kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей о взаимодействии с учителем логопедом. Цели и виды организации совместной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта»

Консультация логопеда

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта»

В последнее время особо пристальное внимание в ДОУ обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения послед-ствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требова-ний специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:

1. Повышение результативности коррекционно-логопедической работы;

2. Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;

3. Адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогичес-кой деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

1. Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а так же с требова-ниями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели непосредственно на занятиях оце-нивают возможности и способности каждого ребенка.

2. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и во вне их.

3. Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала)

4. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью:

Функции логопеда:

1. Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звуко-слоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм).

2. Формирование фонематических процессов.

3. Совершенствование состояния лексического компонента.

4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

5. Формирование грамматического строя речи.

6. Совершенствование связной речи.

7. Совершенствование графо-моторных навыков и знакомство детей с азами грамоты

8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной мотори-ки детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных зву-ков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, ис-пользуя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи.

5. Закрепление графо-моторных навыков.

6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной програм-мы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и рече-вого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на за-нятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки само-контроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуко-вой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последова-тельности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели не должны: торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи, не должны застав-лять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками; давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.

Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

Несколько слов по поводу организации:

Логопед проводит занятия в первой половине дня, они совпадают с занятиями вос-питателя, поэтому логопеду приходится брать детей с занятий, что допускается. Брать детей с занятий логопеда нельзя.


Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции звукопроизношения. Она включает в себя упражнения, направленные на тренировку подвижности органов артикуляционного аппарата, отработку определен-ных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесе-ния звуков.

Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики:

1. Осуществлять гимнастику следует каждый день, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут.

2. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за раз. При этом каждое упражнение необходимо повторять по 4-5 раз.

3. Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) следует выполнять по 10-15 сек.

Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику по указанию логопеда, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Так же важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отноше-нию к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марина Георгиевна Коркина

Дата: 25.02.2024

Номер свидетельства: 646337


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства