Значение изобразительной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями
Значение изобразительной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями
Задача развития детского творчества является приоритетной на современном этапе. Работа с детьми должна осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является изобразительная. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе возможности для их всестороннего развития, позволяя ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение изобразительной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями»
Значение изобразительной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями.
Задача развития детского творчества является приоритетной на современном этапе. Работа с детьми должна осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является изобразительная. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе возможности для их всестороннего развития, позволяя ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.).
Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом пишут художники, педагоги, психологи, логопеды, русские и зарубежные ученые (В.М. Бехтерев, А.В. Бакушинский, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.), индивидуальных особенностей ребенка, его познавательной и речевой активности, развития связной речи на занятиях по изобразительной деятельности и т.д. (А.М. Леушина, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, В.К. Воробьевой, Л.А. Долговой, Э.П. Коротковой, Е.Г. Корицкой, М.М. Кониной, Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, О.А. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, Е.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой, Е.Б. Филичевой, Е.А. Флериной и др.).
Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположение в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства. Особенно хочется остановиться на развитии у детей чувства цвета и ритма.
Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорируют его. Широко распространено мнение, что дети любят яркие цвета и сами используют их как средство выразительности.
По мнению Комаровой Т.С. младшие дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению изображения и могут выполнить весь рисунок одним цветом. Даже напоминание педагога о том, что в распоряжении ребенка есть карандаши (краски) разного цвета, не вызывает у детей желания применить их. Такое явление она объясняет тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать у детей восприятие цвета, чувство цвета. Обогащение сенсорного опыта позволяет сформировать представление о цвете предметов как их необходимом, а вместе с тем в ряде случаев меняющемся свойстве [24].
Е.А. Флерина в своих исследованиях приходит к выводу о том, что дети используют цвета неадекватно и могут рисовать, например, одним или несколькими любимыми цветами[54].
В исследованиях В.С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных – холодные. По мере усвоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится более реалистическим (В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.).
Н.П. Сакулина, Л.А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, небо, вода и как они меняются в разное время года, суток и т.д.)
Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоения ими цветовых эталонов — спектра, усвоения знаний о цветах, оттенках и способах их получения, обучения передаче цвета предметов в изображении, цветового строя в декоративном творчестве в разных возрастных группах, начиная со второй младшей, были разработаны в результате исследований по сенсорному воспитанию и по декоративному творчеству. Они показали, что детям доступны сведения о последовательности спектральных тонов, о теплой и холодной гаммах спектра. Они овладевают умением высветлять цвета и получать более светлые и более насыщенные оттенки. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при создании изображений.
У детей старшего дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и использованных цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности (декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи), в которых решение цветовых задач особенно важно для усвоения детьми знаний о цветах и оттенках, способствуют подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности.
Цветовое восприятие и представление о цвете, а также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивных деятельностях могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях. Интересный опыт развития цветового восприятия накоплен в Японии. Известно, что в этой стране разработана государственная шкала цветовых стандартов, включающая до 1000 цветов и оттенков. Ни один вид продукции не будет выпущен из стен предприятия, если он не соответствует принятым цветовым эталонам. Следовательно, окружающая детей в этой стране цветная среда определенным образом организована. С этого начинается развитие цветового восприятия, формирование чувства цвета. Большое значение придается материалам, которые используются детьми в играх и занятиях. Даже в детском саду дети имеют в своем распоряжении материалы (бумагу, карандаши, разнообразные мелки и т. п.)
Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети на занятиях, является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании. При этом отмечаются две формы его проявления — в процессе рисования, т.е. в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию.
Т.С. Комарова считает, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма; учитывая возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечивать последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных ритмических структур.
В процессе рисования и лепки развиваются эстетическое восприятие и эстетические представления. По мнению авторов: Е.А. Флериной, В.Б. Косминской, Н.П. Сакулиной важно развивать у детей умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций и т.п. и выражать при этом соответствующие чувства. Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства и т. п.). Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.
Однако, чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, воспитателю важно наполнить слово «красивое» конкретным содержанием. Например, рассматривая цветок, выделить, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья и т. д.
Необходимо также найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит «красиво», ребенок начинает сам находить красоту в других предметах и явлениях.
В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Дети должны овладевать действием замысливания образа, то есть умением придумывать его содержание и способы воплощения (Л.А. Раева, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Е.И. Езикеева и др.). Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики (прежде всего книжной), живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества — обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Занятия по декоративному рисованию в последние годы все более тесно связываются с ознакомлением с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство народной фантазии, мастерство, что способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию.
Для развития детского изобразительного творчества, решения задач эстетического воспитания важно предоставить детям широкие возможности использования рисования, лепки, аппликации в играх, в оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам. Продукты детского художественного творчества должны «жить» в детском саду. Применение полученных на занятиях изобразительных умений и навыков в практических общественно полезных целях имеет большое значение не только для повышения эффективности детского художественного творчества, но и для осуществления более широких воспитательных задач. Детские рисунки, аппликационные работы могут быть использованы для оформления детского сада к празднику.
Изобразительная деятельность — художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому — это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.
