«Значение опытно – экспериментальной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
«Значение опытно – экспериментальной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Для того, чтобы ребенок как можно лучше познал окружающий мир, мир природы в нашей группе ведется целенаправленная, продуманная работа по теме «Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников». Эта работа совместная, в которой принимают участие и воспитатели, и дети, и родители.
Основная цель педагогической работы:
Формирование познавательного интереса, активности к самостоятельному познанию и исследованию окружающего мира и природы;
Формирование элементарных экологических знаний и представлений;
Формирование и совершенствование экологической культуры дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Значение опытно – экспериментальной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 227»
ТЕМА: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
(из опыта работы)
Подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Муценко Т.Ю.
Новокузнецкий городской округ, 2018 г.
Чем больше ребенок видел,
слышал, пережил, чем большим
количеством элементов
действительности он располагает
в своем опыте, тем значительнее
и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность.
Лев Семенович Выготский
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Это связано с тем, что люди все больше и больше отдаляются от мира природы. Она становится для многих отвлеченным понятием, не наполненным конкретным содержанием. Я думаю, что актуальность проблемы состоит в необходимости воспитания и формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в гармонии с природой.
И мы, педагоги, как никто другой знаем, что именно в детском саду в дошкольном возрасте закладываются гуманные начала личности, бережное отношение к природе, понимание ценности природных объектов и ресурсов.
Наиболее продуктивным методом воспитания у детей интереса к природе, зарождения и развития у них осознанно – правильного отношения к ней является экспериментирование.
В соответствии с ФГОС ДО познавательно – исследовательская деятельность является в детских садах одним из основных видов детской деятельности, наряду с игровой, коммуникативной, двигательной.
Доказано – познание мира живой и неживой природы происходит успешнее в процессе опытно – экспериментальной деятельности. И действительно -одно дело просто знакомить дошкольников с миром живой и неживой природы, давать им готовые знания, а другое – позволить детям самим найти способ решения проблемы или свойство какого – либо объекта природы. Задача педагога -не пресекать эту деятельность, а наоборот – активно помогать.
В ходе опытно – экспериментальной деятельности дошкольник учится:
Наблюдать;
Размышлять;
Сравнивать;
Отвечать на вопросы;
Делать выводы;
Устанавливать причинно – следственные связи;
Соблюдать правила безопасности.
Для того, чтобы ребенок как можно лучше познал окружающий мир, мир природы в нашей группе ведется целенаправленная, продуманная работа по теме «Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников». Эта работа совместная, в которой принимают участие и воспитатели, и дети, и родители.
Основная цель педагогической работы:
Формирование познавательного интереса, активности к самостоятельному познанию и исследованию окружающего мира и природы;
Формирование элементарных экологических знаний и представлений;
Формирование и совершенствование экологической культуры дошкольников.
Для достижения поставленных целей определили ряд задач, которые реализуем через опытно – экспериментальную деятельность:
Развитие у детей познавательной инициативы, интереса к изучению и исследованию природы;
Развитие умения через самостоятельно проведенные действия, эксперименты, наблюдения устанавливать причинно -следственные связи, делать элементарные выводы и умозаключения;
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация предметов и явлений окружающей действительности;
Социально – личностное развитие каждого ребенка, развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, самоконтроля своих действий;
Развитие у детей умений пользоваться приборами помощниками;
Воспитание (совместно с родителями) эмоционально – положительного, бережного и гуманного отношения к объектам окружающей природы;
Для достижения поставленных целей и решения задач в группе был организован экспериментальный мини – центр «Маленькие исследователи», где дети находят ответы на интересующие их вопросы, изучают окружающий мир, делают небольшие открытия. Работа в мини – центре предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
Безопасность для жизни и здоровья детей;
Достаточность;
Доступность.
В работе с детьми по ознакомлению с явлениями окружающего мира и природы технологию экспериментирования применяю поэтапно, стараясь максимально эффективно использовать благоприятные периоды каждого сезона.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – это опыты. Они проводятся как в непрерывной образовательной деятельности (т.е. на занятиях) так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием, выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, что положительно сказывается на развитии речи, умение выстраивать сложные предложения, установление причинно – следственных связей и самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения. В исследовательской деятельности я стараюсь уточнить у детей цель опыта, поиск путей решения проблемы, и формулировку выводов, но в ход опыта не вмешиваюсь. Т.е. ребенок пробует, ошибается, но сам приходит к результату.
