Познавательное занятие по математике в средней группе «Путешествие по сказкам»
Программное содержание: упражнять детей в счёте до 5. Закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 5. Учить пользоваться порядковыми числительными, отвечать на вопросы какой? Который? по счёту. Упражнять в сравнении двух групп предметов, установлении отношений больше, меньше, поровну. Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу, во время ответов не подсказывать и не перебивать.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Лиса и заяц», игра «Танграм»
Раздаточный материал: карточки с цифрами, счётные палочки, наборы геометрических фигур.
Демонстрационный материал: «дерево», «яблоки», карточки с цифрами, иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят», театр «Репка».
Ход НОД:
В: Ребята, а вы любите сказки? А путешествовать любите? Ну, тогда мы с вами отправляемся в путешествие. Наша группа это большой автобус, а столы и стулья за ними это места в автобусе (на каждом столе лежит карточка с цифрой). Я вам раздам билеты и вы по номеру билета найдёте своё место в автобусе.
Ну вот, все места в автобусе заняты, отправляемся. Взяли в руки руль, заводим моторы, поехали (активизация звука р). Повернули на…. (показываю направление рукой, а дети отвечают) и приехали в сказку «Гуси – лебеди». ( На доске нарисована яблоня). Нас встречает яблонька, а на ней висят…
Д: Яблоки
В: Какого цвета?
Д: красные и зелёные
В: Давайте мы сосчитаем яблочки. Сначала красные. (вызываю одного ребёнка. Он собирает красные яблоки и выкладывает в линию-считает)
В: Сколько красных яблок?
Р: 5
В: а Ира соберёт и посчитает зелёные яблочки
Р: 4
В:Каких яблок больше, а каких меньше?
Д: красных
В: На сколько?
Д: на одно красное яблоко больше?
В: А что нам нужно сделать чтобы их стало поровну?
Д: Надо одно красное яблоко убрать.
В: (сделали проверили) Молодцы, это один способ, а как ещё можно уровнять яблоки?
Д: Добавить одно зелёное яблоко
В: Молодцы, правильно. (Показываю карточку с цифрой) Положите столько красных кружков сколько обозначает эта цифра.(Повторяю 2-3 раза) (прошу детей проверить как выполнил задание сосед). Ну а теперь отправляемся дальше в следующую сказку.
Физ минутка: «Едем, едем на машине нажимаем на педаль,
Газ включаем-выключаем, смотрим пристально мы вдаль,
Дворники счищают воду вправо-влево, чистота,
Волосы взъерошил ветер, мы шоферы хоть куда!
Повернули….(на лево) и приехали в сказку «Волк и семеро козлят» (коротко вспоминаем сюжет сказки) А теперь вам такое задание. Вы превращаетесь в козлят. Мама коза, уходя, строго настрого наказала открывать дверь только тогда, когда она постучит 5 раз. А если меньше 5 раз значит кто пришёл?
Д: волк
В: А теперь происходит самое интересное, закрываем глаза и слушаем ( стучу 3 раза)
Д: Не открывайте, это волк пришёл.
В: Молодцы. (стучу 2 раза)
Д: Снова волк пришёл.
В: (стучу 5 раз)
Д: А это мама пришла, молока принесла.
В: Правильно. Ну теперь можно и дальше ехать. (физминутка «едем, едем…») Едем…
Д: прямо.
В: И попадаем в сказку «Репка». Посчитайте и скажите, сколько помощников было у деда?
Д: 5
В: какой по счёту стоит внучка?
Д: 3(выходит один ребёнок и проверяем)
В: какая по счёту стоит мышка?
Д: шестая.
Воспитатель активизирует в речи детей « На каком месте по счёту…?»
Наше путешествие продолжается. Заводим моторы и поехали (активизация звука р). Поворачиваем….
Приехали в сказку «Заюшкина избушка». Вспоминаем сюжет сказки. Хитрая лиса, выгнала зайку из дома. Но ты зайка не расстраивайся, мы тебе поможем. Ребята, выложите из геометрических фигур домик, а из палочек забор чтобы хитрая лиса не пробралась в зайкин дом. Прошу детей назвать те геометрические фигуры, которые они использовали в своей работе.
Ну что ребята, наше путешествие подошло к концу. Все хорошо считали и работали на занятии. А зайка нас отблагодарил за помощь и дал полную корзину морковки. Приедем в детский сад и посчитаем морковки. А теперь садимся в автобус и возвращаемся в детский сад (физминутка «едем, едем…»)