Общественная направленность изобразительной деятельности состоит в том, что ребенок создает узнаваемые изображения. Он рисует не только для себя, но и для того, чтобы его рисунок о чем-то рассказал, чтобы изображенное им узнали (Н.А. Ветлугина). Направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда, когда они создают что-то для других (поделки, игрушки, изображения в подарок малышам для игр, папам и мамам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше, повышается положительное эмоциональное отношение к деятельности.
Познавательная основа изобразительной деятельности признается как обязательная и педагогами, и художниками. По мнению К. Д. Ушинского, эта деятельность является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование (и учеников, и учителя) в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.
Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятия предметов, а выявления и фиксирования их свойств: формы, ее особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую их жизнь. Сформировавшиеся в процессе восприятия представления о предметах группируются по признаку их сходства по выделенным свойствам. Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний и представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков, цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), (знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с этими материалами, узнают орудия человеческой деятельности — карандаш, кисть, ножницы — и усваивают способы действия с ними, а следовательно, обобщенный в них общественно-исторический опыт человечества. Запас знаний детей о вариативном использовании материалов и орудий расширяется. По сходству формы предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т. д.). На основе этого сходства возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Дети усваивают обобщенные способы изображения (например, предметы круглой формы — ягодки, орешки, шарики — лепятся путем раскатывания глины между ладонями кругообразными движениями), что способствует их умственному развитию.
В процессе подготовки и при проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких умственных качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, которые лежат в основе детского изобразительного и любого другого творчества. Важное значение для умственного и эстетического воспитания имеет формирование восприятия у детей, умения активизировать жизненный опыт. В. А. Сухомлинский, отмечая, что «... в период детства мышление — мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Пусть ребенок вначале не задумывается над причинно-следственными связями, пусть он просто рассматривает предмет, определяет в нем что-то новое… Детское видение мира — это своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый и в то же время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску» [38, 46].
В изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются образные сравнения, стихотворные тексты), у них развивается образная выразительная речь, что также связано с умственным развитием детей. Принимая участие в восприятии и анализе предметов и явлений перед их изображением, ребенок в результате приобретает собственный опыт познания.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития речи ребенка-дошкольника. Прежде всего, обогащается его словарный запас за счет того, что дети на занятиях знакомятся с различными изобразительными материалами (пластилин, глина, гуашь, акварель и др.), узнают и называют их свойства (мягкий, пластичный, податливый; краска плотная, прозрачная, яркая, бледная и т. п.); познают такие орудия человеческой деятельности, как карандаши, кисти, стеки, палитра. В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слышат образную характеристику их, запоминают и используют затем в своей речи.
Занятия изобразительной деятельностью, по мнению Т.С. Мухиной способствуют развитию связной речи. Это происходит и в начале занятий, когда дети активно участвуют в рассматривании и анализе предметов, рассказывают о своем замысле и последовательности его выполнения, и затем, когда они рассматривают свои рисунки, лепку и аппликации, рассказывают о том, что они изобразили; какие рисунки, лепные изображения их товарищей им понравились и почему. Связная речь детей развивается и при знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства, когда они описывают, что видят на картине, в иллюстрации, как они это понимают. Развитие речи детей безусловно очень важно, так как положительно сказывается и на их общении друг с другом, со взрослыми; это очень важно и для последующего обучения детей в школе. Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Вот почему важно так строить и проводить занятия по рисованию, лепке и аппликации, чтобы осуществлялось развитие речи детей.
С.А. Миронова уделяет внимание значению изобразительной деятельности в развитии речи ребенка. Она считает, что на занятиях детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи. По ее мнению ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие признаки и действия предметов.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты.
Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена натуральными предметами, а не иллюстративным материалом. Для младших школьников это обстоятельство имеет огромное значение.
Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение. Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, важно постепенно в течение всего года создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя и, логопеда. как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом, убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
Как уже упоминалось, для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми, только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.
Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать.
Таким образом, в продуктивной деятельности, в частности, в изобразительной деятельности, создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картину. Важно отметить, что действия детей, оречевленные в изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми. Ускоряется процесс усвоения изобразительных навыков.
Итак, вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах педагогами (А.М. Бородич, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.), психологами (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), логопедами (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, О.С. Ушакова, А.В. Ястребова и др.) По мнению исследователей связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, носящую характер последовательного развернутого изложения, и что в старшем дошкольном возрасте она приобретает форму монологической, контекстной.
Особенностями развития речи детей с общим недоразвитием речи является: более позднее начало речи; речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна; затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам текстов; речь хаотична, бедна выразительностью оформления. Связная речь у детей, страдающих ОНР, не может быть сформирована сама по себе. Она требует системной коррекционно-логопедической работы.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития речи ребенка-дошкольника. На занятиях детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи, знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие признаки и действия предметов. Занятия изобразительной деятельностью, по мнению Т.С. Мухиной способствуют развитию связной речи. Это происходит и в начале занятий, когда дети активно участвуют в рассматривании и анализе предметов, рассказывают о своем замысле и последовательности его выполнения, и затем, когда они рассматривают свои рисунки, лепку и аппликации, рассказывают о том, что они изобразили; какие рисунки, лепные изображения их товарищей им понравились и почему.