3.1. Подбор бадьи для подачи бетонной смеси............................................ …14
4. Подбор элементов инвентарной мелкощитовой опалубки для отдельно стоящего столбчатого фундамента ……………………...…………………..........17
5. Подбор требуемых технических параметров самоходного стрелового крана……………………………………………..…………………………..………18
6. Сравнение вариантов опалубки…...……………………………………...……21
6.1. Калькуляции трудовых затрат и зарплаты на оба варианта..……………21
6.2. Технико-экономическое сравнение вариантов опалубки ………………22
7. Подбор комплекта машин для подачи бетонной смеси………………..….......29
7.1 Калькуляция трудовых затрат и заработной платы при бетонировании фундаментов……………………...……………………………………………........29
7.2. Сравнение технико-экономических вариантов комплектов машин для бетонирования………………………………………………………………………31
8. Требования к качеству и приемке работ…………………….…………………34
9. Техника безопасности и охраны труда. Экологическая и пожарная безопасность…………………………….……………………………………..……37
Список использованных источников…………..………………………..…..…….39
ВВЕДЕНИЕ
Наряду с наращиванием производства строительных конструкций и изделий полной заводской готовности дальнейшее развитие получает возведение зданий и сооружений из монолитного железобетона.
Из общего объема монолитного железобетона используется в промышленном и специальном строительстве около 50, в жилищно-гражданском – до 25, в транспортном – 10, в сельскохозяйственном – до 15 %. Большую часть объёма монолитного бетона и железобетона применяют для возведения конструкций нулевого цикла и только 20–25 % общего объема расходуют на надземные части зданий и сооружений.
Технико-экономический анализ показывает, что в ряде случаев монолитный железобетон более эффективен по расходу металла, суммарной трудоемкости и приведенным затратам. Возведение зданий из монолитного бетона по сравнению с крупнопанельным домостроением позволит снизить единовременные затраты на создание производственной базы на 30–40 %, уменьшить расход стали на 7–20 %, энергозатраты – на 30 % при приблизительно равных трудозатратах на возведение.
За счет создания рациональных условий работы конструкций достигается значительное снижение расхода материалов, и в частности металла. Например, для ленточных фундаментов жилых домов – на 23 %, фундаментов промзданий – на 14 %, безбалочных перекрытий – на 25 % и т. д. Особый эффект достигается при строительстве зданий в сейсмичных районах, где экономия металла составляет до 20 %. Следует учитывать и транспортные расходы, необходимость пользования парка специализированного автотранспорта, подъемно – транспортного оборудования и другие затраты.
При возведении фундаментов под колонны промышленных зданий монолитный вариант в 1,6–1,8 раз дешевле сборного. При устройстве ленточных фундаментов сборный вариант по стоимости на 30 % дороже, в то время как монолитный по трудозатратам несколько выше, но обеспечивает снижение расхода металла на 16– 22 %, цемента – на 8–17 %.
Практика подтвердила технико-экономические преимущества строительства жилых и общественных зданий из монолитного бетона, позволяющего с минимальными затратами повысить качество и архитектурную выразительность отдельных зданий и комплексов, а также реализовать ресурсосберегающие возможности технологии.
В монолитном железобетоне наиболее полно могут быть использованы достижения в области бетоноведения, новых композиционных материалов, прогрессивных энергосберегающих технологий при сравнительно невысоких затратах на механизацию и автоматизацию технологических процессов.
1 Организация и технология выполнения работ
До начала устройства фундаментов должны быть выполнены следующие работы:
организация отвода поверхностных вод от площадки;
устройство подъездных путей и автодорог;
обозначение путей движения механизмов, места складирования,
укрупнения арматурных сеток и опалубки;
подготовка монтажной оснастки и приспособления;
завоз арматурных сеток, каркасов и комплектов опалубки в необходимом количестве;
выполнение необходимой подготовки под фундаменты;
производство геодезической разбивки осей и разметки положения фундаментов в соответствии с проектом.
Подготовленное основание под фундаменты должно быть принято по акту комиссией с участием заказчика, подрядчика и представителя проектной организации. В акте должно быть отражено соответствие расположения, отметок дна котлована, фактического напластования и природных свойств грунтов данным проекта, а также возможность заложения фундаментов на проектной отметке, отсутствие нарушений природных свойств грунтов основания или качества их уплотнения в соответствии с проектными решениями. Перед установкой опалубки и арматуры железобетонных фундаментов производитель работ (прораб, мастер) должен проверить правильность устройства бетонной подготовки и разметки положения осей и отметок основания фундаментов.
Опалубочные работы
Опалубка на строительную площадку должна поступать комплектно, пригодной к монтажу и эксплуатации, без доделок и исправлений. Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия монтажного крана. Все элементы опалубки должны храниться в положении, соответствующем транспортному, рассортированные по маркам и типоразмерам. Хранить элементы опалубки необходимо под навесом в условиях, исключающих их порчу. Щиты укладывают в штабели высотой не более 1–1,2 м на деревянных прокладках; схватки по 5–10 ярусов общей высотой не более 1 м с установкой деревянных прокладок между ними; остальные элементы в зависимости от габаритов и массы укладывают в ящики. До начала монтажа опалубки производят укрупнительную сборку щитов панели в следующей последовательности:
на площадке складирования собирают короб из схваток;
на схватки навешивают щиты;
на ребро щитов панели наносят краской риски, обозначающие положение осей.
