kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Значение устного народного творчества в воспитании гражданских чувств дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная и сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Устное народное творчество, являясь ценной частью народной культуры, раскрывает истинные истоки духовной жизни народа, на­глядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности и ху­дожественные вкусы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Значение устного народного творчества в воспитании гражданских чувств дошкольника» »




Тема: «Значение устного народного творчества в воспитании гражданских чувств дошкольника».


Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная и сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Устное народное творчество, являясь ценной частью народной культуры, раскрывает истинные истоки духовной жизни народа, на­глядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности и ху­дожественные вкусы.

Видный педагог В.Н. Сорока - Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для обще­ства. И ничто так не способствует формированию личности в целом, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, об­рядам и, конечно же, к устному народному творчеству, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, он легко, без особого труда, порой инициативно осваивает его.

Устное народное творчество, включающее в себя разные жанры: сказки, потешки, пословицы и поговорки, частушки, загадки и др.,- это неоценимое богатство каждого народа, показатель его способно­стей и таланта. Оно представляет собой особый вид духовного освое­ния действительности человеком с целью творческого преобразова­ния окружающего мира по законам красоты. Народное искусство ле­жит корнями глубоко в древности. Его произведения создавались в соответствии с многовековыми традициями народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.

Словесное творчество народа, являясь видом народного искус­ства, изначально связано с трудовой деятельностью человека и пред­ставляет одновременно материальную и духовную культуру. К тому же оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количест­во информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. А это очень важно для развития гражданственности и патриотизма у наших дошкольников.

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помо­щью устного народного творчества, важно не только чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и в наиболее полном объ­еме было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

А теперь рассмотрим значение различных жанров произведе­ний устного народного творчества в отдельности.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, наши малыши испытывают те или иные чувства, пе­реживают вместе с полюбившимися героями. Наверняка, нет ребен­ка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то пло­хое, с чем герои борются и видят, как то или иное поведение приво­дит к определенным результатам: хорошие поступки награждаются, а плохие часто наказываются.

Так, в сказке “Морозко” дочь старика награждена за трудолю­бие, доброту, приветливость. Иван-царевич в сказке “Царевна-ля­гушка” сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке, а они за это помогают ему освободить Василису Прекрасную.

И наоборот, ленивицу Морозко сурово наказывает, а девочке-привереднице в сказке «Гуси-лебеди» пришлось преодолеть много трудностей, чтобы спасти братца.

Очень важно для детей, чтобы в сказке герой, олицетворяющий добро, был всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защи­щающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличает ум, красота, решительность, готовность к подвигу. Вот по­чему дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту любовь из мира сказок в мир реальный.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главные истины человеческой жизни, понимать сущность заключенной в сказке мора­ли, морали, по законам которой им предстоит жить.

В.П.Аникин указывал, что ’’сказки - нравственный кодекс наро­да, их герои - это хотя и воображаемые, но примеры истинного пове­дения человека”

И действительно, сказка вводит ребенка в некоторые вообра­жаемые обстоятельства, но она заставляет пережить вместе с героя­ми такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последую­щую жизнь. За счет того, что ребенок входит в мир изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, пе­реживает их радости и печали, по-своему, по-детски оценивает их по­ступки, у него формируются положительные нравственные качества и вместе с тем у него начинают складываться реалистические крите­рии эстетических оценок.

Кроме этого, сказки учат наших дошкольников правилам обще­ния людей друг с другом. Вежливое обращение, высказывание прось­бы, уважительное отношение к старшим, нежное к матери (“покло­нимся в пояс”, ”ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпа­рила”, “Здравствуй, кумушка, хлеб да соль“ и “маменька, матушка“ помогают детям усвоить нормы общения и поведения в обществе.

Сказки важны не только в нравственно-эстетическом воспита­нии дошкольников, но и в познавательном отношении. Сказки знако­мят детей с историей земли русской, с традициями и обычаями рус­ского народа. Немудреная хозяйственная утварь (чугунок, ухват вере­тенце, прялка) не хитрое убранство (рогожа, домотканые половики) о которых дети узнают из сказок, помогают им изучить быт народа в далеком прошлом.

Из сказок дети получают представления и о русской националь­ной одежде прошлых времен: пышные длинные юбки да сарафаны, холщовые рубахи и лапти у бедных; плисовые штаны, жакеты из бар­хата, отделанные собольим мехом, и нарядные кокошники у богатых.

