«Значение устного народного творчества в воспитании гражданских чувств дошкольника»
«Значение устного народного творчества в воспитании гражданских чувств дошкольника»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная и сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Устное народное творчество, являясь ценной частью народной культуры, раскрывает истинные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности и художественные вкусы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Значение устного народного творчества в воспитании гражданских чувств дошкольника» »
Тема: «Значение устного народного творчества в воспитании гражданских чувств дошкольника».
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная и сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Устное народное творчество, являясь ценной частью народной культуры, раскрывает истинные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности и художественные вкусы.
Видный педагог В.Н. Сорока - Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию личности в целом, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам и, конечно же, к устному народному творчеству, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, он легко, без особого труда, порой инициативно осваивает его.
Устное народное творчество, включающее в себя разные жанры: сказки, потешки, пословицы и поговорки, частушки, загадки и др.,- это неоценимое богатство каждого народа, показатель его способностей и таланта. Оно представляет собой особый вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создавались в соответствии с многовековыми традициями народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.
Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру. К тому же оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. А это очень важно для развития гражданственности и патриотизма у наших дошкольников.
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и в наиболее полном объеме было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.
А теперь рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, наши малыши испытывают те или иные чувства, переживают вместе с полюбившимися героями. Наверняка, нет ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются и видят, как то или иное поведение приводит к определенным результатам: хорошие поступки награждаются, а плохие часто наказываются.
Так, в сказке “Морозко” дочь старика награждена за трудолюбие, доброту, приветливость. Иван-царевич в сказке “Царевна-лягушка” сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке, а они за это помогают ему освободить Василису Прекрасную.
И наоборот, ленивицу Морозко сурово наказывает, а девочке-привереднице в сказке «Гуси-лебеди» пришлось преодолеть много трудностей, чтобы спасти братца.
Очень важно для детей, чтобы в сказке герой, олицетворяющий добро, был всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличает ум, красота, решительность, готовность к подвигу. Вот почему дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту любовь из мира сказок в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главные истины человеческой жизни, понимать сущность заключенной в сказке морали, морали, по законам которой им предстоит жить.
В.П.Аникин указывал, что ’’сказки - нравственный кодекс народа, их герои - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека”
И действительно, сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, но она заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. За счет того, что ребенок входит в мир изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, по-своему, по-детски оценивает их поступки, у него формируются положительные нравственные качества и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок.
Кроме этого, сказки учат наших дошкольников правилам общения людей друг с другом. Вежливое обращение, высказывание просьбы, уважительное отношение к старшим, нежное к матери (“поклонимся в пояс”, ”ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила”, “Здравствуй, кумушка, хлеб да соль“ и “маменька, матушка“ помогают детям усвоить нормы общения и поведения в обществе.
Сказки важны не только в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников, но и в познавательном отношении. Сказки знакомят детей с историей земли русской, с традициями и обычаями русского народа. Немудреная хозяйственная утварь (чугунок, ухват веретенце, прялка) не хитрое убранство (рогожа, домотканые половики) о которых дети узнают из сказок, помогают им изучить быт народа в далеком прошлом.
Из сказок дети получают представления и о русской национальной одежде прошлых времен: пышные длинные юбки да сарафаны, холщовые рубахи и лапти у бедных; плисовые штаны, жакеты из бархата, отделанные собольим мехом, и нарядные кокошники у богатых.
В сказках отражается борьба народа с угнетением и насилием. Будь то коварство Кощея‘ ли посягательство на засеянные крестьянами поля Дракона. Герой сказки мужественно и до конца борется с нечистью, и все это во имя правды и справедливости, во имя человека и своей родной земли. У детей, понявших это, впервые зарождается чувство Родины, стремление защищать и оберегать ее.
Из многих сказок, будь то волшебные или бытовые, дети узнают, чем занимались люди в прошлые времена. И что бы наши далекие предки не делали: сеяли рожь, мололи муку, пекли хлеб в русской печи, ткали и пряли..., во всем проявляли огромное трудолюбие. Даже во многих сказках о животных, где действия и поведение людей воплощены в образах животных, отражается важная мысль: каждый должен добросовестно делать то, что он хорошо умеет делать и что принесет больше пользы другим (“ Крылатый, мохнатый, масляный”).
Дети понимают, что русский народ воспевает и прославляет трудолюбивых. Так, Крошечка - Хаврошечка из одноименной сказки и дочь старика из сказки ’’Морозко” стали олицетворением трудолюбия. И дошкольники по-иному, с большей ответственностью начинают относится к трудовым поручениям, начинают понимать значение труда в их жизни и деятельности, что несомненно важно для воспитания будущего гражданина. Немаловажную роль в формировании личных качеств ребенка и его гражданских чувств играют пословицы и поговорки.
В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание. В пословицах и в поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представлению о своем месте на земле.
К.П. Успенский высоко ценил воспитательное значение пословиц: ’’Наши пословицы важны тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем так нельзя ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц”.
Пословицы и поговорки - особый вид устного народного творчества, веками шлифовавшегося и впитавшего в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они невелики по объему, но емки по смыслу: ’’Мал золотник, да дорог“, ’’Волков бояться - в лес не ходить”, “Долг платежом красен” и др.
Для воспитания у дошкольников любви к Родине широко используются такие пословицы, как “Родимая сторона - мать, а чужая- мачеха”, “За морем теплее, а у нас светлее44, “Москва всем городам мать”. Такие пословицы оказывают огромное влияние на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения.
Многие пословицы и поговорки посвящены тому, как и чему, учить и воспитывать: ”Не учи безделью, а учи рукоделию”, “Ученья корень горек, да плод сладок”, “Ученье свет, а неученье - тьма”.
Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду: ’’Делу - время, потехе - час”, “Без труда не вынешь и рыбку из пруда”, а также различным сторонам трудовой деятельности. Они выражают уважительное отношение к людям труда, в них высокая оценка трудового умения и в то же время сурово осуждается лень: ’’Труд человека кормит, а лень портит”. В пословицах и поговорках дети чувствуют насмешку народа над ленивыми: ’’Пропустя лето, да в лес по малину”, понимают, что всякое дело требует усилий со стороны человека: ’’Хочешь есть калачи - не сиди на печи”.
Пословицы и поговорки очень точно показывают особенности труда и быта, прежде всего крестьянского: “Пашню пашут - там руками не машут”, “Жнут поле в пору”.
Многие пословицы и поговорки, возникнув под влиянием впечатлений от работы на земле, зафиксировали некоторые предметы, показывающие наблюдательность земледельца: ’’Овсы и льны в августе смотри”, “Зима красна снегом, а осень хлебом”.
Таким образом, обращение к пословицам и поговоркам, посвященным труду и трудовому человеку, у дошкольников формирует положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека.
Целый пласт пословиц посвящен семье, материнской любви и любви малыша к самому главному в его жизни человеку - к матери: ”Нет такого дружка, как родима матушка”, “При солнышке тепло, при матери добро”, “На что клад, коль в семье лад”, “Птица радуется весне, а младенец матери”.
Велико значение пословиц и поговорок для понимания детьми ценности дружбы: ’’Человек без друзей, что дуб без корней”, “Старый друг лучше новых двух”, “Крепкую дружбу и топором не разрубишь”. Пословицы о дружбе помогают детям понять, что без друзей человек одинок, слаб в любом деле, ведь: ’’Один в поле не воин”, ’’Хорошему другу можно доверить самое сокровенное, он не выдаст”. Верный друг всегда придет на помощь, он в беде окажется рядом. Понимание этого очень важно для ребенка, находящегося в детском коллективе, где впервые зарождается дружба.
Пословицы и поговорки по своей сути очень поучительны. Бичуя людские пороки и, наоборот, восхваляя положительные их качества и добродетели, они учат тем самым наших малышей любить Родину, ценить дружбу, воспитывают в детях трудолюбие и такие ценные личные качества, как правдивость, честность, ответственность, смелость и т.д., которые отличают настоящего гражданина.
Другим, не менее важным средством для решения воспитательных, познавательных, а также развивающих задач, являются загадки.
Загадка одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе, отличающие его от других, и по которым необходимо его правильно определить через сравнения с отдаленно сходными:
’’Без рук, без ног, а рисовать умеет”, “По горам, по долам ходит шуба да кафтан”.
Мысль в загадке выражается не открыто и прямо, а переносно, причем в иносказательной форме. И что бы дойти до смысла, заложенного в загадке, важно быть очень сообразительным, догадливым, способным преодолеть немалые создаваемые загадкой трудности логического порядка и обладать, по мнению С.Г. Лазутина, довольно ’’развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением”.
Отгадывание загадок требует от ребенка внимательного наблюдения предметов и явлений, четких представлений, понятий обо всем том, что непосредственно окружает его в жизни. А это в свою очередь связано с умением сравнивать, сопоставлять те или иные объекты окружающей действительности, выделять в них общее и в то же время характерное лишь для одного предмета или явления.
Кроме того, загадки способствуют развитию умственной активности. Ю.Т. Илларионова так определяет значение загадки в развитии детского ума: ’’Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения”.
Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок, вызывают у детей познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни, будь то загадки о растительном и животном мире, о предметах обихода или явлениях природы, знания о которых дети получают, изучая лексические темы, такие например, как ’’Домашние животные”, ’’Перелетные птицы”, “Мебель”, “Одежда”, “Лес”, “Ягоды”, ” Грибы” и др.
Также предметность и конкретность загадки заставляет ребенка задуматься над вопросами: что из чего сделано? для чего используется? на что похоже? и т.п., подводя тем самым к пониманию сущности предмета или явления.
Загадка, являясь формой отражения окружающей действительности в специфических для нее, метафорических образах, запечатлела опыт народа, его наблюдательность: ”То блин, то полблина, то та, то эта сторона”.
Загадки - словно поэзия, соединенная с игрой ума, е умением мыслить образами, мыслить поэтически. Вот почему соприкосновение с загадкой вызывает определенные эстетические чувства: восхищение яркостью и лаконичностью созданных в ней образов, например:
Я как песчинка мал,
А землю покрываю.
Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух лежу я на полях,
И, как алмаз, блещу при солнечных лучах.
Ю.Г. Илларионов эстетическое значение загадок видит в том, что они привлекают детей сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение, что в свою очередь обогащает словарь самих дошкольников, способствует развитию их речи и формирует чувство языка.
Таким образом, приобщение дошкольников к богатейшему культурному наследию своего народа позволяет с успехом решать не только нравственно - эстетические задачи и обогащать их представления об окружающем мире, пополнять знания об историческом прошлом русского народа, но и позволяет влиять на развитие личности ребенка в целом, формировать в нем такие качества, как любовь к Родине и своему народу.