Устройство опалубки фундаментов производят в следующем порядке:
– устанавливают и закрепляют укрупненные панели опалубки нижней ступени башмака;
– устанавливают собранный короб строго по осям и закрепляют опалубку нижней ступени металлическими штырями к основанию;
– наносят на ребра укрупненных панелей короба риски, фиксирующие положение короба второй ступени фундамента;
– отступив от рисок на расстояние, равное толщине щитов, устанавливают предварительно собранный короб второй ступени;
– окончательно устанавливают короб второй ступени;
– в той же последовательности устанавливают короб третьей ступени;
– наносят на ребра укрупненных панелей верхнего короба риски, фиксирующие положение короба подколонника;
– устанавливают короб подколонника;
– устанавливают и закрепляют опалубку вкладышей.
За состоянием опалубки должно вестись непрерывное наблюдение в процессе бетонирования. В случае непредвиденных деформаций отдельных элементов опалубки или недопустимого раскрытия щелей следует установить дополнительные крепления и исправлять деформированные места. Демонтаж опалубки разрешается производить только после достижения бетоном требуемой прочности и с разрешения производителя работ. В процессе отрыва опалубки поверхность бетонной конструкции не должна повреждаться. Демонтаж опалубки производится в порядке, обратном монтажу. После снятия опалубки необходимо: произвести визуальный осмотр опалубки; очистить от налипшего бетона все элементы опалубки; произвести смазку палуб, проверить и нанести смазку на винтовые соединения.
Арматурные работы
Арматурные сетки подколонников доставляют на строительную площадку и разгружают на площадке укрупнительной сборки, сетки башмаков - на площадке для складирования. Сборка армокаркасов подколонника ведется на стенде сборки с помощью кондуктора, путем прихватки арматурных сеток между собой электродуговой сваркой или вязкой. Армокаркасы и сетки башмаков массой свыше 50 кг устанавливают автомобильным краном .
Арматурные работы выполняют в следующем порядке:
– устанавливают арматурные сетки башмака на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой бетона по проекту;
– после устройства опалубки башмака устанавливают арматурные подколонники с креплением его к нижней сетке вязальной проволокой.
Приемка смонтированной арматуры осуществляется до установки опалубки и оформляется актом освидетельствования скрытых работ. В акте приемки смонтированных армоконструкции должны быть указаны номера рабочих чертежей, отступления от чертежей, оценка качества смонтированной арматуры.
После установки опалубки дают разрешение на бетонирование.
Бетонные работы
Перед началом укладки бетонной смеси выполняются следующие работы:
– проверяется правильность установленной арматуры и опалубки;
– устраняются все дефекты опалубки;
– проверяется наличие фиксаторов, обеспечивающих требуемую толщину защитного слоя бетона;
– очищается от мусора, грязи и ржавчины опалубка и арматура;
– проверяется работа всех механизмов, исправность приспособлений оснастки и инструментов.
Подача бетонной смеси к месту укладки рассматривается в двух вариантах:
краном в поворотных бункерах смеси
при помощи автобетононасоса.
В состав работ по бетонированию фундаментов входят: прием и подача бетонной смеси, укладка и уплотнение бетонной смеси и уход за бетоном. Бетонирование фундаментов осуществляется в два этапа, на первом из которых бетонируют башмак фундамента и подколонник до отметки низа вкладыша, а на втором этапе бетонируют верхнюю часть подколонника после установки вкладыша.
Для загрузки бетонной смесью поворотные бункеры не требуют перегрузочных эстакад, а подаются к месту загрузки бетонной смесью краном, который устанавливает бункеры в горизонтальное положение.
Автобетоносмеситель задним ходом подъезжает к бункеру и разгружается. Затем кран поднимает бадью и в вертикальном положении подает ее к месту выгрузки. В зоне действия автомобильного крана обычно размещают несколько бункеров вплотную один к другому с расчетом, чтобы суммарная вместимость их равнялась вместимости автобетоносмесителя. В этом случае загружаются бетонной смесью одновременно все подготовленные бункеры-бадьи и затем кран поочередно подает их к месту выгрузки.
При бетонировании монолитных фундаментов автобетононасосом радиус действия распределительной стрелы позволяет производить укладку бетонной смеси в несколько фундаментов. Нормальная эксплуатация автобетононасосов обеспечивается в том случае, если по бетоноводу перекачивают бетонную смесь подвижностью 4 – 22 см, что способствует транспортированию бетона на предельные расстояния без расслоения и образования пробок. Бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 0,3 – 0,5 м. Каждый слой бетона тщательно уплотняют глубинными вибраторами. При уплотнении бетонной смеси конец рабочей части вибратора должен погружаться в ранее уложенный слой бетона на 5 – 10 см. Шаг перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия. В углах и у стенок опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют вибраторами или штыкованием ручными шуровками. Касание вибратора во время работы к арматуре не допускается. Вибрирование на одной позиции заканчивается при прекращении оседания и появления цементного молока на поверхности бетона. Извлекать вибратор при перестановке следует медленно, не выключая, чтобы пустота под наконечником равномерно заполнялась бетонной смесью. Перерыв между этапами бетонирования (или укладкой слоев бетонной смеси) должен быть не менее 40 минут, но не более 2 часов. После укладки бетонной смеси в опалубку необходимо создать благоприятные температурно-влажностные условия для твердения бетона. Горизонтальные поверхности забетонированного фундамента укрывают влажной мешковиной, брезентом, опилками, листовыми, рулонными материалами на срок, зависящий от климатических условий, в соответствии с указаниями строительной лаборатории.
