Просмотр содержимого документа
«Занятие по обучению грамоте "Путешествие по сказке Г.Х.Андерсана "Дюймовочка"»
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие по сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"
Программное содержание:
1. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. 2. Закреплять навыки графической записи предложения. 3. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». 4. Упражнять детей в делении слов на слоги. 5. Упражнять в делении слова на звуки гласные и согласные, определять место звука в словах. 6. Развивать речевое внимание и фонематический слух. 7. Воспитывать доброту и отзывчивость.
Предварительная работа:
чтение Андерсена «Дюймовочка», рассматривание иллюстраций, беседа о героях произведения, драматизация отдельных отрывков.
Демонстрационный материал:
схема слова крот, три клумбы с цветами (роза, мак, ромашка), карта-схема, фишки синие и красные, графическая схема предложения, кукла Дюймовочка, цветочный горшок, предметные картинки (жаба, крот, жук, арбуз, банан, апельсин), картинки птиц, слоговая таблица.
Звучит музыка, входит девочка с Дюймовочкой на руке и картой. Дюймовочка: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй. Дюймовочка: Я пришла к вам из сказки. А из какой сказки, вы узнаете, если отгадаете загадку про меня:
Крошечная девочка, Я сошла с цветка. Жизнь казалась дивною В алых лепестках. Только душу нежную Заперли во тьму. Звери злые, жадные, Вам она к чему? Мне б на небо синее Хоть разок взглянуть. Попрощаться с солнышком И навек уснуть.
Дети: Сказка «Дюймовочка». Воспитатель: А кто написал эту сказку? Дети: Сказку написал Г.Х. Андерсен. Дюймовочка: Ребята, помогите мне пожалуйста попасть в страну звуковых эльфов. Воспитатель: Поможем Дюймовочке? Дети: Да. Дюймовочка: А дорогу вам покажет карта. Воспитатель: Дюймовочка, присоединяйся к нам (посадить куклу Дюймовочку в цветочный горшок). Ребята, давайте внимательно рассмотрим карту. Как вы думаете, откуда мы начнем свое путешествие? Дети: Из детского сада. Воспитатель: Правильно из того места, где мы сейчас находимся. Пальчиковая гимнастика поможет нам лучше приготовиться к путешествию. Сожмите пальцы в кулачок (поочередно разгибать их, начиная с большого).
Большой палец встал один. Указательный за ним. Средний будит безымянный Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все - «Ура!» В путь нам пора. Звучит музыка, дети шагают.
Воспитатель: Первая остановка. Куда мы пришли? Дети: Мы пришли на болото. Воспитатель: Вы узнаете, кого встретила Дюймовочка на болоте, если выделите первый звук в каждом слове, обозначающий предмет и составите слово (жук, арбуз, банан, апельсин). Дети: Жаба. Воспитатель: Совершенно верно (отгадка появляется на болоте). Идем по стрелочке дальше. Звучит музыка, дети шагают.
Воспитатель: Мы оказались? Дети: В лесу. Воспитатель: Дерево, жук, девочка - это предложение? Дети: Нет. Воспитатель: Что это? Дети: Набор слов, отдельные слова, просто слова, Воспитатель: Это просто набор слов. Воспитатель: А что такое предложение? Дети: Предложение состоит из нескольких слов. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложение имеет законченную мысль. В конце предложения ставится знак. Первая буква в предложении пишется с большой буквы. Воспитатель: Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Вспомните, что случилось с Дюймовочкой в лесу и составьте красивые предложения. Дети составляют предложения.
Воспитатель: Мы разберем предложение «Жук принес Дюймовочку». Занимаем удобные места в лесу (переходим за столы). Воспитатель: Предложение – «Жук принес Дюймовочку» обозначим с помощью длинной полоски с уголком и в конце предложения поставим точку. Воспитатель: Сколько слов в предложении – «Жук принес Дюймовочку»? Дети: Три. Воспитатель: Назовите 1, 2, 3 слово. На листочке в клетку запишите графическую схему предложения « Жук принес Дюймовочку» (один ребенок выполняет около доски). Воспитатель: Почему у себя на листочках и на доске вы оставили промежутки между слов? Дети: Слова в предложении пишутся отдельно. Воспитатель: Посмотрите на схемы и скажите, что длиннее предложение или слово? Почему? Дети: Предложение длиннее. Оно состоит из слов. Воспитатель: А слова состоят? Дети: Из слогов. Воспитатель: Проговорим наше предложение по слогам, отстукивая его слоговую структуру. Дети: Жук - при-нес-Дюй-мо-воч-ку. Воспитатель: Сколько слогов в предложении «Жук принес Дюймовочку»? Дети: Семь. Воспитатель: Продолжим наш путь дальше. Звучит музыка, дети шагают.
Воспитатель: Следующая остановка - полянка, на которой растут красивые цветы. Чтобы попасть на цветочную полянку, вы должны превратиться в насекомых. Превращайтесь. Вам нужно определить, сколько слогов в названии насекомых и с окончанием музыки подлететь к цветам, в названии которых столько же слогов, сколько в названии насекомого. Звучит музыка. Воспитатель: А сейчас проверим, правильно вы выбрали цветок? Как называется ваш цветок? Сколько слогов в его названии? Кто прилетел? Насекомых оставляем на полянке, а сами подходим к карте. Куда ведет стрелочка? Дети: К мышиной норе. Воспитатель: Отправляемся к мышиной норе. Звучит музыка, дети возвращаются за столы.
Воспитатель: С кем мышь познакомила Дюймовочку в своей норке? Дети: Мышь познакомила Дюймовочку с кротом. Воспитатель: Нужно сделать звуковой анализ слова крот. Тем самым вы поможете Дюймовочке выбраться измышиной норки(один ребенок выполняет около доски).
согл,тв.
согл,тв.
гл.
согл,тв.
Воспитатель: Сколько звуков в слове крот? Дети: Четыре. Воспитатель: Когда мы говорим, произносим звуки гласные и согласные. Какие звуки называются гласными? Дети отвечают. Воспитатель: Звуки, которые произносятся голосом, не встречая преград во рту и их можно петь и тянуть, называются гласными. Воспитатель: В каком по цвету домике живут гласные звуки? Дети: Гласные звуки живут в красном домике. Воспитатель: Какие звуки называются согласными? Ответы детей. Воспитатель: Звуки, которые произносятся при помощи губ, зуб и языка называются согласными. Воспитатель: В каком по цвету домике живут согласные звуки? Дети: В синем - твердые согласные, а в зеленом - мягкие. Воспитатель: Продолжаем наш путь. Звучит музыка.
Воспитатель: Обратимся к таблице. В этой таблице спрятаны названия птиц. Если вы правильно соедините слоги, то узнаете с кем встретилась Дюймовочка? Дети читают го-лубь, пе-тух, во-ро-на, ут-ка, дя-тел, со-ва, лас-точ-ка. Воспитатель: С кем встретилась Дюймовочка? Дети: С ласточкой. Воспитатель: Давайте поможем ласточке отнести Дюймовочку в страну звуковых эльфов. Превращаемся в птиц (девочка берет куклу Дюймовочку).
Звучит музыка. Танец «улетающих птиц». Дюймовочка: Спасибо вам, ребята, до свидания (под музыку улетает). Воспитатель: Ребята, вы своими знаниями и умениями помогли Дюймовочке попасть в страну эльфов. Дюймовочка в память о знакомстве с вами прислала черно-белую фотографию из страны звуковых эльфов (воспитатель раздает детям раскраску с изображением Дюймовочки и принца).