В сказках отражается борьба народа с угнетением и насилием. Будь то коварство Кощея‘ ли посягательство на засеянные крестьяна­ми поля Дракона. Герой сказки мужественно и до конца борется с не­чистью, и все это во имя правды и справедливости, во имя человека и своей родной земли. У детей, понявших это, впервые зарождается чувство Родины, стремление защищать и оберегать ее.

Из многих сказок, будь то волшебные или бытовые, дети узнают, чем занимались люди в прошлые времена. И что бы наши далекие предки не делали: сеяли рожь, мололи муку, пекли хлеб в русской пе­чи, ткали и пряли..., во всем проявляли огромное трудолюбие. Даже во многих сказках о животных, где действия и поведение людей во­площены в образах животных, отражается важная мысль: каждый должен добросовестно делать то, что он хорошо умеет делать и что принесет больше пользы другим (“ Крылатый, мохнатый, масляный”).

Дети понимают, что русский народ воспевает и прославляет трудолюбивых. Так, Крошечка - Хаврошечка из одноименной сказки и дочь старика из сказки ’’Морозко” стали олицетворением трудолю­бия. И дошкольники по-иному, с большей ответственностью начина­ют относится к трудовым поручениям, начинают понимать значение труда в их жизни и деятельности, что несомненно важно для воспи­тания будущего гражданина. Немаловажную роль в формировании личных качеств ребенка и его гражданских чувств играют пословицы и поговорки.

В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание. В пословицах и в по­говорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устрой­ство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представлению о своем месте на земле.

К.П. Успенский высоко ценил воспитательное значение посло­виц: ’’Наши пословицы важны тем, что в них, как в зеркале, отрази­лась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем так нельзя ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц”.

Пословицы и поговорки - особый вид устного народного твор­чества, веками шлифовавшегося и впитавшего в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они невелики по объему, но емки по смыслу: ’’Мал золотник, да дорог“, ’’Волков бояться - в лес не хо­дить”, “Долг платежом красен” и др.

Для воспитания у дошкольников любви к Родине широко ис­пользуются такие пословицы, как “Родимая сторона - мать, а чужая- мачеха”, “За морем теплее, а у нас светлее44, “Москва всем городам мать”. Такие пословицы оказывают огромное влияние на формирова­ние любви к родному краю, бережного отношения к тому, что чело­века окружает и близко ему с момента рождения.

Многие пословицы и поговорки посвящены тому, как и чему, учить и воспитывать: ”Не учи безделью, а учи рукоделию”, “Ученья корень горек, да плод сладок”, “Ученье свет, а неученье - тьма”.

Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду: ’’Делу - время, потехе - час”, “Без труда не вынешь и рыбку из пруда”, а также различным сторонам трудовой деятельности. Они выражают уважительное от­ношение к людям труда, в них высокая оценка трудового умения и в то же время сурово осуждается лень: ’’Труд человека кормит, а лень портит”. В пословицах и поговорках дети чувствуют насмешку наро­да над ленивыми: ’’Пропустя лето, да в лес по малину”, понимают, что всякое дело требует усилий со стороны человека: ’’Хочешь есть калачи - не сиди на печи”.

Пословицы и поговорки очень точно показывают особенности труда и быта, прежде всего крестьянского: “Пашню пашут - там ру­ками не машут”, “Жнут поле в пору”.

Многие пословицы и поговорки, возникнув под влиянием впе­чатлений от работы на земле, зафиксировали некоторые предметы, показывающие наблюдательность земледельца: ’’Овсы и льны в авгу­сте смотри”, “Зима красна снегом, а осень хлебом”.

Таким образом, обращение к пословицам и поговоркам, посвя­щенным труду и трудовому человеку, у дошкольников формирует положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важ­ности труда в жизни человека.

Целый пласт пословиц посвящен семье, материнской любви и любви малыша к самому главному в его жизни человеку - к матери: ”Нет такого дружка, как родима матушка”, “При солнышке тепло, при матери добро”, “На что клад, коль в семье лад”, “Птица радуется весне, а младенец матери”.

