Просмотр содержимого документа
««Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста»»
«Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста»
По определению, данному в психологическом словаре, «память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта» [7, c.213].
По определению А.В. Петровского, «память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [24,c.283]. [32, c.103].
Л.С. Выготский говорит, что «память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения память в моменты закрепления реакции и ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова [14 с.141].
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Более точно память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Словесно-логическая память-память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях.
Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Процесс развития словесно-логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению.
Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте, можно отметить, что в данном возрастном периоде осуществляется переход к оперированию обобщенными образами, формируется четкий образ, вызывающий определенное отношение к нему ребенка, и динамическое отображение, используемое в различных видах деятельности, а также осуществляется процесс развития словесно-логической памяти.
Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития словесно-логической памяти. При заучивании стихов наиболее эффективным является использование мнемотаблиц, позволяющих логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста..
Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом из стихотворения (предложением) и картинкой. Опыт педагогов подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации, с помощью зрительных опор позволяет поддерживать у детей в развитии словесно-логического мышления интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении.
Заучивание стихотворений с дошкольниками, используя мнемотаблицы значительно облегчает запоминание детям, позволяет сократить энергетические и временные затраты со стороны детей и взрослых, педагогов и родителей, оказывает существенную помощь им в ходе данной работы.