Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО воспитателей на тему "Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности".»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 26 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Выступление на РМО воспитателей Орджоникидзевского района на тему:
«Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности»
Подготовила воспитатель:
Хлынова О.Ю.
Уфа, 2018
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Особенно в свете последних событий происходящих в мире. Подготовить детей к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Главная цель моей работы - формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной проблеме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Кроме того, тема работы позволяла развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.
Проводя занятия с детьми, я ставила перед собой определенные задачи:
-дать элементарные представления об истории появления службы пожарной охраны, службы МЧС ;
- познакомить с формой одежды пожарного, работников службы МЧС, инструментами;
- углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожара,
- выучить действия при возникновении пожара;
- углубить знания об опасности огня;
- учить набирать телефонный номер пожарной службы;
- формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;
- углублять и расширять знания об охране жизни людей; формировать навыки самостоятельности;
-воспитывать ответственное поведение.
Для реализации этих задач мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с удовольствием слушали произведения художественной литературы, участвовали в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно- техническое оборудование.
Разнообразие форм и методов работы. Работу по изучению правил пожарной безопасности я проводила по двум направлениям:
1. Профилактическая работа с детьми.
2. Разъяснительная работа с родителями.
1. В своей практике я использовала следующие формы работы с детьми: 1.1Занятия по темам:
« Тайны огня»
«Что делать, если возник пожар?»
« Средства пожаротушения»
«Я б в пожарные пошел».
«Спички не тронь, в спичках - огонь»
«А у нас в квартире газ».
«Электрические приборы»
«Что делать, если загорелась одежда»
«Что необходимо сделать при ожоге»
«Не шути с огнем»
«Главное самообладание. Практические занятия по эвакуации детей»
«Труд пожарных»
«Спички детям не игрушки»
1.2 Встреча с работниками пожарной охраны.
1.3 Показ видеофильмов, презентаций на пожарную тему.
1.4Творческие занятия:
«Закончи рассказ на противопожарную тему»
1.5 Изучение с детьми произведений, связанных с пожарами: С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е.Новичихин «Спички»; Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»; Е.Хоринская «Спичка-невиличка»; Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Б.Жидков «Пожар», «Дым»; Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»; А.Шевченко «Как ловили уголька»; Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; О.Полякова «Я пожарный»; Б.Фонин «Огонь опасная игра»; К.Чуковский «Путаница»; П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»; И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» и др.
1.6 Детское творчество на противопожарную тему:
«Огонь друг – огонь враг» (рисование)
«Береги свой дом от пожара» (рисование)
«Кошкин дом» - изготовление масок
«Пожарный автомобиль» (конструирование из бумаги)
«Не забудьте отключить» (аппликация)
1.7 Викторины на противопожарную тему:
«Пожарным можешь ты не быть…»
«Что можно – что нельзя»
1.8 Загадки, стихи, пословицы о пожарах.
1.9 Спортивные праздники:
«Веселые старты»
«Юные пожарные»
1.10Развлечений на противопожарные темы:
«Огонь друг – огонь враг»
«К славному подвигу каждый готов»
«Красный огонек»
«Спички в руки не бери»
«Осторожно, огонь»
1.11 Ознакомление с первичными средствами пожаротушения.
1.12 Экскурсии в пожарную часть, музей пожарной охраны
1.13 Беседы :
«Профессия – пожарный»
« Правила обращения с кухонными приборами»
1.14 Дидактические игры и подвижные игры:
«Огнеопасные предметы»
«Что пригодиться на пожаре»
«Горит – не горит»
«На пожар»
«Смелые пожарные»
1.15 Инсценировки (Кукольный спектакль)
«Кошкин дом»
С детьми 6-летнего возраста использовала более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно - более разнообразные образцы техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, электровикторины с вопросами по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, «Лэпбуки», игрушечные экипировки пожарных, компьютерные игры.
2. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.
Родители для ребенка являются образцом поведения. Это потом, с возрастом придет способность критически оценивать поступки и их результаты. А в этом возрасте, который мы рассматриваем, родители - это только объект любви и подражания. Именно это должны помнить папы и мамы.
Основное внимание в работе с родителями я уделяла содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам пожарной безопасности
Используемые формы для работы с родителями:
2.1 Анкетирование.
2.2 Консультации.
2.3 Папки – передвижки.
2.4 Организация совместных праздников и развлечений.
2.5 Викторины.
2.6 Организация семейных конкурсов творческих работ.
2.7 Оформление фотостендов.
2.8 Экскурсии.
Список используемой литературы.
Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева , Р.Б.Стеркина «Безопасность», Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . СПБ: Детство - Пресс, 2008
Н.А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», М.: Скрипторий 2003,2007 М.А.Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет» М.:Вако,2007
Б.С.Житков «Что я видел», М.:Эксмо,2010
Т.В.Иванова «Пожарная безопасность», Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011
Н.В.Каминская «Чудесные спички» Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006