Свою работу в опытно – экспериментальной деятельности строю по трем взаимосвязанным направлениям:
Живая природа (характерные особенности сезонов разных природно - климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.)
Человек (функционирование организма, рукотворный мир).
Все темы опытов усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
Так как специфика нашего учреждения состоит в коррекции речевых нарушений, то мною используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во первых: в характере решаемых задач: они не известны только детям;
Во вторых: в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
В третьих: они практически безопасны;
В четвертых: в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
В нашей группе дети с огромным удовольствием воспринимают опыты с объектами живой и неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
По теме: «Волшебница – вода» проводили опыты «наливанием – выливанием», «тонет – не тонет», «вода – растворитель», «превращение воды в лед», «снежинка на ладошке» и д. р. В процессе проведения опытов, все дети принимают активное участие. Такие опыты им чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное они все проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение устанавливать причинно – следственные связи. Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыпется, а мокрый нет. Каким вещам вода на пользу, а каким – на вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять, делать выводы.
В процесс работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи и в то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.
В своей работе с детьми по опытно – экспериментальной деятельности я придаю большое значение игровым технологиям, используя:
Дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай кто позвал», «Чудесный мешочек», «Свет».
Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо – плохо», «Четвертый лишний», «Это кто к нам пришел?» - они развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире;
Занимательные игры – опыты и игры- эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способу действий:
«Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробочка с секретом».
Так же к самостоятельной познавательной деятельности детей побуждают различные проблемные ситуации. Например: после ознакомления детей со свойствами магнита как – бы случайно на глазах детей роняем скрепки в таз с водой. Ставится проблема: как достать их из воды не намочив рук? Либо я предлагаю детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они похожи и чем отличаются; сравнить что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед в воде растают); либо ставится другая проблема: где быстрее прорастет зернышко в земле или в песке? Так же возможны случайные, незапланированные опыты и наблюдения, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищем. Выслушав вопрос ребенка, мы не отвечаем на него, а советуем ребенку самому установить истину, проведя не сложные опыты или наблюдения. Например: «Ребята, Андрей спрашивает нужно ли сегодня поливать цветы? Как проверить?»; «Ребята, Рома говорит, что под снегом травы нет, а Настя считает, что есть. Как это узнать?».
Детям подготовительной группы становится доступны двух – трехчленные цепочки причинно – следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?».
и предлагать последовательный ряд картинок с вытекающими один из другого последующими действиями, а дети должны выстроить логическую цепочку, объяснив причинно – следственные связи.
Например, спрашивая у детей, что нужно сделать, чтобы вырастить лук на участке, мы можем получить следующую логическую цепочку: «вначале нужно вскопать землю, посеять семена, полить (первое звено), потом дождавшись ростков, нужно ухаживать, поливать, пропалывать (2 звено), а только потом собирать урожай (3 звено).
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры: экспериментирование включает в себя:
Постановку проблемы, которую нужно решить;
Поиск путей решения проблемы (что нужно сделать чтобы решить проблему);
Проведение наблюдения (сбор данных реализация в действиях);
Обсуждение увиденных результатов (подтвердилось – не подтвердилось);
Формулировка доступных выводов;
(Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах, таблицах, с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.)
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Заключение
На основе анализа проведенной работы, можно сделать выводы о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал и является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Применяя экспериментирование как средство экологического воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения, у дошкольников формируется:
Стойкий познавательный интерес и активность к окружающему его миру;
Интерес к исследованию природы;
Умение через самостоятельно проведенные действия, эксперименты, наблюдения, устанавливать причинно – следственные связи, делать элементарные выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт;
Развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация и обобщение предметов, объектов и явлений окружающей действительности);
Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, памятки. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования в группе и регулярно пополняют его необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Семьи моих воспитанников приняли активное участие в экологических проектах: «Сохраним природу Кузбасса», «Мой край родной», «Каждой пичужке – кормушку», «Огород на окне». Результаты каждого проекта оформляю в виде презентаций и демонстрирую на родительских собраниях.
Так постепенно элементарные опыты и эксперименты позволяют закреплять знания детей о явлениях живой и неживой природы, о качествах природных объектов, они становятся более осознанными и прочными.
Я уверена в том, что опытно – экспериментальная деятельность, так же ка и игровая, является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
И свое выступление я хочу закончить словами Климентия Аркадьевича Тимирязева:
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам
Приобретают способность сами ставить вопросы
И получать на них фактические ответы,
Оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне,