Взаимодействие педагогов и родителей в охране психического и физического здоровья детей
Взаимодействие педагогов и родителей в охране психического и физического здоровья детей
Базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие педагогов и родителей в охране психического и физического здоровья детей »
МБДОУ Бейский детский сайт «Ромашка»
Докладчик: воспитатель средней группы Морева Лариса Николаевна
Доклад
тема: Взаимодействие педагогов и родителей в охране психического и физического здоровья детей
Здоровье – это драгоценность, и
притом единственная, ради которой
стоит не только не жалеть времени,
сил, трудов и всяких благ, но и
пожертвовать ради него частицей
самой жизни, поскольку жизнь без него
становится нестерпимой и
унизительной.
Мишель де Монтень.
На каждом историческом этапе развития человечества существовали различные ценности, однако единственной, поистине вечной ценностью оставалось здоровье. Простые люди и великие ученые задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?» Актуален этот вопрос и по сей день. Ответы на него пытаются найти медики и педагоги, психологи и экономисты, художники и спортсмены. Особое внимание уделяется формированию и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Пожалуй, наиболее ёмким считается определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуально для нашего города) выделяется множество факторов отрицательного воздействия на здоровье ребенка, здоровье дошкольника. В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. Базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа как в дошкольном учреждении, так и в семье. Несмотря на то, что в последние годы создано немало различных технологий нетрадиционного оздоровления, данным вопросом занимаются многие представители науки и практики, в частности В.Г. Алямовская, М.Д. Маханёва, М.Л. Лазарев, Н.Н. Ефименко, В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров и др., однако, эта проблема на сегодняшний день всё ещё остаётся актуальной - необходимо проводить мероприятия для сохранения здоровья воспитанников детского сада. В связи с необходимостью создания оптимальных условий сотрудничества детского сада и семьи, как основы сохранения психического и физического здоровья детей дошкольного возраста и практических навыков здорового образа жизни воспитанников, в нашем детском саду был разработан и реализован проект «Здравствуй, малыш!».
Проект «Здравствуй, малыш!»
Цель проекта: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного учреждения, формирование потребности и поведенческих навыков здорового образа жизни при взаимодействии детского сада и семьи.
Суть инициативы: воспитание здорового ребенка. Обоснование значимости: в целом реализация цели проекта направлена на актуализацию задач воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни, на стабилизацию уровня физического и психического здоровья детей через взаимодействие педагог – ребёнок – родитель.
Задачи проекта: 1. Вооружить детей теоретическими сведениями по вопросам физической культуры и здоровья, воспитывать желание вести здоровый образ жизни. 2. Осуществлять закаливание организма детей, повышать его адаптационные возможности к различным температурным условиям. 3. Развивать у детей двигательные качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость). 4. Способствовать психо-эмоциональному развитию каждого ребёнка. 5. Способствовать развитию творческой инициативы педагогов. 6. Привлечь внимание родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей.
Условия реализации проекта: 1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием комплексной «Программы обучения и воспитания» под ред. Васильевой. 2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов. 3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях МДОУ детского сада комбинированного вида №171 г. Кирова. 4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Сроки реализации проекта: 1 год Содержание деятельности проекта (по этапам): 1этап:подготовительный. Включает в себя диагностическое и организационное направление. Диагностическое направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами, а также изучение мнения родителей и педагогов и получение семейной поддержки: 1. Осмотр детей специалистами детской поликлиники, выявление группы здоровья детей. 2. Регулярный осмотр детей педиатром и старшей медсестрой ДОУ. 3. Обследование речевого развития детей логопедами ДОУ. 4. Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду. 5. Диагностирование общей физической подготовленности детей по возрасту инструктором по Физической культуре. 6. Анкетирование родителей по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ. 7. Диагностика психоэмоционального развития детей, психологического климата коллектива педагогов и детей педагогом -психологом. 2этап:внедренческий. Включает в себя внедрение здоровьесберегающих методик в педагогический процесс. Здесь важно тесное сотрудничество и взаимодействие четырёх блоков: медицинского, педагогического, психолого-педагогического, родителей. Направления работы во 2 этапе: 1. Рациональная организация двигательной деятельности детей. 2. Познавательная деятельность. 3. Оздоровительно–профилактическое направление. 4. Система закаливания. 5. Комплекс психологических мероприятий. 6. Работа с родителями. 7. Работа с педагогическим коллективом.
Формы работы по проекту:
Взаимодействие детского сада и семьи
- анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа; - наглядная агитация по ЗОЖ (стенды, газета «Растём здоровыми», папки пердвижки и др); - встречи со специалистами ДОУ (педагог-психолог, учитель – логопед, учитель–дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальным работником, педиатром, ст.медсестрой и др) на общих родительских собраниях, днях открытых дверей, семинарах – практикумах (н:Хочу быть здоровым), просмотр открытых занятий, индивидуально по запросу; - клуб «Здоровая семья»; - совместные мероприятия – спортивные праздники, участие в соревнованиях, походах, концертах и др.; - знакомство с опытом семейного воспитания (выпуск фотогазеты). Медико–психологические услуги - диспансеризация специалистов детской поликлиники на базе МДОУ; - диагностическая, консультативная, просветительская, профилактическая, коррекционная работа педагога-психолога; - обследование и коррекция недостатков речевого развития – логопед; - занятия с педагогом – психологом в сенсорной комнате; - фитотерапия; - кислородные коктейли; - физиотерапия, аэрофитогенерация. Комплексная система физического развития - два физкультурных занятия в зале и одно на улице; - утренняя гимнастика, коррегирующая гимнастика, закаливающие мероприятия; - самостоятельная двигательная активность; - музыкальные занятия; - динамические паузы; - физкультминутки; - логоритмическая гимнастика; - пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика; - профилактическая гимнастика (самомассаж); - гимнастика для глаз; -дыхательная гимнастика; - бег, ходьба, спортивные и подвижные игры на улице; - релаксационные упражнения; - праздники, развлечения, досуги; - «Спартакиада» с др. д/с. Учебно-воспитательная форма работы (в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» от 14.03.2000 г. №65/23-16) - беседы, игры, видеофильмы по пропаганде ЗОЖ, экскурсии, походы; - беседы о культуре питания; - занятия по программе «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стёркиной; - мероприятия по предупреждению травматизма. Гигиена, режим, питание - подбор мебели согласно ростовым показателям; - закаливающие мероприятия; - проветривание помещения, прогулка на воздухе; - соблюдение теплового режима; - ежедневный медицинский и административный контроль за качеством приготовления пищи; - щадящий режим в адаптационных группах; - гигиенические и водные процедуры. 3этап:контрольно-оценочный. На этом этапе подводятся итоги, выстраивается перспектива сохранения и укрепления здоровья детей. Диагностику осуществляют врачи, анализируя динамику заболеваний детей в течение года. Проводится повторное анкетирование родителей. Инструктор по физической культуре проводит тестирование по характеристике двигательной активности и сравнивает с результатами, показанными детьми в начале года. Повторное обследование речевого развития детей проводят логопеды ДОУ, диагностику психоэмоционального развития детей, психологического климата коллектива педагогов и детей проводит педагог - психолог.
Ожидаемые результаты:
Снижение заболеваемости в дошкольном учреждении и укрепление физического и психического здоровья детей.
Формирование желания у детей и их родителей заботится о сохранении своего здоровья; знакомство с правилами здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены здоровья.
Внедрение в деятельность МДОУ эффективной системы формирования психофизического здоровья детей дошкольного возраста при взаимодействии детского сада и семьи.
Участники проекта:
Педагогический коллектив (воспитатели, педагог – психолог, преподаватель по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учителя – логопеды, учитель – дефектолог).
Дети, посещающие МДОУ.
Семьи детей, посещающие МДОУ.
Медперсонал.
Критерии оценки эффективности проекта:
Снижение заболеваемости детей, посещающих МДОУ.
Повышение уровня физической подготовленности.
Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности как умственной, так и психической.
Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере.
Использование полученных знаний и сформированных умений детьми в повседневной жизни.
Привлечение внимания родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей
Развитие творческой инициативы педагогического коллектива
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья детей и развитии ребёнка на протяжении года позволяет считать, что комплекс мероприятий проекта «Здравствуй, малыш!», достаточно эффективен.
Литература:
Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 48с.
Хухлаева Е.В. Тропинка к своему я.- Спб.: Речь, 2006.-262 с.
Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ /под ред. З.И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 32с.
Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 80с.
Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 208 с.
Кулик Г.И. Школа здорового человека. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.
Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 218 с.
Солодянкина О.В. Сотрудничество ДУ с семьёй.- М.: Аркти, 2004.- 80 с.