kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в группе для детей с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье подробно рассказывается об особенностях работы воспитателя в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи и о взаимосвязи и распределении функций между логопедом и воспитателем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в группе для детей с ТНР»

Особенности работы воспитателя и взаимодействие в работе логопеда и воспитателя в группе для детей с ТНР

Работа воспитателя группы для детей компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи значительно отличается от работы воспитателя общеразвивающей группы. Это связано с особенностями детей и необходимостью решать коррекционные задачи в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом.

У детей с ТНР словарь детей ниже возрастной нормы, они с трудом воспроизводят сложные слова, нарушают слоговую структуру слова, не используют в речи предложения сложных конструкций. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им не доступно творческое рассказывание. Они допускают многочисленные ошибки на согласование, пропуски или замены предлогов - то есть налицо нарушение всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Некоторые дети с ТНР сначала совсем не владеют устной речью, пользуясь при общении жестами и звукоподражаниями. У детей логопедических групп движения пальцев не соответствуют возрасту, У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижные, движения их неточные и несогласованные. Кроме этого, поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то у детей с нарушением речи словесно-логическое мышление менее развито по сравнению с детьми, не имеющими отклонений в развитии. У многих детей с ТНР наблюдаются нарушения внимания, снижение зрительной и вербальной памяти, несформированность зрительного и пространственного восприятия. Дети логопедических групп, кроме нарушений речи, имеют значительные затруднения в овладении счетными операциями, в овладении навыками рисования, конструирования и т.д.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи и преемственности в работе логопеда и воспитателя.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение результативности коррекционно-логопедической работы;

  • рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;

  • адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

К коррекционным задачам, выполняемым воспитателем на речевых группах, относятся следующие:

  • закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях;

  • пополнение, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов;

  • систематический контроль за поставленными логопедом звуками и грамматической правильностью речи детей;

  • развитие памяти и внимания - процессов тесно связанных с речью;

  • совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи;

  • работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.

Ведущая роль в организации и проведении кор­рекционной работы принадлежит логопеду, это объясняет­ся тем, что логопед, как специалист, лучше знает речевые и психо­логические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, а так же степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей.

Различие и взаимосвязь функций логопеда и воспитателя прослеживается на всех этапах коррекционной работы.

Первый этап работы: диагностический.

В начале учебного года воспитатель должен обследовать детей своей группы. Обследование длится не менее двух недель, и его результаты обязательно документально оформляются. Обследование поможет воспитателю выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов деятельности, а так же зафиксировать пробелы в знаниях у детей, для того в последствии планировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей.

Логопед проводит комплексное логопедическое обследование детей, результаты которого отражаются в речевой карте. После проведения обследования организуется педагогический консилиум, на котором обсуждаются результаты обследования, и логопед знакомит воспитателей с задачами коррекционной работы первого периода обучения. На консилиуме выявляются дети, требующие составления отдельного образовательного маршрута, так как их уровень развития не позволяет им справляться с общей программой (от одного до трёх детей). В составлении и осуществлении маршрута индивидуального развития принимают участие и логопед, и воспитатель.

Аналогичное обследование и консилиумы проводится в середине (январь) и в конце учебного года (июнь). Цель - проследить динамику развития ребенка, познакомиться с коррекционными задачами и итогами работы.

Второй этап – коррекционный. Логопед:

- проводит коррекционные занятия по формированию правильного звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий и связной речи;

- осуществляет руководство коррекционной работой в группе: даёт рекомендации воспитателю по проведению артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики,

- дает рекомендации по планированию занятий с учетом лексических тем, изучаемых в данный период;

- знакомит воспитателя с результатами работы по исправлению звукопроизношения и формированию фонематических представлений, рекомендует игры и упражнения на развитие фонематического слуха, планирует индивидуальную работу воспитателя с детьми в вечернее время, сообщает, какие звуки и у каких детей следует контролировать в речи. Все рекомендации оформляются в журнале взаимосвязи логопеда и воспитателя.

Воспитатель на коррекционном этапе работы:

- Проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятий с детьми по программе и по заданию логопеда в вечернее время (коррекционный час);

 - Создаёт в группе условия, способствующих активизации речи детей;

- Осуществляет контроль за речью детей на всех видах занятий и во время режимных моментов, проводит работу по автоматизации звуков;

- Занимается развитием артикуляционной и мелкой моторики в строгом соответствии с рекомендациями логопеда (не менее двух-трёх раз в день);

- Способствует совершенствованию грамматических категорий, развитию фонематического слуха и слоговой структуры речи на всех занятиях и во время режимных моментов;

- Проводит необходимую работу с родителями для оптиматизации коррекционного процесса.

Во многих случаях воспитатели осуществляют предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, тре­бующим специального отбора (например, слова с определенны­ми морфемами). Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором вос­питатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.

Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в логопедической группе воспитателю рекомендуется называть предметы при их пере­счете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т.д.). И соот­ветственно требовать этого от детей.

Во все занятия воспитателя включаются игры и упражнения на активизацию словаря в соответствии с лексической темой.

Логопед знакомит воспитателей с определенными речевыми моделями, воспитатели в свою очередь упражняют детей в приме­нении, употреблении этих речевых моделей во время занятий и вне их. В процессе формирования навыка правильного согласования слов логопеды рекомендуют вос­питателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков).

На начальных этапах работы дети не могут запоминать сложные многосоставные инструкции, тексты для пересказа, сложно разучивают стихи, поэтому воспитатели широко используют мнемотаблицы, моделирование и наглядные алгоритмы выполнения действий.


Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (коррекционный час) по заданию логопеда. Он предполагает фронтальную и индивидуальную работу и проводится ежедневно. Обязательно присутствие всех детей. На вечерние индивидуальные занятия с воспитателем логопед может оставить от четырёх до шести человек. В группе должен быть необходимый материал для автоматизации звуков и работе по лексическим темам. Результаты индивидуальной работы воспитатель фиксирует в журнале взаимосвязи. С рекомендации по проведению коррекционного часа можно познакомиться в приложении.

Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой мотори­ки рук (мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскраска­ми, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент не­посредственного участия или присутствия воспитателя. Во время проведения индивидуальной работы остальные дети не должны шуметь.


Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором долж­ны находиться зеркало, настолько-печатные игры для формирования пра­вильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала. Требования к оформлению логопедического уголка даны в приложении.


Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого не­благополучия. Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно гра­мотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией. Недопустима в речевой группе работа педагогов с дефектами речи.

Воспитатели должны знать:

  • основные направления коррекционной программы;

  • возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;

  • особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

- организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;

- побуждать внимательно слушать других детей;

- формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

- организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

- проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.


Воспитатели логопедической группы не должны:


- торопить ребенка с ответом;

- перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;

- заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;

- давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Работа воспитателя и логопеда по речевому развитию детей проводится совместно и решает общие коррекционные задачи. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функ­ции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

Задачи работы воспитателя по развитию речи заключаются не в «обучении» и «формировании навыков» (это задачи логопеда), а в «создании условий для практического усвоения…», «упражнении в использовании…», «закреплении…», «активизации…». Более подробно различие и взаимодействие работы воспитателя и логопеда по основным разделам речевого развития представлена в приложении.

Профессионализм воспитателя логопедической группы проявляется в разработке инновационных форм, методов, приемов работы, закрепления речевых навыков, формируемых логопедом, в творческом подходе к осуществлению тех направлений работы, которые наряду с логопедическими занятиями готовят детей с тяжёлыми нарушениями речи к школе.

Рекомендуемая литература:

  1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1995. - № 1.

  2. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. - 1978. - № 1.

  3. Крылова Н.Л. О коррекционной работе логопеда и воспитателя на материале занятий по счёту // Дефектология. - 1980. - № 4.

  4. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. - 1985. - № 2.

  5. Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. // Дефектология. - 1989. - № 4; 1991. - № 1.

  6. Логопедическая работа с дошкольниками / под ред. Шашкиной Г.Р. М. 2003.

  7. Проблемы реализации основных логодидактических принципов в практике обучения и воспитания детей с речевой патологией. О.П. Пецух.

  8. Специальная педагогика / Под ред. Н.М Назаровой. - 2003



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в группе для детей с ТНР

Автор: Поскотинова Ольга Александровна

Дата: 19.04.2022

Номер свидетельства: 605164


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства