Выступление на семинаре «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы №7 «Почемучки»
Выступление на семинаре «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы №7 «Почемучки»
Выступление на семинаре.Познакомить коллег с предметно-развивающей средой группы.Рассказать об условиях создания среды и создание центров с требованиями ФГОС
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы №7 «Почемучки»»
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).
Создавая развивающую среду в подготовительной к школе группе, мы прежде всего, уделяли внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Мы старались, чтобы обстановка в нашей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу. В работе с детьми мы используем не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействуем с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
Детский сад работает по общеобразовательной программе поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе мы разделили на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз,.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
Навыки правильного поведения должны прививаться с самых ранних лет. Это же касается и правил поведения на дороге. Понять, как правильно поступать, научиться собственной безопасности на дороге детям поможет уголок безопасности в детском саду. Обучение в игровой форме будет доступным и интересным для ребенка, он обретет новые навыки и способности.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
В нашей группе, в детском саду, мы постарались создать условия для развития строительных игр. Для хранения строительного материала есть постоянное место – строительный уголок. Конструктор находится в доступном месте и каждый ребенок в свободное время может построить то, что хочется. Дети очень любят создавать постройки из модулей, конструкторов «Лего», металлических конструкторов. Детская фантазия обладает огромным творческим потенциалом, и наша задача — развивать и совершенствовать уникальные конструкторские и художественные способности детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «музыкально- театральный
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребёнка
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
Центр книги.
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
По внедрению УМК была проведена большая работа: разработка и создание различных игр, оформление уголков в каждой группе, оформление фотовыставки, оформление различных стендов, работа с родителями.
Центр природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольника В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности, но и многие ценности, в том числе и отношение к природе. Каким оно будет – зависит от родителей и воспитателей, поэтому я привлекла к оформлению уголка природы детей и их родителей.
В уголке природы содержатся:
- Таблички к комнатным растениям с условиями ухода за ними.
- Комнатные растения (нефролепис, бегония, сенполия, огонёк, карантус, фикус).
- Календарь природы.
- Муляжи овощей и фруктов.
- Карточки с изображениями животных, растений, птиц.
- Альбомы с временем года, книжки и картинки авторов и художников с описанием времён года.
- Рисунки детей, поделки детей из природного материала.
- Предметы для ухода за растениями (лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки для вытирания пыли, фартуки для детей, большая клеёнка, граблики, совочки, формы и ведёрки для игры с песком и водой, тазики.
- Природный материал (шишки, сухие листья и гербарий растений,веточки с разных видов деревьев, камешки, ракушки, песок).
- Дидактические и развивающие игры (Чей домик? Кто, что ест? Мы в лесу. Самый красивый цветок. Цветик-семицветик. Лабиринт. Где иголки у ежа. Кто как говорит. Животные и их детёныши. С какого дерева лист. Весёлый огород. Узнаем по следам. Куда белка спрятала шишки).
- Картотека наблюдений за природой на прогулке.
- Картотека подвижных игр.
В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности, но и многие ценности, в том числе и отношение к природе. Каким оно будет – зависит от родителей и воспитателей, поэтому я привлекла к оформлению уголка природы детей и их родителей.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.
В центре экспериментирования имеется:
различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей: стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции.
Выводы: развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно- пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС.