Звучит спокойная музыка. Дети свободно располагаются на коврике. Организуется игра с колокольчиком.
Педагог последовательно звенит в три колокольчика разного тона. Дети запоминают звук и потом производят при их звучании разные действия, например: хлопают в ладошки перед собой, по коленочкам, над головой. (Колокольчики находятся за ширмой, дети их не видят.)
Педагог. Молодцы. Следующее игровое упражнение называется «Чьи ладошки».
Дети встают в ряд, а один из участников с закрытыми глазами садится на стул, лицом к группе. Ребята по одному подходят к водящему и на несколько секунд кладут на его ладошки свои. Он должен догадаться, чьи ладошки «приходили» к нему в гости.
Основная часть
Педагог. Выполним упражнение «Полет в облаках» (релаксация). Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь за городом, в прекрасном месте. Теплый тихий день. Вам приятно и вы чувствуете себя хорошо. Вы лежите на коврике, расстеленном на зеленой травке, и смотрите вверх на белые пушистые облака. Вдох-выдох, вдох-выдох.
Представьте, почувствуйте, как вы вдруг на своем ковре мягко и медленно начинаете подниматься над землей к белому пушистому облаку. Вы поднимаетесь все выше и выше, к самым облакам. Вы летите на ковре по небу. Вы отдыхаете.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начал наш ковер взлетать.
Над полями, над горами, над глубокими морями.
Не успели удивиться, как пора уж приземлиться!
Среди гор, в стране чудес, где растет столетний лес.
Где среди высоких гор обитают до сих пор:
Замки, принцы и драконы.
Здесь у них свои законы. Но пора нам возвращаться,
Путешествию — кончаться.
Мы на все лишь поглядим и обратно улетим!
Пять, четыре. один! Откройте глаза. Мы снова в нашей игровой. Что каждый из вас представил во время этого воображаемого волшебного путешествия?
Дети отвечают.
Следующее упражнение «Шкатулка сказок».
Любим мы слушать страшные сказки,
В них принц и принцесса, Кощея дворец,
Фея прекрасная, тайны и маски,
Леший коварный. Придумай конец!
В красивую деревянную шкатулку складываются цветные кружочки (фишки, в том числе несколько черных. (Вариант: мелкие предметы и игрушки из киндер-сюрприза.)
Ребенок достает из шкатулки один из предметов и начинает рассказывать о нем удивительную сказку или историю. Или достает цветную фишку и начинает рассказывать «цветную» сказку. Тот, кто выберет черную фишку, должен рассказать страшную сказку.
1 вариант. Дети по очереди рассказывают свои придуманные сказки.
2 вариант. Сказка составляется коллективно, дети передают по кругу какой-нибудь связующий предмет, например, «магический» шар или маленькую мягкую игрушку, и по кругу придумывают по 1—2 предложения (фразу, эпизод из сказки).
Сказка может придумываться, продолжаться, длиться и заканчиваться за один круг, а может «пройти» и за два или три круга.
Молодцы, отлично справились. А теперь игровое упражнение «Звери, птицы, небылицы».
Дети в кругу. Выбирается ведущий, он идет по кругу и повторяет: «Звери, птицы, небылицы». Неожиданно он останавливается перед каким-нибудь ребенком и, бросая ему мяч, говорит одно из этих слов. Ребенок должен назвать соответствующего зверя, птицу или придумать небылицу. Например, небылица: «Зимой дети купаются в реке», «На березе растут груши». и т. п.
Дети, как вы думаете, что такое «Рисунок чувств»?
Дети получают по листу бумаги, им предлагается выбрать какое-ни- будь чувство по карточкам-пиктограммам, а затем его нарисовать.
Заключительная часть
Педагог. Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?
Дети отвечают.
А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Дети образуют круг, затем ставят свои кулачки в единый «столбик» («башню») и громко произносят: «Всем-всем до свидания!» Минуту все стоят в тишине, ощущая общее единение, потом «башня» рассыпается, и игровое занятие заканчивается.