Выступление из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать»
Выступление из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать»
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности и создания для этого благоприятных условий».
Культурная среда, в которой живёт и развивается современный дошкольник, этому мало способствует. Детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить своё место в коллективе, сопереживать, заботиться о других.
Традиционный объснительно-иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже недостаточен. Наряду с ним следует использовать технологии системно-деятельностного подхода. В нашем детском саду в группе раннего возраста я использую экспериментальная деятельность.
Что же приобретают и получают дети в результате экспериментальной деятельности?
Эффективность и результативность от такого вида деятельности очень высокая. Участвуя в экспериментах, дети делают открытия, познают окружающий их мир и гармонично развиваются. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Элементарные опыты и эксперименты способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности.
В совместной экспериментальной деятельности решается целый ряд задач: обеспечивается эмоциональное благополучие, расширяется кругозор детей, создается атмосфера радости и удовольствия. Дети получают опыт разнообразных сенсорных впечатлений, формируются коммуникативные навыки детей и единый детско-взрослый коллектив.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать»»
Выступление
из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности
«Хочу все знать»
«Дети, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
К.А.Тимирязев
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности и создания для этого благоприятных условий».
Культурная среда, в которой живёт и развивается современный дошкольник, этому мало способствует. Детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить своё место в коллективе, сопереживать, заботиться о других.
Традиционный объснительно-иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже недостаточен. Наряду с ним следует использовать технологии системно-деятельностного подхода. В нашем детском саду в группе раннего возраста я использую экспериментальная деятельность.
Что же приобретают и получают дети в результате экспериментальной деятельности?
Эффективность и результативность от такого вида деятельности очень высокая. Участвуя в экспериментах, дети делают открытия, познают окружающий их мир и гармонично развиваются. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Элементарные опыты и эксперименты способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности.
В совместной экспериментальной деятельности решается целый ряд задач: обеспечивается эмоциональное благополучие, расширяется кругозор детей, создается атмосфера радости и удовольствия. Дети получают опыт разнообразных сенсорных впечатлений, формируются коммуникативные навыки детей и единый детско-взрослый коллектив.
А какова же при этом роль педагога? Нас с Вами.
Педагог при этом выступает полноправным партнёром. Во время проведения эксперимента я всегда предлагаю своим малышам стать активными участниками процесса, а именно: самим окрасить водичку, опустить в нее и выловить различные предметы, слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Если это деятельность с бумагой, то дети так же самостоятельно ее рвут, мнут, сдувают с ладони, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. В режимных моментах при умывании дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы, что вода может литься, брызгать, может быть теплой и холодной, что предметы станут чище, если помыть их водой.
В игровых ситуациях «Напоим кукол», «Разноцветная водичка», «Помощники» дети получили представления, что вода жидкая, поэтому может разлиться; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить. А при проведении игр с песком дети узнали, что песок сухой и влажный, его можно просто насыпать в ведерко, а можно слепить куличики. Использую при этом различные потешки, заклички, песенки, стихи.
Далее провожу опытническую деятельность с постепенным усложнением познавательных задач. Добавляются объекты для исследования: если ранее мы использовали в основном воду, песок, бумагу, то здесь уже использую крупу, камни, перышки, ракушки, мыльные пузыри. Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажая огород на окне.
Дети в возрасте от двух до трех лет посещают лабораторию профессора Знайкина, экспериментирование становится более проблемным и познавательным!
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу наглядно продемонстрировать, как такая деятельность проходит в моей группе. Предлагаю вам представить себя воспитанниками первой младшей группы.
Дети, здравствуйте! Сегодня я шла в наш детский сад, и по дороге нашла вот такой чудесный мешочек! Посмотрите, какой он красивый, но он еще и очень тяжелый! Давайте с вами опустим ручки в мешочек, и узнаем, что в нем находится. Как вы думаете, что лежит в мешочке?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно дети, в мешочке лежат камни!
Не просто так мешочек здесь,
И в этом есть один секрет:
В мешочке этом камни есть, что излучают свет!
Ребята, давайте мы с вами сейчас рассмотрим камешки. А помогут нам наши верные помощники.
Игра «Это что и для чего?»
Глаза – смотреть,
пальчики – трогать,
ушки – слушать.
Молодцы, правильно ответили! Сейчас мы с вами поиграем, и помогут нам наши глазки.
- Покажите мне самый большой камень, а теперь самый маленький.
-У Пети, сколько камней? (много)
- А у Оли? (один)
- Скажите камни какие? (большие и маленькие)
-Молодцы!
Сейчас нам будут помогать пальчики. Возьмите в руки камень и крепко сожмите его, а теперь возьмите ватку и ее сожмите. Ватка сжимается в кулачке, а камень нет. Почему? Как вы думаете?
Дети, глазки и пальчики нам уже помогали, а теперь нам помогут наши ушки!
-Дети, а как вы думаете, камни могут издавать звук? Посмотрите, у меня две баночки, положите в них один камень, и погремите, баночкой. Что вы слышите? (звуки громко, тихо). А теперь постучите камешком друг об друга, это они разговаривают друг с другом и с вами.
- Ребята, вам понравилось играть с камнями?
А теперь давайте немного отдохнем.
Игра «С другом мы гулять пойдем».
С другом мы гулять пойдем,
Речку – каменку найдем. (Шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камешкам бежит. (Руки вытянули вперед, в стороны)
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем. (Шагают на месте).
Вы, ребята, молодцы! Постарались от души!
В результате проводимой совместной экспериментальной деятельности мои дети стали более активными, любознательными, самостоятельными, инициативными. Произошёл значительный прогресс в развитии речи. Действия малышей стали более ловкими, умелыми. Дети выражают положительные эмоции на занятиях и во время игр. Таких результатов мы достигли также и благодаря активному сотрудничеству с родителями. Участие родителей происходило как в форме прямого включения в экспериментальную деятельность, так и посредством выполнения «домашних заданий» любая игра с водой, песком, снегом, с предметами.
Перед тем как провести опыт «Тонет – не тонет», родителям было предложено изготовить бумажные кораблики. Какие кораблики только не были сделаны родителями, и в технике «оригами», из картона и цветной бумаги, из пластиковых стаканчиков! И каждый второй носил имя своего владельца!
Я уверена, что каждый родитель, а также бабушки и дедушки вложили в эти работы не только труд, и умения, но и огромную любовь, и частичку своей души. Затем в приемной группы была организована выставка детско-родительских работ «Кораблики». Большинство родителей положительно реагировали на все мои предложения. Они видели, что детям это интересно и полезно. Да и самим взрослым это принесло немало положительных эмоций. Многие родители присылали мне фотоотчет о совместной проделанной работе.
ФГОС ДО инициирует нас на поиск новых механизмов взаимодействия с родителями с целью непосредственного включения их в образовательный процесс. Я считаю, что такая проводимая совместная экспериментальная деятельность создает благоприятные условия для эффективного взаимодействия с родителями моих воспитанников. В процессе такого партнерства возникло единое развивающее пространство «дети-педагоги-родители». Но самое главное, дети полноценно и радостно проживают каждый день в детском саду, совершая большие и маленькие «открытия».
И теперь, уважаемые педагоги, предлагаю вам представить, что вы родители детей. Перед вами разложены наборы для творчества: гуашь, кисти, пластилин и сами камни. Предлагаю вам проявить свою фантазию и оформить камни. (Творческое оформление камней). В заключении предлагаю вам посмотреть, какие красивые поделки изготовили родители моих воспитанников, конечно, совместно с детьми.
(Демонстрация поделок родителей).
Уважаемые коллеги, предлагаю вам вместе подвести итоги нашей экспериментальной деятельности.
Как вы думаете, какие результаты дает такая форма работы, детям, нам педагогам и родителям?
(Общее обсуждение, подведение итога).
Сегодня вы наглядно убедились, какие удивительные бывают камни! Но камни могут быть не только природными, но еще и очень сладкими!
(Угощение морские камешки).
Я считаю, что экспериментирование интересно и необходимо. Останавливаться на достигнутом, конечно не стоит. Есть разработки, более усложненные по тем же темам, которые я планирую использовать в дальнейшем.