2 Выбор земляного сооружения
Для выбора земляного сооружения схематически чертим разрез в двух перпендикулярных направлениях и находим требуемое расстояние между фундаментами Lтр. (рисунок 1).
Рисунок 1– Выбор земляного сооружения
Lтр=lкр+2lз+2lотк+2lт+lн.с.= 4+2× (1,5+2,3+0,5) +3,4=16 м,
где, lкр – расстояние между опорами крана (примем lкр = 4 м);
lз – расстояние от опоры крана до верха откоса (примем lз=1,5м);
lн.с – длина нижней ступени фундамента (lн.с=3,4м).
По заданию расстояние между центрами фундаментов по горизонтали l1= 7 м и по вертикали l2= 5,4 м.
lтр равное 16 м больше, чем l1= 7 м и l2= 5,4 м, то установка краном опалубки и бетонирование фундаментов невозможно при устройстве траншеи или отдельно вырытых траншеях под каждым фундаментом. Выбираем земляное сооружение – котлован.
Подсчет объемов работ
Количество фундаментов - 42 шт.
Таблица1 – Объёмы работ
Объемы работ
Кол-во на один
фундамент
Общее кол-во
фундаментов, шт
Общее кол-во на весь объем
Объем бетона фундамента, м3
9,701
42
407,442
Площадь опалубки фундамента, м2
19,84
42
833,28
Масса опалубки фундамента, т
3,5567
42
149,38
Масса арматуры каркасов, т
0,708
42
29,736
Кол-во сеток в фундаменте, шт
2
42
84
Определение массы арматуры каркасов:
Vn×Ka×ρст= 4,508×0,02×7,85=0,708 т
где Vn = 4,508 м3 - объем подколонника;
Ка = 0,02 - коэффициент армирования подколонника;
ρст =7,85 т/м3 - плотность стали.
Подбор бадьи для подачи бетонной смеси
Выгрузка бетонной смеси непосредственно в конструкцию ограничена (с учетом конкретных условий строительства) бетонированием фундаментов неглубокого заложения, свай, бетонных подготовок под полы и основание автомобильных дорог.
Расчетная интенсивность бетонирования (Рсм) определяется по директивной продолжительности возведения бетонного сооружения, которая устанавливается календарным планом строительства:
Пd - директивная или принятая по графику производства работ (или предусмотренная заданием) продолжительность выполнения комплекса бетонных работ, мес;
tм - число рабочих дней в месяце (в среднем 21 день), дн.;
tсм - сменность работ (принимается исходя из конкретных условий строительства одна, две или три смены в сутки);
ki - коэффициент, учитывающий неравномерность укладки бетонной смеси, ki= 1,3–1,5;
k2 - коэффициент, учитывающий сокращение продолжительности укладки бетонной смеси по отношению к общей продолжительности возведения бетонного сооружения за счет времени на установку опалубки и арматуры на первых блоках бетонирования и снятия опалубки на последних, k2 = 0,8–0,9. Как показывает практика, в монолитном домостроении средняя интенсивность укладки бетона составляет 36–40 м3/см, при возведении отдельно стоящих фундаментов промышленных зданий – 20–60 м3 /см, и только в отдельных случаях она может достигать более высоких значений. При интенсивности бетонирования до 40 м3/см экономически целесообразно использовать комплекты на базе кранов, при интенсивности бетонирования до 80 м3/см - комплекты на базе ленточных транспортеров и бетоноукладчиков и лишь при интенсивности бетонирования до 120–200 м3/см и выше целесообразно использовать комплекты на базе автобетононасосов и стационарных бетононасосов с гидроприводом. Подавляющий объем бетонной смеси (около 85 %), укладываемой в монолитные конструкции, подается к месту производства работ строительными кранами с помощью бадей. Доминирующее положение крановой схемы подачи определяется двумя важными ее достоинствами. Во-первых, грузоподъемные краны поднимают смеси вертикально и подают ее в любую точку в плане (в пределах вылета). Такие же технологические возможности имеет только система подачи смеси по трубопроводам. Кроме того, преимуществом кранов является их универсальность как грузоподъемных механизмов - они подают к месту производства бетонных работ арматуру, опалубку, строительный инвентарь, а также обслуживают в пределах своей зоны действия другие виды строительно-монтажных работ.
Предварительно устанавливают вместимость (емкость) бадьи (Vб) для подачи бетонной смеси по формуле:
где Рсм- расчетная интенсивность бетонирования, м3/ч;
tс - продолжительность рабочей смены, 8 ч;
rб - число циклов крана при подаче бетонной смеси в час (табл. 2);
kв - коэффициент использования крана по времени, kв = 0,85 – для башенных и стреловых самоходных кранов с электроприводом, kв = 0,8 – для стреловых самоходных кранов с двигателем внутреннего сгорания.
Тип крана
Число циклов крана в час при бетонировании
тонкостенных
средней
Массивных
Башенный
4
6
8
Самоходный стреловой
4
7
9
Таблица 2- Расчетное число циклов крана при подаче бетонной смеси
Полученное значение Vб округляется в большую сторону с выбором стандартной бадьи. Выбираем бадью вместимостью 0,5 м3 с габаритами: Диаметр – 1340 мм, высота 1270 мм, массой – 180 кг (БН-0,5|лоток).
4 Подбор элементов инвентарной мелкощитовой опалубки для отдельно стоящего столбчатого фундамента
Размер фундамента в плане 3,4×3,4м. Сборку фундамента осуществляем с помощью элементов инвентарной мелкощитовой опалубки.
Рисунок 2 – Элементы мелкощитовой опалубки столбчатого фундамента.
5 Подбор требуемых технических параметров самоходного
стрелового крана
Требуемые технические параметры — это грузоподъемность (Qкр), вылет (Lкр) и высота подъема (Нкр) крюка крана. Монтаж опалубки краном производят в котловане на уровне глубины заложения фундамента.
Грузоподъемность крана определяем по наибольшему значению из двух вариантов: массе опалубочного блока или массе бадьи с бетонной смесью.
Требуемая грузоподъемность по массе опалубочного блока;
где, М о.б – масса опалубочного;
Мст – грузозахватных приспособлений;
Кз – коэффициент запаса, учитывающий отклонение массы элементов от их номинального значения.
Кз = 10 % = 1,1;
Требуемая грузоподъемность по массе бадьи с бетонной смесью;
где, Мб.с – масса бетонной смеси;
Мб – масса бадьи;
Мст – грузозахватных приспособлений;
Кз – коэффициент запаса, учитывающий отклонение массы от номинального значения.
Кз = 20% = 1,2;
Необходимая грузоподъемность крана равна 3,892 т.
Высота подъема крюка находится по формуле:
Нкр = hбл+ h3 + hc+ hп,
где hбл – высота опалубочного блока;
h3 – запас высоты над самым высоким препятствием (не менее 0, 5 м);
hc– высота стропов (1,5-1,7 м);
hп– минимальная длина полиспаста (2,5–3 м).
Нкр = 2,9 + 0,5 + 1,6 + 2,75 = 7,75 м.
Вылет стрелы крана находится по следующей формуле;
Lкр=АВ+lш;
АВ находится из подобия треугольников АВС и А1В1С, см. рис 2;
=
АВ = =
ВС = hбл+ hc+ hп= 2,9+1,6+2,75 =7,2 м
где, hбл – высота опалубочного блока;
hc– высота стропов (1,5-1,7 м);
hп– минимальная длина полиспаста (2,5–3 м).
hз = 1 = 2,7 м.
где, lбл – ширина опалубочного блока;
hз– запас не менее 1 м;
В1С = hc+ hп= 1,6+2,75 =4,35 м
где, hc– высота стропов (1,5-1,7 м);
hп– минимальная длина полиспаста (2,5–3 м).
АВ =
Требуемый вылет подъема крюка;
Lкр=АВ+lш= 4,47+1,5 =6 м
Требуемая длина стрелы крана;
Lстр=АС= = = 8,5
По трем параметрам:
Qmax = 3892,36кг = 3,892 т;
Нкр = 7,75 м;
Lкр = 6 м. подбираем из каталога кран марки КС-4561А(стрела 14 м). Кран показан на рисунке 6.
Рисунок 2 – Кран КС-4561А (стрела 14м)
6 Сравнение вариантов опалубки
Для бетонирования отдельно стоящих фундаментов сравним два варианта опалубки:
1. Деревянная опалубка «ГПИ Промстройпроект»
2. Металлическая опалубка «Монолит-72»
При монтаже опалубки по первому варианту монтажный кран не требуется, по второму вариант монтаж опалубки ведется с использованием крана G = 16т и маркой КС-4561А.
6.1. Калькуляции трудовых затрат и зарплаты на оба варианта
Таблица 3 – Калькуляция трудовых затрат и зарплаты на оба варианта опалубки.
Наименование
работы
ЕНиР
Ед.
изм.
Объем
работы
Состав звена:
(профессия,
разряд,
количество)
Норма времени
на единицу
величины,
чел.-ч
(маш.-ч)
Затраты труда на весь объем работ, чел.-ч.
Расценка
единицы
величины,
руб., коп
Сумма
заработной
платы за
весь объем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Деревянная опалубка «ГПИ Промстройпроект»
Монтаж щитовой
опалубки при
площади щитов
до 1 м2
Е4-1-34
м2
833,28
Плотник
4р-1
2р-1
0,62
516,6
0,443
369,14
Разборка щитовой
опалубки при
площади щитов
до 1 м2
Е4-1-34
м2
833,28
Плотник
Зр-1
2р-1
0,15
124,992
0,101
84,2
Итого:
641,592
453,34
Окончание таблицы 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Металлическая опалубка «Монолит-72»
Установка блока
отдельно стоящего
фундамента до 20 м2
Е4-1-38
м2
833,28
Слесарь
4р-1
Зр-1
0,28
233,32
0,209
174,18
Установка блока
отдельно стоящего
фундамента до 20 м2
Е4-1-8
м2
833,28
Маш-т
6р-1
0,201
167,49
0,213
177,49
Разборка блока
отдельно стоящего
фундамента 20 м2
Е 4-1-38
м2
833,28
Слесарь
4р-1
Зр-1
0,2
176,656
1,49
131,61
Разборка блока
отдельно стоящего
фундамента до 20 м2
Е 4-1-8
м2
833,28
Маш-т
6р-1
0,12
99,99
0,13
108,33
Итого:
677,456
591,61
6.2 Технико-экономическое сравнение вариантов опалубки
Требуется определить ТЭП по каждому варианту и сравнить их.
1 вариант.
Определение трудоемкости опалубочных работ. Трудоемкость определения опалубки определяется по формуле.
Тэ= Тм+ Тм/+ Тд+ Тд/+ Точ+ Тсм
где Тм - трудовые затраты плотников на монтаж опалубки;
Тм/- трудовые затраты машиниста на монтаж опалубки;
Тд - трудовые затраты плотников на демонтаж опалубки;
Тд/ - трудовые затраты машиниста на демонтаж опалубки;
Точ - трудовые затраты плотников на очистку опалубки;
Тсм- трудовые затраты плотников на смазку опалубки;
Тм = 516,6 чел-ч.;
Тм/ = 0, так как кран не используется;
Тд = 124,992 чел-ч;
Тд / = 0
Точ = 0, так как очистка входит в состав работ
При смазке опалубки вручную кистями нормы времени на 100 м2 поверхности составляет 0,3-0,5 чел-дн. Принимаем нормы времени равные 0,3 чел-дн. Определяем трудоемкость смазки деревянной опалубки на весь объем работ в чел-ч.
Тсм = = 19,99 чел-ч.
Тэ = 516,6+0+124,992+0+0+19,99 = 661,582 чел-ч.
Находим трудоемкость опалубочных работ
То = Тэ + (Ти + Тр)/n
где, Ти - трудоемкость изготовления опалубки;
Тр – трудоемкость ремонта опалубки;
n - нормативная оборачиваемость опалубки, n=5.
Определяем трудоемкость изготовления и ремонта для деревянной опалубки «ГПИ Промстройпроект». Находим трудоемкость изготовления и ремонта на 100 м2 опалубки:
Ти100 = 21,6 чел-дн.
Тр100 = 1,12 чел-дн.
Ти = 21,6× 1439,91 чел-ч.
Тр = 1,12× 74,7 чел-ч.
То=661,582+ чел-ч. = 120,653 чел-дн.
Эксплуатационная стоимость опалубки определяется по формуле:
Сэ= Сз+ Смаш+ См+ Сс
Сумма з/п рабочих при устройстве опалубки определяется по формуле:
Сз= Смр+ Сдр+Ссм
Из таблицы калькуляции выписываем з/п рабочих на монтаж и демонтаж опалубки:
Смр= 369,14 руб.
Сдр= 84,2 руб.
Смазку поверхности опалубки производят рабочие 2 разряда с часовой тарифной ставкой равной 0,493 руб., затраты труда на смазку всей опалубки берем из расчета трудоемкости 19,99 чел-ч. Определяем з/п за смазку всей поверхности опалубки.
Ссм=19,99 0,493=9,86 руб.
Сумма з/п рабочих при устройстве 100 м2 опалубки определяется по формуле:
Сз = (369,14 +84,2 +9,86)/8,3328= 55,58 руб.
где, Смаш = 0 так как кран не используется.
Стоимость инвентарных креплений на 100 м2 опалубки См = 2,22 руб.
Расход на смазку 100 м2 деревянной опалубки составляет 2,5-3 кг, металлической 1,5-2 кг. Принимаем расход смазки 3 кг и стоимость 1 кг смазки 0,05 руб. Находим стоимость смазочных материалов:
Сс = 0,05 3=0,15 руб.
Сэ = 55,58+0+2,22+0,15 = 57,95 руб.
Стоимость единицы продукции (100 м2) опалубки определяется по формуле:
Сед= Сэ+ (Си+ Ср+ Св)/n
где, Си- стоимость изготовления опалубки;
Ср- стоимость ремонта опалубки;
Св- стоимость возвратных сумм на 100 м2 опалубки;
Си = 473 руб.
Ср = 107,12 руб.
Св = 23 руб.
Сед= 57,95+ = 169,37 руб.
Приведенные затраты на единицу опалубочной поверхности (100 м2) определяется по формуле:
Эуд= Сед+ КудЕн
где, Куд– удельные капиталовложения на единицу готового объема работ;
Ен – нормативный коэффициент эффективности в строительстве;
Куд= 0, так как кран не используется;
Ен=0,12.
Эуд = 169,37+0 0,12 = 168,37 руб.
2 вариант.
Определение трудоемкости опалубочных работ. Трудоемкость определения опалубки определяется по формуле:
Находим стоимость машинного времени крана на 100 м2 опалубки:
Смаш= Смаш см Тсм/V
Смаш = = 73, 12 руб.
Стоимость инвентарных креплений на 100 м/2 опалубки См= 0 руб.
Расход на смазку 100 м2 деревянной опалубки составляет 2,5-3 кг, металлической 1,5-2 кг.
Принимаем расход смазки 2 кг и стоимость 1 кг смазки 0,15 руб. Находим стоимость смазочных материалов.
Сс = 0,15 2=0,3 руб.
Сэ= 34,3+73,12+0+0,3 = 107,72 руб.
Стоимость единицы продукции (100 м2) опалубки определяется по формуле:
Сед= Сэ+( Си+ Ср+ Св)/n
где, Си– стоимость изготовления опалубки;
Ср– стоимость ремонта опалубки;
Св – стоимость возвратных сумм на 100 м2 опалубки.
Си= 1250 руб;
Ср = 13,47 руб;
Св = 2,65 руб.
Сед = 107,72+ = 123,67 руб.
Годовая выработка машины или комплекта машин занятых на опалубочных работах определяется по формуле:
Пг= Пэ уср Тгод см
где, Пэ уср – усредненная производительность машины находится по формуле:
Пэ уср = = 9,01 м2/см
Пг = 9,01 308 = 2772,8 м2
Приведенные затраты на единицу опалубочной поверхности (100 м2) определяется по формуле:
Эуд= Сед+ КудЕн
где, Куд– удельные капиталовложения на единицу готового объема работ определяются по формуле:
Куд = Сим/Пг
где, Сим = 8120 руб. - инвентарно-расчетная стоимость крана КС-4561А;
Ен – нормативный коэффициент эффективности в строительстве;
Куд = 8120/2772,8 = 2,93 руб./ м2;
Ен = 0,12
Эуд = 123,67 + 2,93 0,12 = 124,02 руб.
7 Подбор комплекта машин для подачи бетонной смеси
Комплект машин для подачи на рабочее место бетонной смеси, арматуры и опалубки, для возведения столбчатых отдельно стоящих фундаментов подбираем по двум вариантам:
1-й вариант: все материалы (бетонная смесь, опалубка, арматура) подаются на рабочее место одним краном КС-4561А.
2-й вариант: опалубка и арматура подаются на рабочее место краном КС-4561А, а бетонная смесь подается автобетононасосом АБН-60.
7.1 Калькуляция трудовых затрат и заработной платы при бетонировании фундаментов
Таблица 4 – Калькуляция трудовых затрат и зарплаты при бетонировании на оба варианта.
Наименование работы
Шифр норм ЕНиР
Ед.
Изм.
Объем работы
Состав звена: (профессия, разряд, количество)
Норма
времени на
единицу
величины,
чел.-ч (маш.-ч)
Затраты
труда на
весь объем
работ,
чел.-ч.
Расценка
единицы
величины,
руб, коп
Сумма
з/п за
весь объем
работ, руб, коп.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Общее для 1-го и 2-го вариантов
Монтаж щитовой
опалубки при площади щитов
-до 1 м2
Е4-1-34
м2
833,28
Слесарь
4р-1
3р-2
0,62
516,634
0,443
369,14
Монтаж арматурных
горизонтальных сеток
при массе до 0,3 т
Е4-1-44
шт.
84
Арматурщик
4р-1
2р-3
1,4
109,2
0,949
74,022
Монтаж арматурных
каркасов при диаметре
арматуры до 18 мм
Е4-1-46
т
29,736
Арматурщик
4р-1
2р-1
11,5
341,964
8,22
244,43
Разборка щитовой
опалубки при площади
щитов до 1 м2
Е4-1-34
м2
833,28
Слесарь
Зр-1
2р-2
0,15
124,992
0,101
84,161
Итого:
1092,79
0,101
0,087
771,753
Окончание таблицы 4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вариант №1: подача бетона краном КС-4561А
Укладка бетонной
смеси в подготовку при непосредственной подаче автосамосвалом
Е4-1-49
м3
54,6
Бетонщик 4р-1
2р-1
0,34
18,15
0,243
12,97
Прием бетонной
смеси из кузова
автосамосвала
Е4-1-48
м3
407,442
Бетонщик
2р-1
0,11
44,81
0,07
22,82
Подача бетонной смеси краном
Е1-6
м3
407,442
Такелажник
2р-1 Машинист
6р-1
0,37(0,14)
150,8(57,04)
0,292
118,97
Укладка бетонной
смеси в фундамент
объемом до 10 м3
Е4-1-49
м3
407,442
Бетонщик 4р-1
2р-1
0,33
134,46
0,236
96,16
Итого:
348,22
(57,04)
250,92
Вариант №2: подача бетона автобетононасосом АБН-60
Прием бетонной
смеси из кузова
автосамосвала
Е4-1-48
м3
54,6
Бетонщик 2р-1
0,11
6,006
0,07
3,822
Подача бетонной смеси в подготовку
автобетононасосом производительностью
20 м3/ч
Е4-1-48
100 м3
0,546
Машинист
6р-1
Слесарь
4р-1
Бетонщик 2р-1
18,0 (6,1)
9,828 (3,33)
13,32
7,27
Укладка бетонной
смеси в подготовку
Е4-1-49
м3
54,6
Бетонщик 4р-1
2р-1
0,57
31,122
0,408
22,28
Подача бетонной смеси в опалубку фундамента
автобетононасосом производительностью
20 м3/ч
Е4-1-48
100 м3
4,074
Машинист
6р-1
Слесарь
4р-1
Бетонщик 2р-1
18,0 (6,1)
73,332 (24,85)
13,32
54,27
Укладка бетонной
смеси в опалубку
фундамента
Е4-1-49
м3
407,442
Бетонщик 4р-1
2р-1
0,57
354,47
0,408
166,24
Итого:
474,758 (24,85)
253,882
7.2 Сравнение технико-экономических вариантов комплектов машин для бетонирования
1-й вариант
Стоимость машино–смены крана КС-4561А
Смаш-см = Е/Тсм + Г/Тгод см + Стэ = 4,96/4,41 + 4171,8 /308 + 21,35 = = 36,01 руб.
где, Е = 4,96 руб. – единовременные затраты;
Тсм = 4,41 маш-см. – продолжительность работы крана на объекте;
Г = 4171,8 руб. – годовые амортизационные отчисления;
Тгод-см. = 308 смен в году работает кран;
Стэ= 21,35 руб. - текущие эксплуатационные затраты в смену.
Полная расчетная себестоимость выполненных работ:
С = Смаш-см. ×Тсм×Кн1 + З×Кн2 = 36,01×4,41×1,08 + 1022,67×1,5 = 1705,5 руб.
Kн1 = 1,08 – коэффициент, учитывающий накладные расходы на механизированные процессы, Кн2 = 1,5 - то же, на ручные процессы;
З = 771,75+250,92= 1022,67 руб. – сумма заработной платы рабочих на ручных операциях (из калькуляции).
Себестоимость единицы бетонных работ:
Сед = C/V = 1705,5/833,28 = 2,05 руб./м3
Усредненная эксплуатационная производительность:
Пэ уср = V/Tо см = 833,28/180,125 = 4,62 м3/см
Общая трудоемкость работ рабочих:
То см = 1092,79 + 348,22 = 1441 чел-ч = 180,125 чел-см.
Годовая выработка крана в год:
Пг = Пэ уср×Тгод-с.м = 4,62×308 = 1422,96 м3.
Удельные капиталовложения на единицу годового объема:
Куд = См/Пг = 17440/1422,96 = 12,26 руб./м3 .
См = 17440 руб. – инвентарно-расчетная стоимость крана.
Т = 1092,79 + 677,456= 1770,246 чел-ч. = 221,28 чел-см.
8 Требования к качеству и приемке работ
Требования к качеству поставляемых материалов и изделий, операционный контроль качества и технологические процессы, подлежащие контролю, приведены в таблице 5.
Таблица 5 – требования к качеству и приемке работ
№
Наименова-ние техно-логических
процессов
Предмет контроля
Способ контроля и инструмент
Время
проведения
контроля
Ответственный за контроль
Технические характеристики оценки качества
1
2
3
4
5
6
7
1
Приемка арматуры
Соответствие арматурных стержней и сеток проекту (по паспорту)
Визуально
До начала установки
Производитель работ
2
Диаметр и расстояния между рабочими стержнями
Штангенциркуль, линейка измерительная
До начала установки сеток
Мастер
3
Монтаж арматуры
Отклонение от проектных размеров толщины защитного слоя
Линейка измерительная
В процессе работы
Мастер
Допускаемое отклонение при толщине защитного слоя более 15 мм - 5 мм; при толщине защитного слоя 15 мм и менее - 3 мм
4
Смещение арматурных стержней при их установке в опалубку, а также при изготовлении арматурных каркасов и сеток
Линейка измерительная
В процессе работы
Мастер
Допускаемое отклонение не должно превышать 1/5 наибольшего диаметра стержня и 1/4 устанавливаемого стержня
5
Отклонение от
проектных
размеров
положения осей
вертикальных
каркасов
Геодезический инструмент
В процессе работы
Мастер
Допускаемое отклонение 5 мм
Продолжение таблицы 5
1
2
3
4
5
6
7
6
Приемка опалубки и сортировка
Наличие
комплектов
элементов
опалубки.
Маркировка
элементов
Визуально
В процессе работы
Производитель работ
7
Монтаж опалубки
Смещение осей опалубки от проектного положения
Линейка измерительная
В процессе монтажа
Мастер
Допускаемое отклонение 15 мм
8
Отклонение плоскости опалубки от вертикали на всю высоту фундамента
Отвес, линейка измерительная
В процессе монтажа
Мастер
Допускаемое отклонение 20 мм
9
Укладка бетонной смеси
Толщина слоев бетонной смеси
Визуально
В процессе работы
Мастер
Толщина слоя должна быть не более 1,25 длины рабочей части вибратора
10
Уплотнение бетонной смеси, уход за бетоном
Визуально
В процессе работы
Мастер
Шаг перестановки вибратора не должен быть больше 1,5 радиуса действия вибратора, глубина погружения должна быть нескольки больше толщины уложенного слоя бетона. Благоприятные температурно-влажностные условия для твердения бетона должна обеспечиваться предохранением его от воздействия ветра, прямых солнечных лучей и систематическим увлажнением
Окончание таблицы 5
1
2
3
4
5
6
7
11
Подвижность бетонной смеси
Конус Строй
ЦНИЛ-пресс
(ПСУ-500)
До
бетонирования
Строительная лаборатория
Подвижность бетонной смеси
должна быть 1 - 3 см осадки конуса по СНиП 3.03.01-87
12
Состав бетонной смеси при укладке автобетононасосом
Путем опытного перекачивания
До бетонирования
Строительная лаборатория
Опытное перекачивание автобетононасосом бетонной смеси и испытание бетонных образцов, изготовление из
отработанных после перекачивания бетонной смеси
13
Распалубливание конструкций
Проверка
соблюдения
сроков
распалубливания,
отсутствие
повреждений
бетона при
распалубливании
Визуально
После набора
прочности
бетона
Производитель работ,
строительная лаборатория
9 Техника безопасности и охрана труда. Экологическая и пожарная безопасность
При устройстве монолитных фундаментов необходимо соблюдать требования СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве», «Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ», «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Безопасность производства работ должна быть обеспечена:
– подготовкой и организацией рабочих мест производства работ;
– применением средств защиты работающих;
– проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе;
– своевременным обучением и проверкой знаний рабочего персонала и ИТР по технике безопасности при производстве строительно-монтажных работ.
Особое внимание необходимо обращать на следующее:
– способы строповки элементов конструкций должны обеспечивать их подачу к месту установки в положении, близком проектному;
– элементы монтируемых конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения гибкими оттяжками;
– не допускать нахождения людей под монтируемыми элементами конструкций до установки их в проектное положение и закрепление;
– при перемещении краном грузов расстояние между наружными габаритами проносимых грузов и выступающими частями конструкций и препятствий по ходу перемещения должно быть по горизонтали не менее 1 м, по вертикали не менее 0,5 м; монтаж и демонтаж опалубки может быть начат с разрешения технического руководителя строительства и должен производиться под непосредственным наблюдением специально назначенного лица технического персонала;
– перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе;
– не допускается касание вибратором арматуры и нахождение рабочего в зоне возможного падения бункера;
– к управлению автобетононасосами допускаются только лица, имеющие удостоверение на право работы на данном типе машин.
При работе на высоте более 1,5 м все рабочие обязаны пользоваться предохранительными поясами с карабинами.
Разборка опалубки допускается после набора бетоном распалубочной прочности и с разрешения производителя работ.
Отрыв опалубки от бетона производится с помощью домкратов. В процессе отрыва бетонная поверхность не должна повреждаться.
Рабочие места электросварщиков должны быть ограждены специальными переносными ограждениями. Перед началом сварки необходимо проверить исправность изоляции сварочных проводов и электрододержателей, а также плотность соединения всех контактов. При перерывах в работе электросварочные установки необходимо отключать от сети.
Погрузочно–разгрузочные работы, складирование и монтаж арматурных каркасов должны выполняться инвентарными грузозахватными устройствами и с соблюдением мер, исключающих возможность падения, скольжения и потери устойчивости грузов.
Очистку лотка автобетоносмесителя и загрузочного отверстия от остатков бетонной смеси производят только при неподвижном барабане.
Запрещается: работа автобетононасоса без выносных опор; начинать работу автобетононасоса без предварительной заливки в промывочный резервуар бетонотранспортных цилиндров воды, а в бетонопровод – «пусковой смазки».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Ч.1. Общие требования/ Госстрой России. М.: ЦИТП Госстрой России, 2001, 41с.
2 СНиП III-4-80*. Техника безопасности в строительстве/ Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстрой СССР, 1989. 352с.
3 Александровский А.В. Монтаж железобетонных и стальных конструкций. М.: Высшая школа, 1976. 4 Козловский А.С. Технология строительного производства. Л.: Стройиздат. 1972. 5 Полосин М.д., и др. Справочник молодого машиниста автомобильных, пневмоколесных и гусеничных кранов. М.: Высшая школа, 1990, 271 с
6 ЕНиР Сборник Е-4 Монтаж сборных и устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций. Выпуск 1. Здания и промышленные сооружения. М.: Стройиздат, 1987,109с.
7 Стреловые и самоходные краны и строповка грузов: Справ. изд./ Ткач Л.И., Слепчук Н.А., Носков А.М. и др.- М.: Металлургия,1990,272с.
8 С.А.Молодых, А.М.Асташов, А.А.Шароватов «Методические указания по проектированию производства монтажных работ для студентов строительного факультета», Саранск 1988, 36с.
9 Возведение зданий и сооружений из монолитного железобетона. Учебное пособие/ С.А.Молодых, Е.А.Митина, В.Т.Ерофеев и др. - Саранск -Изд-во Мордов. ун-та, 2002-140 с.