Велико значение пословиц и поговорок для понимания детьми ценности дружбы: ’’Человек без друзей, что дуб без корней”, “Старый друг лучше новых двух”, “Крепкую дружбу и топором не разру­бишь”. Пословицы о дружбе помогают детям понять, что без друзей человек одинок, слаб в любом деле, ведь: ’’Один в поле не воин”, ’’Хорошему другу можно доверить самое сокровенное, он не выдаст”. Верный друг всегда придет на помощь, он в беде окажется рядом. Понимание этого очень важно для ребенка, находящегося в детском коллективе, где впервые зарождается дружба.

Пословицы и поговорки по своей сути очень поучительны. Би­чуя людские пороки и, наоборот, восхваляя положительные их качест­ва и добродетели, они учат тем самым наших малышей любить Роди­ну, ценить дружбу, воспитывают в детях трудолюбие и такие ценные личные качества, как правдивость, честность, ответственность, сме­лость и т.д., которые отличают настоящего гражданина.

Другим, не менее важным средством для решения воспитатель­ных, познавательных, а также развивающих задач, являются загадки.

Загадка одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно ок­ружающих человека в быту, в природе, отличающие его от других, и по которым необходимо его правильно определить через сравнения с отдаленно сходными:

’’Без рук, без ног, а рисовать умеет”, “По горам, по долам ходит шуба да кафтан”.

Мысль в загадке выражается не открыто и прямо, а переносно, причем в иносказательной форме. И что бы дойти до смысла, зало­женного в загадке, важно быть очень сообразительным, догадливым, способным преодолеть немалые создаваемые загадкой трудности ло­гического порядка и обладать, по мнению С.Г. Лазутина, довольно ’’развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением”.

Отгадывание загадок требует от ребенка внимательного на­блюдения предметов и явлений, четких представлений, понятий обо всем том, что непосредственно окружает его в жизни. А это в свою очередь связано с умением сравнивать, сопоставлять те или иные объекты окружающей действительности, выделять в них общее и в то же время характерное лишь для одного предмета или явления.

Кроме того, загадки способствуют развитию умственной ак­тивности. Ю.Т. Илларионова так определяет значение загадки в раз­витии детского ума: ’’Отгадывание загадок оттачивает и дисциплини­рует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказатель­ству, развивает способность, формирует умение самостоятельно де­лать выводы, умозаключения”.

Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок, вызывают у детей познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни, будь то загадки о растительном и животном мире, о предметах обихода или явлениях природы, знания о которых дети получают, изучая лек­сические темы, такие например, как ’’Домашние животные”, ’’Пере­летные птицы”, “Мебель”, “Одежда”, “Лес”, “Ягоды”, ” Грибы” и др.

Также предметность и конкретность загадки заставляет ребен­ка задуматься над вопросами: что из чего сделано? для чего исполь­зуется? на что похоже? и т.п., подводя тем самым к пониманию сущ­ности предмета или явления.

Загадка, являясь формой отражения окружающей действитель­ности в специфических для нее, метафорических образах, запечатлела опыт народа, его наблюдательность: ”То блин, то полблина, то та, то эта сторона”.

Загадки - словно поэзия, соединенная с игрой ума, е умением мыслить образами, мыслить поэтически. Вот почему соприкоснове­ние с загадкой вызывает определенные эстетические чувства: восхи­щение яркостью и лаконичностью созданных в ней образов, напри­мер:




Я как песчинка мал,

А землю покрываю.

Я из воды, а с воздуха летаю.

Как пух лежу я на полях,

И, как алмаз, блещу при солнечных лучах.


Ю.Г. Илларионов эстетическое значение загадок видит в том, что они привлекают детей сочными красками, радуют яркими образ­ами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение, что в свою очередь обога­щает словарь самих дошкольников, способствует развитию их речи и формирует чувство языка.

Таким образом, приобщение дошкольников к богатейшему культурному наследию своего народа позволяет с успехом решать не только нравственно - эстетические задачи и обогащать их представле­ния об окружающем мире, пополнять знания об историческом про­шлом русского народа, но и позволяет влиять на развитие личности ребенка в целом, формировать в нем такие качества, как любовь к Ро­дине и своему народу.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Значение устного народного творчества в воспитании гражданских чувств дошкольника»

Автор: Турбина Ольга Ивановна

Дата: 23.08.2014

Номер свидетельства: 112653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства