцию, включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих”.

Л.С.Выготский считал, что один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Суть его заключается в следующем: каждый объект, предмет или явление окружающего мира может рассматриваться как система, имеющая свою надсистему, подсистему, обладающая основной и вспомогательными функциями, а также характеризующаяся определенными свойствами; и которую можно сравнивать с другими системами по всем ее параметрам и дать метафорическое сравнение.

При обучении детям не даются готовые алгоритмы для заучивания. Дети сами “открывают” их при помощи наводящих вопросов, что уже является творческим подходом. Выявление детьми алгоритмов в процессе обучения. А затем представление их в какой-либо форме (чаще в графической или образной), дает детям способ эффективного решения задания и упражнения.

Для ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста творческая активность характеризуется следующими признаками: интерес к предстоящей работе; устойчивость интереса на протяжении всего выполнения задания; включение в выполнение без побуждения извне; собственная инициатива в преодолении трудностей задания; выход за “рамки” требований к заданию за счет привлечения элементов творческого воображения [13].

Особенностью программы обучения и развития является то, что детей обучают способам воспринимать, усваивать и применять изучаемую информацию (материал) в разных модальностях: зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, обонятельных представлениях.























2. ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК (ДЫМКОВСКОЙ) СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ



В программе обучения лепки в детском саду поставлены следующие задачи:

1. Работа с материалом: с пластилином, глиной, соленым тестом, учить наносить узор стекой или палочкой.

2. Композиция: создавать поделки из частей различной формы, учить лепить человека, соблюдать особенности пропорций тела и величину фигуры, жанровые сценки по эскизам; учить создавать несложные многофигурные композиции, отражать характер движения и покоя, закреплять умение лепить из куска. Знакомить с рельефом. Учить росписи по пластилину с грунтовкой из папье-маше, по высушенной глине, по тесту; расписывать игрушки по образцу.



2.1. Констатирующий эксперимент



Экспериментальная работа осуществляется на базе МБДОУ детского сада №68 г. Уфы. В нашем исследовании принимало участие 5 детей из них 3 девочки и 2 мальчика. Им было предложено “поиграть” с экспериментатором, создав по образцу, а если не справляется, по показу, глиняную игрушку.

Мы в нашем исследовании обратили внимание на следующие операции, которые необходимо уметь выполнять при лепке:

- отщипывание маленьких комочков глины от большого;

- скатывание прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.);

- скатывание кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.);

- сплющивание комочков;

- вдавливание комочков;

- оттягивание мелких частей и деталей изображения;

- лепка пальцами;

- использование стеков;

- лепка по частям;

- лепка из целого куска.

Проанализировав результаты творчества детей, до систематической работы с ними, можем отметить следующие особенности. (Таблица 1)

Таблица 1 Результаты творчества детей до ознакомления с народной игрушкой

Вид операции

Кол-во успешных детей, %

1

отщипывание маленьких комочков глины от большого

80 %

2

скатывание прямым движением (палочки, цилиндры)

20%

3

скатывание кругообразными движениями (шарики, ягодки, мяч.)

20%

4

сплющивание комочков

-

5

вдавливание комочков

-

6

оттягивание мелких частей и деталей изображения

20%

7

лепка пальцами

80%

8

использование стеков

-

9

лепка по частям

30%

10

лепка из целого куска

-



У 4 детей из 5 хорошо сформировано умение отщипывать маленькие комочки глины от большого комка.

Но 4 ребенка затруднялись при скатывании прямым движением палочек, цилиндров, и кругообразными движениями шариков, ягодок, мячиков и т.д.

Все дети испытывали трудности при сплющивании комочков, вдавливании комочков, оттягивании мелких частей и деталей изображения, а также не умели пользоваться стеками и 2 ребенка вообще отказались пользоваться ими. Дети не умеют лепить из целого куска, лепка из деталей давалась сравнительно более просто, но и здесь дети не избежали трудностей.



2.2. Формирующий эксперимент



С помощью тематических игр-драматизаций, бесед, творческих заданий, интерактивных экскурсий у детей складывается система впечатлений о красоте и сезонных изменениях окружающего мира, об исторической, культурной традиции своего народа, пробуждается чувство причастности к ней.

В процессе совместных творческих занятий, свободной игры у малышей формируется опыт вхождения в общественные отношения: они учатся добиваться поставленной цели, переживать первые победы и неудачи, быть щедрыми и терпеливыми, внимательными, исполнительными и инициативными.

Игровая деятельность, являющаяся ведущей на занятиях студий, способствует процессу социализации детей. Подобно сказке игра имеет свою воспитательную цель и увлекательную, понятную детям тему. Возможности игр-драматизаций велики, ведь получение различных знаний по географии, истории, археологии, архитектуре, эстетике, народно-бытовой и художественной культуре становится впечатлением, формирующим внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой игр и сопутствующих занятий.

Несколько занятий, объединенных общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл. Как правило, каждый такой цикл включает четыре-пять занятий, экскурсию, праздник.

Структуру части “Рукоделие” (или “Творческое задание”) для старших возрастных групп можно представить в виде следующей схемы:

- Организация рабочего пространства.

- Вводная беседа.

- Постановка педагогом задачи.

- Подготовка необходимых для работы материалов.

- Выполнение задания.

- Подведение итогов.

Таким образом, после совместной с детьми организации рабочего пространства педагог приглашает детей собраться в круг либо занять места за столами – в зависимости от замысла вводной беседы перед рукоделием.

Вводная беседа строится на диалоговой основе (см. “Тематическая беседа”) или как познавательная игра с использованием наглядного материала по теме рукоделия. Ее цель – пробудить в детях интерес к тому или иному виду творчества, создать мотивацию деятельности.

Например, вот как строится вводная беседа перед рукоделием в тематическом цикле “Гончарных дел мастера” (дети шести лет), в ходе которого мы знакомимся с основными гончарными промыслами России, лепим и расписываем глиняные игрушки.

Вводная беседа перед рукоделием в цикле “Гончарных дел мастера” 
“Гости-игрушки”

Расставляем на столике уже знакомые детям по прошлым занятиям филимоновские и дымковские игрушки. Вспоминаем, из каких русских сел они к нам “приехали”.

“Знакомимся” с новыми гостями: из города Каргополя (каргопольские игрушки) и из села Абашево (абашевская игрушка).

Сравниваем основные цвета:

Каргопольская игрушка – блекловата, кирпично-красный, зеленый, черный цвета, много оттенков коричневого, Абашевская игрушка – сочетание темно-красного или ярко-голубого с золотыми деталями или неокрашенной глиной.

“Отправь игрушку мастеру” (познавательная игра) 
Расставляем на столике игрушки разных народных промыслов: “игрушки заблудились”. Ставим 4 домика в разных местах стола: это “деревни Абашево, Филимоново, Дымково, город Каргополь”. Просим детей “отправить игрушки по домам” – разобрать по видам:

дымковскую – в “Дымково”;

каргопольскую – в “Каргополь”;

абашевскую – в “Абашево”.

“Игрушечные образы” - разглядываем и называем – каких персонажей изображали мастера из разных мест в игрушках:

птицы и звери;

домашние животные;

всадники;

барышни-красавицы;

солдатики;

музыканты;

сказочные образы: например, каргопольский Полкан: полчеловека, полконя – символ труженика-землепашца.

Педагог:

– Игрушки, сделанные руками мастеров, отражают красоту нерукотворного мира, труды человека: ратные и земледельческие, представления о прекрасном в жизни, об отдыхе после трудов: нарядные барышни, веселые гармонисты и пр. Можно ли найти среди игрушек человеков-пауков? Страшных динозавров? Злобных монстров?

– Нет.

– Почему такие игрушки мастерами никогда не делались для детей?

Ответ шестилетнего мальчика:

– Потому что народные игрушки – добрые, а эти – злые, одни дают детям в руки добро, а другие – зло.

Размышляем:

– Можно ли подражать злому, даже в игре?

– Нет, никогда нельзя, чтобы самому не стать на него похожим…

Далее мы готовимся лепить из глины коников (наподобие дымковских), предварительно обсуждая, почему эта игрушка – добрая, как служит конь человеку, что значит конь в жизни земледельца и воина…

Как правило, методическим материалом тут служат тряпичные куклы, поделки из природного материала, слайды, фотографии или интерьер, передающий особенности разных времен года.

Вводная беседа заканчивается постановкой педагогом задачи, цели рукоделия (чему будем учиться, что делать). Затем дети, следуя указаниям педагога, раскладывают на своем рабочем месте необходимый для рукоделия материал.

Педагог показывает начальный этап выполнения работы и далее во время выполнения задания детьми (если только не предусмотрено свободное творчество) комментирует и контролирует поэтапный ход работы, дожидаясь, пока каждый ребенок выполнит необходимое; подходит к детям, помогает справляться с возникающими трудностями, подсказывает родителям, чем помочь ребенку.

В ходе занятий по программе “Введение в традицию”, как правило, используются различные подходы к выполнению заданий: по предметному, декоративному, комплексному и другим принципам. Однако ведущим подходом к изобразительной деятельности детей является сюжетный, основанный на принципе целостности: от целого – к деталям, а не наоборот. Задавая изначально целостный, сюжетный образ в качестве предмета рукоделия, педагог в ходе выполнения задания помогает детям осмысливать способы изображения.

Итогом сюжетной изобразительной деятельности становятся, как правило, эстетически привлекательные композиции, в которых отдельные предметы, персонажи и образы связаны между собой по смыслу и размещению в пространстве.

При подведении итогов творческого задания или рукоделия дети собирают и размещают работы в специально приготовленном месте. Это может быть покрытый соответствующей по цвету материей столик с укрепленными на нем веточками и другим природным материалом, площадка с картонными домиками, используемыми для показа сказок – сообразно содержанию творческого задания или рукоделия.

Далее:

– рассматриваем, “что у нас получилось”;

– подмечаем индивидуальные особенности разных работ, сравниваем их с этой точки зрения;

– по необходимости отмечаем возникшие трудности.

Все удачи и неудачи педагог проговаривает индивидуально с каждым ребенком, подходя к нему в процессе выполнения задания.

В заключение отметим, что входит в подготовительную работу педагога к проведению части занятия “Творческие задания, рукоделие”.

В ходе подготовки к занятию педагогу необходимо:

– обосновать выбор темы рукоделия (творческого задания), ее значение для раскрытия содержания данного занятия и всего тематического цикла;

– определить для себя педагогические задачи, решаемые с помощью данного вида рукоделия (задания): воспитательные, познавательные (“что узнаем нового”), обучающие (“каким навыкам работы с материалом и пр. научились”);

– проанализировать ход вводной беседы с точки зрения диалогового подхода и ее познавательного значения;

– отобрать необходимый наглядный и рабочий материал с учетом возрастных особенностей детей;

– уточнить: “поэтапный” (“пошаговый”) порядок работы и необходимые комментарии по каждому этапу, распределение усилий, если предполагается совместная деятельность, в звеньях: “мама – ребенок”, “ребенок – ребенок”, “группа детей”, “дети – взрослые”;

– определить конкретные действия каждого звена; зону свободного творчества.

Общая продолжительность занятия лепкой составляет 30 минут.

2.3. Контрольный эксперимент



После проведенной работы мы можем отметить следующие изменения (Таблица 2)

Таблица 2 Результаты творчества детей после ознакомления с народной игрушкой

Вид операции

Кол-во успешных детей, %

1

отщипывание маленьких комочков глины от большого

100 %

2

скатывание прямым движением (палочки, цилиндры)

100%

3

скатывание кругообразными движениями (шарики, ягодки, мяч.)

80%

4

сплющивание комочков

100%

5

вдавливание комочков

100%

6

оттягивание мелких частей и деталей изображения

80%

7

лепка пальцами

100%

8

использование стеков

100%

9

лепка по частям

100%

10

лепка из целого куска

100%



У всех детей хорошо сформировано умение отщипывать маленькие комочки глины от большого комка.

Только 1 ребенок затруднялся при скатывании кругообразными движениями шариков, ягодок, мячиков. Все дети хорошо научились скатыванию прямым движением палочек, цилиндров.

Все дети справлялись с операцией сплющивания и, вдавливания комочков, 1 ребенок затруднялся при оттягивании мелких частей и деталей изображения.

Все дети с удовольствием и успешно пользовались стеками. Дети научились лепить из целого куска, лепка из деталей давалась им без трудностей.

Чтобы оценить качество работы детей по лепке народной игрушке, можно выделить 3 уровня успешности. Высокому уровню соответствует пропорциональность изделия, аккуратность, наличие мелких, хорошо вылепленных деталей, аккуратно нанесенный орнамент или узор.

Средний уровень – изделие пропорционально, но есть неаккуратность в выполнении мелких деталей, и допустимы небольшие нарушения пропорций. Для низкого уровня характерно грубое нарушение пропорций, неаккуратность, изделие раскрашено грязно, неряшливо, либо вообще не раскрашено.

Знания, умения и навыки по технике лепки.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Лепка. В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок. Также возможно расписывание вылепленных изделий, где необходимы следующие навыки рисования.

Прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия - один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую - с просветами).

Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски - гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).

Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.

В результате работы дети могут:

– использовать детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина), материала, цвета;

– анализировать и копировать образцы построек, создавать собственные постройки;

– изготавливать несложные декоративные украшения (бусы, подвески), расписывать их;

– лепить животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции;

– разыгрывать несложные сценки с использованием изготовленных поделок.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Использование дымковской и филимоновской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

2. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Значение лепки для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника очень велико. Прежде всего, она осуществляет задачи всестороннего развития.

Лепка - вид изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Дети воспроизводят в лепке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения.

На занятиях по лепке развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, и труд советских людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность отразить эти впечатления и свое отношение к ним.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Воспитатель предлагает детям такое содержание для лепки, которое вызывало бы необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы оно было интересно для ребенка, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше.

Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.

Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.

Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношений к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение и т. д. Для детей понятнее это сочетание эстетического и нравственного в тех случаях, когда внешняя красота совпадает с благородным назначением предмета.

Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

Использование дымковской и филимоновской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 528 с.

  2. .Гончарова Н. Матрешка в жизни ребенка [Текст] / Н. Гончарова // Дошкольное воспитание. 1990.-№12. - с. 23 - 25.

  3. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве [Текст]: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / А.А. Грибовская. - Изд-во Просвещение. М., 2011.

  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 344с.

  5. Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.

  6. Ильина Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С. 13-15.

  7. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева.- СПб.: Детство - Пресс, 2004.

  8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] /: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 176 с.

  9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2002 г.

  10. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Комарова // в сб.: актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 1994.

  11. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256с.

  12. Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  13. Крысько В.Г. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2014. - 336 с.

  14. Поровская Г.А. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество [Текст]: Учебно-методическое пособие / под. ред. Т.Я. Шпикаловой Г.А. Поровской. - М.: Гумонит, Владос, 2000 г.

  15. Соломенникова О.А. О парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников [Текст] / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 9.

  16. Цветкова Т. Знакомьтесь: матрешка [Текст] / Т. Цветкова // Дошкольное воспитание. -1994.-№4.-с. 29-32.

  17. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно - прикладного искусства [Текст] / Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Знакомство детей дошкольного возраста с дымковским промыслом»

Автор: Валиахметова Эльвира Рифкатовна, Пиликина Диля Раисовна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "«Знакомство детей дошкольного возраста с дымковским промыслом»"
    ["seo_title"] => string(66) "znakomstvo-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-s-dymkovskim-promyslom-1"
    ["file_id"] => string(6) "309509"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458814022"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Знакомство с дымковской игрушкой"
    ["seo_title"] => string(33) "znakomstvo_s_dymkovskoi_igrushkoi"
    ["file_id"] => string(6) "524198"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572026885"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства