Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта»
Консультация логопеда
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта»
В последнее время особо пристальное внимание в ДОУ обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения послед-ствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требова-ний специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:
1. Повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
2. Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
3. Адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогичес-кой деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:
1. Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а так же с требова-ниями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели непосредственно на занятиях оце-нивают возможности и способности каждого ребенка.
2. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и во вне их.
3. Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала)
4. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью:
Функции логопеда:
1. Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звуко-слоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм).
2. Формирование фонематических процессов.
3. Совершенствование состояния лексического компонента.
4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
5. Формирование грамматического строя речи.
6. Совершенствование связной речи.
7. Совершенствование графо-моторных навыков и знакомство детей с азами грамоты
8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.
Функции воспитателя:
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной мотори-ки детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных зву-ков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, ис-пользуя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи.
5. Закрепление графо-моторных навыков.
6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной програм-мы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и рече-вого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на за-нятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки само-контроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуко-вой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последова-тельности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Воспитатели не должны: торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи, не должны застав-лять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками; давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.
Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
Несколько слов по поводу организации:
Логопедпроводит занятия в первой половине дня, они совпадают с занятиями вос-питателя, поэтому логопедуприходится брать детей с занятий, что допускается. Брать детей с занятий логопеда нельзя.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции звукопроизношения. Она включает в себя упражнения, направленные на тренировку подвижности органов артикуляционного аппарата, отработку определен-ных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесе-ния звуков.
1. Осуществлять гимнастику следует каждый день, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут.
2. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за раз. При этом каждое упражнение необходимо повторять по 4-5 раз.
3. Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) следует выполнять по 10-15 сек.
Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику по указанию логопеда, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Так же важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отноше-нию к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.