В.А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье - это важный труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Актуальность здоровьесбережения: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, являющийся основой для дальнейшей жизни. Именно в этот период происходит интенсивное развитие органов н становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Воспитанники дошкольных образовательных учреждений должны постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья; - сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по укреплению и сохранению здоровья; - научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья; 2. Технологий обучения 3. Коррекционные технологии
В нашей группе созданы условия для здоровьесбережения, воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.; оснащение центра физического развития набором специальных материалов для дыхательной гимнастики, различных видов массажа, атрибутами для подвижных игр. Вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня, с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, которые уделяют особое внимание двигательной активности, обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике нестандартные методы в работе с детьми разных возрастных групп.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Ритмопластика, логоритмика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, координация речи с движениями, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Динамические паузы проводятся во время занятий длительностью 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы логоримики, гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с программными задачами с учётом возрастных особенностей воспитанников.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Наша задача состоит в том чтобы, научить детей ощущать и регулировать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. Для этого проводятся упражнения на расслабление всего организма, с использованием классической музыки, звуков природы.
Пальчиковая гимнастика ежедневно, тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз с использованием наглядного материала и показом педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна в течение 5-ти минут. В её комплекс входят упражнения для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, гигиенические процедуры.
Технологии обучения здоровому образу жизни: Утренняя гимнастика проводится ежедневно продолжительностью 6-8 минут с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, их простота делают упражнения для ребенка доступными и интересными.
На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения занимается логопед.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя н гармонии до беспокойства. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Сказкотерапия — используется для психотерапевтической развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используется кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблем - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Вывод: таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровъесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.