Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по формированию у детей духовно-нравственных ценностей через приобщение к традициям и культуре семьи»
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями
по формированию у детей духовно-нравственных ценностей
через приобщение к традициям и культуре семьи
Качковская Людмила Анатольевна, старший методист,
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка» ХМАО-Югра
Аннотация
«Мое особое слово - о детях. Они только начинают жить, и очень важно, чтобы они жили с верой в сердце, потому что вера делает человека добрее, а без добра не может быть счастья», – подчеркнул, в своём обращении к российскому народу, Святейший Патриарх Кирилл. «…С самого раннего детства заботьтесь о духовном воспитании ребенка, и вы привьете ему очень сильный иммунитет от зла, от всего, что разрушает человеческую личность. Именно такое воспитание формирует человека…». Безусловно, без знания своих корней, традиций семьи, своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие народа через включение в культуру и социальную активность.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, не опираясь на семейные традиции.
Современный этап развития образования, реализация с федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы дошкольного образования возрождает исконно российские идеалы духовности, сохранения традиционных ценностей, достойного отношения к историческим духовным ценностям – это то, что определяет, официально признанную систему стратегических приоритетов. Именно поэтому одним из основополагающих задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является приобщение обучающихся к духовному наследию, народным традициям, истории и культуре своего народа, семьи, родного языка, что особенно важно в развитии личности ребенка-дошкольника.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности,проект, взаимодействие педагога ДОУ с родителями, уровень педагогической грамотности родителей.
Настоящее и будущее общества определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач по воспитанию детей.
Родители, являясь первыми воспитателями собственных детей, должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального становления личности ребенка. И мы, педагоги дошкольного образования, должны им в этом помочь: научить, направить, подсказать.
Для создания оптимальных условий в формировании базовых личностных качеств ребенка требуется объединение усилий дошкольного учреждения и семьи. В соответствии с этим необходима комплексная работа через реализацию воспитательно-образовательных мероприятий по духовно-нравственному развитию обучающихся, в том числе с непосредственным участием родителей (законных представителей).
В нашей дошкольной образовательной организации разработан и успешно применяется проект «У истоков ценностей». Комплекс воспитательно-образовательных мероприятий рассчитан на старших дошкольников 5-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение, обеспечивает формирование основ духовно-нравственных ценностей России и осуществляет целенаправленное взаимодействие образовательной организации с семьями воспитанников.
Важным в построении траектории воспитания дошкольников является педагогическая деятельность, направленная на развитие и укрепление сотрудничества с родителями (законными представителями) для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «У истоков ценностей».
Цель проекта: приобщение обучающихся к духовному наследию, ценностям и традициям семьи, общества, православной культуры. Развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное; развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения.
Задачи
Создать условия для приобщения к духовному наследию, ценностям и традициям семьи, общества, православной культуры обучающихся старшего дошкольного возраста.
Расширить представления обучающихся о духовном наследии, о православной культуре, ценностях и традициях семьи, общества (об основных духовно-нравственных понятиях – духовные ценности, вера, надежда, любовь, дружба, уважение, семья, трудолюбие, добро и др.).
Воспитывать готовность к сотрудничеству, прививать любовь и уважение к духовному наследию, ценностям и традициям семьи, общества; развивать способность воспринимать и анализировать объекты и предметы духовного наследия; учить выражать чувства; обогащать словарный запас.
Организовать доверительное взаимодействие между родителями, педагогами и обучающимися, повысить компетентность родителей в вопросе
развития духовно-нравственных качеств детей.
Ожидаемые результаты:
1. Создана целостная система работы, направленная на приобщение обучающихся к духовному наследию, ценностям и традициям семьи, общества, православной культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения, включающая диагностический блок отслеживания динамики изменений.
2. Расширены представления обучающихся о духовном наследии, о православной культуре, ценностях и традициях семьи, общества (об основных духовно-нравственных понятиях – вера, надежда, любовь, дружба, семья, уважение, трудолюбие, добро).
3.Развита готовность к сотрудничеству; любовь и уважение к своей семье, детскому саду, и окружающим, традициям; способность воспринимать и анализировать объекты, предметы культурного наследия; умение выражать чувства; обогащён словарный запас.
4. Увеличение количества родителей (законных представителей) воспитанников как участников реализации комплекса воспитательно-образовательных мероприятий проекта «У истоков ценностей».
5. Станет на порядок выше уровень педагогической грамотности родителей в вопросах основ духовно-нравственного воспитания.
Новизна проекта
В комплексном подходе к воспитательно-образовательному процессу: сочетании областей знаний и видов деятельности по духовно-нравственному развитию обучающихся, приобщению их к духовным ценностям, к ценностям общества и семьи, к искусству, ознакомлению с православной культурой и воспитанию уважения к труду.
Гипотеза проекта
Общение педагогов и родителей будет эффективнее при реализации следующих условий:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и детского сада.
Проект «У истоков ценностей» реализуется по направлениям (модулям) развития: семейные традиции, праздники, народный быт, картинная галерея.
Содержание модулей программы воспитательно-образовательных мероприятий:
Проводились беседы с обучающимися с целью выявления уровня знаний о духовном наследии. Наблюдение за ребенком во время занятий и игр с целью выявления особенностей развития эмоционально-личностных качеств. Беседа с родителями по выявлению уровня знаний обучающихся о духовном наследии.
Реализация воспитательных задач привела к признанию приоритета формирования педагогической компетентности родителей дошкольника, что потребовало новых отношений семьи и педагогов. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Совместная деятельность, как известно, сближает всех участников образовательного процесса. Деятельность в рамках Проекта «У истоков ценностей» носила практико-ориентированный характер. В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Вовлеченность родителей в образовательный процесс повысилась с 46% до 89%.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать на духовных и нравственных ценностях будущих созидателей жизни, для чего, собственно, и разработан проект «У истоков ценностей».
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что система работы, направленная на приобщение обучающихся к духовному наследию, ценностям и традициям семьи, общества, православной культуры обеспечивает духовно-нравственное развитие и гармоничное формирование личности. Представленная в проекте «У истоков ценностей» комплексная работа дошкольного учреждения и семьи позволяет воспитывать изакреплять изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Список использованной литературы
1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
2. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: «Белгор. гос. ун-т», 2009. - 177 с.
3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: «Сфера», 2010. - 144 с.
4. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и «родителей. - М..: «Просвещение», 2011. - 190 с.
5. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое. - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. - 100 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.