"Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников"
"Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников"
успешное развитие личностных качеств детей посредством музыки может быть достигнуто только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях. Поэтому важно заинтересовать родителей, сделать их союзниками в работе по музыкальному воспитанию детей. Заинтересованность родителей в музыкальных видах деятельности повышает у детей интерес к музыке, вызывает проявление у детей музыкальных способностей, эмоциональный всплеск у всей семьи, способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально- образовательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников"»
Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников
Музыкальная деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека. Однако, успешное развитие личностных качеств детей посредством музыки может быть достигнуто только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях. Поэтому важно заинтересовать родителей, сделать их союзниками в работе по музыкальному воспитанию детей. Заинтересованность родителей в музыкальных видах деятельности повышает у детей интерес к музыке, вызывает проявление у детей музыкальных способностей, эмоциональный всплеск у всей семьи, способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально- образовательной деятельности.
Направления иформы сотрудничества музыкального руководителя с семьей
С целью привлечения родителей к активному взаимодействию используются разнообразные направления и формы сотрудничества музыкального руководителя с семьей ребенка. Одним из направлений является:
Информационно – аналитическое направление
Цель данного направления - изучение семьи, установления контакта и выяснение образовательных потребностей родителей.
В этом направлении нами используются такие формы работы, как:
анкетирование, беседы;
качественный и количественный анализ полученных данных.
С целью изучения отношения семьи к музыке, к музыкальному развитию ребенка, для согласования образовательных воздействий на ребенка, работу следует начинать с анкетирования «Музыкальное развитие ребенка в семье».
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Следующее направление в данной работе:
Познавательное направление
Актуальные задачи направления:
повысить компетентность родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста;
вовлечь семью, в единое пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ.
В этом направлении возможны следующие формы работы:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
дни открытых дверей;
музыкальные гостиные.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей используются для ознакомления родителей с особенностями музыкального развития детей, рациональными методами и приемами образования, для формирования у родителей практических навыков и призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Так, принимая участие в родительских собраниях, музыкальный руководитель в доступной форме рассказывает родителям о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом развитии детей.
Наглядно – информационное направление
Задачи:
ознакомить родителей с основными направлениями музыкально-эстетического воспитания дошкольников;
привлечь и активизировать интерес родителей к эстетическому воспитанию своего ребенка.
Формы работы по данному направлению:
папки-передвижки по музыкальному воспитанию;
информационные проспекты для родителей;
фотоотчеты о музыкальных мероприятиях;
информация на сайте детского сада и персональном сайте.
Данное направление дает возможность донести до родителей любую информацию по вопросам музыкального воспитания в доступной форме, позволяет родителям объективнее оценить деятельность педагогов в целом, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
В музыкальных уголках родители имеют возможность познакомиться с информацией и получить общие знания о музыкальном воспитании и развитии ребенка, возрастных особенностях, уровне развития и задачах музыкального воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе с детьми. Так же мы знакомим их с репертуаром, помещаем тексты песен, загадки о музыкальных инструментах, речевые игры и попевки, упражнения для голоса и артикуляционную гимнастику. Немаловажную роль играет
Досуговое направление
Главные задачи:
установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми;
вовлечь семью в единое пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ.
А формы работы для решения поставленных задач используем такие, как:
праздники, совместные досуги;
конкурсы;
концерты.
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
Культурно-досуговая деятельность детей – это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольной образовательной организации, важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и обеспечению дошкольнику возможностей войти в культуру через творчество.
Участие семей в конкурсах ДОУ не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Для того чтобы работа музыкального руководителя с семьей давала действенные результаты, способствовала установлению единства в образовании детей, нужно руководствоваться следующими принципами:
преемственность – предполагает непрерывность работы музыкального руководителя и родителей в области музыкального воспитания детей;
доступность – все рекомендации и консультации предоставляем родителям в доступной и удобной для них форме;
сотрудничество – взаимоотношения с родителями строим на основе взаимопонимания и уважения;
комплексность – в работе с родителями нами используются разнообразные методы и приемы;
систематичность – сотрудничество музыкального руководителя и родителей осуществляется регулярно на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДОУ.
Подводя итог, можно сказать, что организация взаимодействия детского сада с семьей – работа трудная и её успех определяется инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Не следует забывать, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию и подготовке детей к школе. Поэтому для обеспечения качественного музыкального образования дошкольников необходим постоянный поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей.
Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, помощниками музыкального руководителя и воспитателя, они проявляют искренний интерес к жизни детского сада, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. У них появляется уверенность в своих силах, и они точно знают, чем занять ребенка и как это сделать. Благодаря объединению усилий педагогов дошкольного учреждения и родителей, работа по музыкальному воспитанию детей в целом становится более успешной.