Мотивациялық-қозғаушылық Мотивационно-побудительный | Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко. Есть на земле огромный дом Под крышей голубой, Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовется этот дом. Загадка про воробья: Эту птицу каждый знает, В тёплый край не улетает Эта птица круглый год Во дворе у нас живёт И чирикает она Громко с самого утра: Просыпайтесь поскорей. Всех торопит (Воробей). Ребята, кто знает птицу Воробей? Хотите узнать? | Дети слушают стихотворение. Высказывают предположения и мнения. |
Ұйымдастыру-іздестіру Организационно-поисковый | Билингвальный компонент: құс – птица, воробей –торғай Сегодня мы поговорим о птице воробей. Есть воробьи домовые – городские. Догадайтесь, где они живут? Конечно, раз городские, то живут в городе. Почему городских воробьев называют «домовыми»? От какого слова слово «домовой» получилось? Конечно, от слова «дом». Значит, домовые воробьи рядом с нашими домами живут. Вот их так и называют. Воробей – птица (слайд 1). А сейчас я предлагаю вам послушать звуки. Длина тела до 16 см. Общая окраска оперения — сверху коричневато-бурая, с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой. Самец отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые. Гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями, поселяясь непосредственно у жилья человека или вблизи его поселений. Гнездо представляет собой грубое сооружение из соломинок, сухих травинок, пёрышек, с небольшим углублением посредине. Гнёзда, устроенные на ветвях, крупные, в виде неправильного шара с толстыми стенками из травянистых растений. Мама – воробьиха (слайд 2) откладывает белые яйца с буроватыми крапинками и пятнами и их высиживает (слайд 3). Малыши вылупляются совсем голые, без перышек, и не могут вылетать из гнезда (слайд 4). Но маленькие воробушки быстро подрастают и уже через 2 недели могут покинуть гнездо (слайд 5). Взрослые воробьи едят семена, пшено, крошки. А птенцов, которые появятся весной, они выкармливают насекомыми (слайд 6). Когда птенец подрастает, он тоже начинаем питаться семенами и зернами (слайд 7). Воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба уже знает! И всегда с друзьями делится! А вы делитесь с друзьями? А как помогают воробьи? Какую пользу они приносят? (Они истребляют врагов растений – жучков, гусениц и этим спасают урожай). Воробьи помогают людям. А как мы можем помочь им? Когда воробьям очень нужна наша помощь? (Зимой корма мало. Поэтому мы подкармливаем птиц зерном и крошками) Если у воробышка в морозы не будет еды, то он замерзнет и погибнет. Как же мы можем ему помочь? Как вы думаете, в какую погоду воробышку тяжелее всего найти себе корм? (в снежную погоду, когда все зернышки занесло снегом или в гололед, в такую погоду очень много воробьев гибнет зимой от голода) Домовый воробей ведёт оседлый образ жизни (зимующий), чему благоприятствуют условия для гнездования и обильный корм. У воробьев есть враги, среди которых кошки. Они подстерегают «зазевавшихся» птиц, ловят их и съедают. Физкультминутка: Мы шагаем, мы шагаем Птичкам зерна принесем, Руки выше поднимаем, Корм в кормушки насыпаем. Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда Тихо птенчика берём И назад в гнездо кладём. Впереди мальчишка злой, В птицу целит он пращой, Мальчику мы объясняем, Что природу защищаем, И птиц от бед спасаем. На дорогу мы выходим, Видим - утка переходит, Мчат машины – Значит СТОП, Поднимаем мы флажок. Как мы много постарались, На сигналы откликались, Птицам дружно помогали И ребятам объясняли, Что природу бережем Их нам помогать зовем! Отдохнули, а теперь давайте продолжим делиться знаниями о птице. Дидактическая игра «Собери картинку». Вам нужно собрать картинку и узнать, что это за птица. А теперь предлагаю с помощью мнемотаблицы рассказать о воробье. | Повторяют хором и индивидуально слова на казахском языке. құс – птица, воробей –торғай Проявляют интерес, запоминают новую информацию. Высказывают свои предположения Отвечают на вопросы. Слушают голос птицы. Слушают и запоминают Смотрят на экран и слушают. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Выполняют движения. (Ходьба с подниманием рук) (Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямится, поднять руки вверх) (Мимическая гимнастика- сердитая гримаса, наклоны вправо-влево) (ходьба с высоким подниманием колена, поочередная смена рук с подниманием) (дети становятся в круг и берутся за руки) Действуют, стремятся довести начатое дело до получения результата. Смотрят на мнемотаблицу и составляют рассказ. |