kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы ребенок как можно лучше познал окружающий мир, мир природы в нашей группе ведется целенаправленная, продуманная работа по теме «Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников». Эта работа совместная, в которой принимают участие и воспитатели, и дети, и родители.

Основная цель педагогической работы:

  • Формирование познавательного интереса, активности к самостоятельному познанию и исследованию окружающего мира и природы;
  • Формирование элементарных экологических знаний и представлений;
  • Формирование и совершенствование экологической культуры дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Значение опытно – экспериментальной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 227»

















ТЕМА: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)











Подготовила:

Воспитатель первой

квалификационной категории

Муценко Т.Ю.











Новокузнецкий городской округ, 2018 г.



Чем больше ребенок видел,

слышал, пережил, чем большим

количеством элементов

действительности он располагает

в своем опыте, тем значительнее

и продуктивнее при других равных

условиях будет его творческая деятельность.

Лев Семенович Выготский



Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Это связано с тем, что люди все больше и больше отдаляются от мира природы. Она становится для многих отвлеченным понятием, не наполненным конкретным содержанием. Я думаю, что актуальность проблемы состоит в необходимости воспитания и формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в гармонии с природой.

И мы, педагоги, как никто другой знаем, что именно в детском саду в дошкольном возрасте закладываются гуманные начала личности, бережное отношение к природе, понимание ценности природных объектов и ресурсов.

Наиболее продуктивным методом воспитания у детей интереса к природе, зарождения и развития у них осознанно – правильного отношения к ней является экспериментирование.

В соответствии с ФГОС ДО познавательно – исследовательская деятельность является в детских садах одним из основных видов детской деятельности, наряду с игровой, коммуникативной, двигательной.

Доказано – познание мира живой и неживой природы происходит успешнее в процессе опытно – экспериментальной деятельности. И действительно -одно дело просто знакомить дошкольников с миром живой и неживой природы, давать им готовые знания, а другое – позволить детям самим найти способ решения проблемы или свойство какого – либо объекта природы. Задача педагога -не пресекать эту деятельность, а наоборот – активно помогать.

В ходе опытно – экспериментальной деятельности дошкольник учится:

  • Наблюдать;

  • Размышлять;

  • Сравнивать;

  • Отвечать на вопросы;

  • Делать выводы;

  • Устанавливать причинно – следственные связи;

  • Соблюдать правила безопасности.

Для того, чтобы ребенок как можно лучше познал окружающий мир, мир природы в нашей группе ведется целенаправленная, продуманная работа по теме «Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников». Эта работа совместная, в которой принимают участие и воспитатели, и дети, и родители.

Основная цель педагогической работы:

  • Формирование познавательного интереса, активности к самостоятельному познанию и исследованию окружающего мира и природы;

  • Формирование элементарных экологических знаний и представлений;

  • Формирование и совершенствование экологической культуры дошкольников.

Для достижения поставленных целей определили ряд задач, которые реализуем через опытно – экспериментальную деятельность:

  • Развитие у детей познавательной инициативы, интереса к изучению и исследованию природы;

  • Развитие умения через самостоятельно проведенные действия, эксперименты, наблюдения устанавливать причинно -следственные связи, делать элементарные выводы и умозаключения;

  • Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация предметов и явлений окружающей действительности;

  • Социально – личностное развитие каждого ребенка, развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, самоконтроля своих действий;

  • Развитие у детей умений пользоваться приборами помощниками;

  • Воспитание (совместно с родителями) эмоционально – положительного, бережного и гуманного отношения к объектам окружающей природы;

Для достижения поставленных целей и решения задач в группе был организован экспериментальный мини – центр «Маленькие исследователи», где дети находят ответы на интересующие их вопросы, изучают окружающий мир, делают небольшие открытия. Работа в мини – центре предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Действуя самостоятельно, производя пробы поискового характера, ребенок приобретает ценный личностный опыт.

Оснащением уголка экспериментирования являются:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, акварельные краски;

  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

  • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • Безопасность для жизни и здоровья детей;

  • Достаточность;

  • Доступность.

В работе с детьми по ознакомлению с явлениями окружающего мира и природы технологию экспериментирования применяю поэтапно, стараясь максимально эффективно использовать благоприятные периоды каждого сезона.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – это опыты. Они проводятся как в непрерывной образовательной деятельности (т.е. на занятиях) так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием, выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, что положительно сказывается на развитии речи, умение выстраивать сложные предложения, установление причинно – следственных связей и самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения. В исследовательской деятельности я стараюсь уточнить у детей цель опыта, поиск путей решения проблемы, и формулировку выводов, но в ход опыта не вмешиваюсь. Т.е. ребенок пробует, ошибается, но сам приходит к результату.



Свою работу в опытно – экспериментальной деятельности строю по трем взаимосвязанным направлениям:

  • Живая природа (характерные особенности сезонов разных природно - климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.)

  • Неживая природа ( воздух, почва, вода, песок, магниты, звук, свет.)

  • Человек (функционирование организма, рукотворный мир).

Все темы опытов усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

Так как специфика нашего учреждения состоит в коррекции речевых нарушений, то мною используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

  • Во первых: в характере решаемых задач: они не известны только детям;

  • Во вторых: в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

  • В третьих: они практически безопасны;

  • В четвертых: в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.



В нашей группе дети с огромным удовольствием воспринимают опыты с объектами живой и неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

По теме: «Волшебница – вода» проводили опыты «наливанием – выливанием», «тонет – не тонет», «вода – растворитель», «превращение воды в лед», «снежинка на ладошке» и д. р. В процессе проведения опытов, все дети принимают активное участие. Такие опыты им чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное они все проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение устанавливать причинно – следственные связи. Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыпется, а мокрый нет. Каким вещам вода на пользу, а каким – на вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять, делать выводы.

В процесс работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи и в то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.

В своей работе с детьми по опытно – экспериментальной деятельности я придаю большое значение игровым технологиям, используя:

  • Дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай кто позвал», «Чудесный мешочек», «Свет».

  • Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо – плохо», «Четвертый лишний», «Это кто к нам пришел?» - они развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире;

  • Занимательные игры – опыты и игры- эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способу действий:

«Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробочка с секретом».

Так же к самостоятельной познавательной деятельности детей побуждают различные проблемные ситуации. Например: после ознакомления детей со свойствами магнита как – бы случайно на глазах детей роняем скрепки в таз с водой. Ставится проблема: как достать их из воды не намочив рук? Либо я предлагаю детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они похожи и чем отличаются; сравнить что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед в воде растают); либо ставится другая проблема: где быстрее прорастет зернышко в земле или в песке? Так же возможны случайные, незапланированные опыты и наблюдения, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищем. Выслушав вопрос ребенка, мы не отвечаем на него, а советуем ребенку самому установить истину, проведя не сложные опыты или наблюдения. Например: «Ребята, Андрей спрашивает нужно ли сегодня поливать цветы? Как проверить?»; «Ребята, Рома говорит, что под снегом травы нет, а Настя считает, что есть. Как это узнать?».

Детям подготовительной группы становится доступны двух – трехчленные цепочки причинно – следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?».

и предлагать последовательный ряд картинок с вытекающими один из другого последующими действиями, а дети должны выстроить логическую цепочку, объяснив причинно – следственные связи.

Например, спрашивая у детей, что нужно сделать, чтобы вырастить лук на участке, мы можем получить следующую логическую цепочку: «вначале нужно вскопать землю, посеять семена, полить (первое звено), потом дождавшись ростков, нужно ухаживать, поливать, пропалывать (2 звено), а только потом собирать урожай (3 звено).



Примерный алгоритм (структура) экспериментирования.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры: экспериментирование включает в себя:

  • Постановку проблемы, которую нужно решить;

  • Поиск путей решения проблемы (что нужно сделать чтобы решить проблему);

  • Проведение наблюдения (сбор данных реализация в действиях);

  • Обсуждение увиденных результатов (подтвердилось – не подтвердилось);

  • Формулировка доступных выводов;

(Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах, таблицах, с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.)

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.





Заключение

На основе анализа проведенной работы, можно сделать выводы о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал и является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Применяя экспериментирование как средство экологического воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения, у дошкольников формируется:

  • Стойкий познавательный интерес и активность к окружающему его миру;

  • Интерес к исследованию природы;

  • Умение через самостоятельно проведенные действия, эксперименты, наблюдения, устанавливать причинно – следственные связи, делать элементарные выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт;

  • Развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация и обобщение предметов, объектов и явлений окружающей действительности);

  • Развиваются личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.



Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, памятки. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования в группе и регулярно пополняют его необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Семьи моих воспитанников приняли активное участие в экологических проектах: «Сохраним природу Кузбасса», «Мой край родной», «Каждой пичужке – кормушку», «Огород на окне». Результаты каждого проекта оформляю в виде презентаций и демонстрирую на родительских собраниях.

Так постепенно элементарные опыты и эксперименты позволяют закреплять знания детей о явлениях живой и неживой природы, о качествах природных объектов, они становятся более осознанными и прочными.

Я уверена в том, что опытно – экспериментальная деятельность, так же ка и игровая, является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.



И свое выступление я хочу закончить словами Климентия Аркадьевича Тимирязева:

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам

Приобретают способность сами ставить вопросы

И получать на них фактические ответы,

Оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне,

В сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Спасибо за внимание.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Муценко Татьяна Юрьевна

Дата: 02.02.2023

Номер свидетельства: 624684


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства