В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями .Именно поэтому в последние два года своей работы я включила песочную терапию, способствующую успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.
Песочная терапия – это один из удивительных методов арт- терапии, в буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление "Чудесный мир пещинки" »
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Ринильнац
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями .Именно поэтому в последние два года своей работы я включила песочную терапию, способствующую успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.
Песочная терапия – это один из удивительных методов ,-арт- терапии. Арт- терапия – в буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия даёт выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, как говорила Эдит Крамер – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью с определёнными движениями.
У каждой линии и у штриха есть свой характер, своё настроение. С их помощью ребёнок передаёт все, что у него внутри. Всё это указывает на то, что арт- терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребёнка, и является одной из разновидностей её улучшения. Рисуя, ребёнок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.
Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, - необычно выразительно и чрезвычайно популярно во всём мире. Чего только стоят завораживающие шоу: когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное по восприятию зрелище нравится многим людям.
В последние года искусство рисования на песке приобретает всё большую популярность, не только среди взрослых, но и у детей.
Изучая этот вопрос, я обратила внимание на то, что использование метода песочной терапии позволит мне решить сразу несколько задач:
Укрепление психического здоровья ребёнка, через стабилизацию эмоциональной сферы.
Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.
Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребёнка.
В своей работе я использую арт- терапевтические элементы, т.е. упражнения, игры, сказки, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально – чувственного отношения ребёнка к окружающему миру.
Я стараюсь заинтересовать детей необычными способами и приёмами и техникой рисования. Это располагает к проявлению творчества, даёт возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха. В каждой НОД, которое мною проводится с детьми, я стараюсь включает арт- терапевтическое упражнение, задание, технику рисования.
Например, игры с цветом: рисуем цветным песком, которые нравятся. Дети рисуют то, что бы они желали изобразить, то, что они видят в этом цвете. Игры с линиями, так же помогают ребёнку выразить своё внутреннее состояние и показать своё настроение, развивают у него понимание своё собственного видения и отношения к происходящему.
Кроме того, арт- терапия- путь к установлению отношений.
Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. В творчестве человек получает новый опыт, который может применить в жизни, облегчая своё общение с другими людьми.
Может поэтому моим воспитанникам больше нравится работать всем вместе, обсуждать, планировать, приходить к общему решению, общаться? Элементы арт- терапии применяются в различных видах деятельности. С каким восторгом и как по- разному ребёнок воспринимает богатство песка и событий окружающего мира. Какие необыкновенные возможности таит в себе детская душа? Для меня стало очень важным понять маленькое «Я», почувствовать скрытые тайны, которые возможно малыш преодолевает в одиночку, не упустить нужный момент, чтобы протянуть ему вовремя руку и вместе отправится в нелёгкий путь переживаний ,восторга, грусти и радости. Это – путь в страну эмоций, получаемых от соприкосновения с искусством.
Эта волшебная страна – арт- терапия. Там ребёнок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей.
К душе каждого ребёнка важно найти ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладеть разнообразием техники и приёмами рисования песком, радуясь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать, не только кистью, но и разноцветным песком. В своих маленьких шедеврах они передают своё отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться «Я».
Основным видом арт- терапия в своей работе я использую песочную терапию, дополненную игрой, сказкой, музыкой, упражнениями на развитие мелкой моторики руки, коммуникативных способностей, сенсорное развитие. А почему именно этот вид ?
Во-первых, рисунок как на листе бумаги, так и на песочном столики позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сфере человека.
Во-вторых, уже сам процесс рисования песком выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических качеств в развитии ребёнка, и в этом процессе «ведущий» сам ребёнок.
В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
В-четвёртых, рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления).
В-пятых, возможность показать плоды своего труда, наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счёте, за себя как автора.
Таким образом, дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие. В ходе взаимодействия с детьми «отрабатываются» проблемы эмоционально-личностной сфере.
Главная цель НОД с элементами песочной терапии является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.
Творчество-это не что иное как раскрытие и реализация в человеке собственной индивидуальности. У детей рано складывается своя «картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность.
Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями,-восприятие, внимание, памятью, речью, мышлением, - не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становления личности в целом.
Разработанные НОД построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Детям предлагается «шагнуть» вглубь изображения, к звенящему ручью или на лесную полянку, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробивающимися сквозь траву, птицами, парящими в воздухе…
Т.е. постоянно создаётся ситуация успешности каждого ребёнка. Такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых в НОД, цель-помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.
С родителями мы организовали клуб «Заботливых родителей» где познакомила их с песочной терапией как одним из методов, расказала, что же такое арт-терапия, преимущества применения элементов арт-терапии. Как используется этот метод в работе.
Проведенная работа за эти два года показала следующие результаты. Изменились взаимоотношения детей между собой, как показывают результаты социометрии, с 5% до 9% увеличилось количество детей, относящихся к группе «звёзды», меньше стало «отвергаемых» (с 10% до 2%) и «пренебрегаемых»(с 39% до №5%).
Таким образом, страхи и переживания, связанные с жизнью в детском саду становится для ребят менее стрессогенными: более спокойнее переносят критику выполненных работ, способны к зрелой самокритике, ровно относятся к замечаниям воспитателей. Многие дети приходят в детский сад с большим удовольствием, не испытывают страха перед своими одногруппниками.
Изменилась самооценка дошкольников на более позитивную, что является благоприятным прогнозом в развитии детей и детского коллектива в целом. В группе стало больше детей с позитивным настроем на различные трудности, благоприятным фоном настроения, что в общем положительно сказывается на психологическом климате всей группе.
Результатом своей работы по песочной терапии я считаю: не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством песочной терапии справится с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергиию Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.