kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вступление на теоретическом семинаре на тему «Организация физического воспитания дошкольников: условия, средства, основные принципы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен педагогам, работающим в дошкольном обоазовательном учреждении. Предназначен для правильной организации физкультурных занятий, досугов, познавательных мероприятий здоровьесберегающей направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вступление на теоретическом семинаре на тему «Организация физического воспитания дошкольников: условия, средства, основные принципы»»

Вступление на теоретическом семинаре на тему «Организация физического воспитания дошкольников: условия, средства, основные принципы»


В дошкольном возрасте у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Особую роль играет в это время физическое воспитание Физическое воспитание ребенка – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства, а также гармоничное развитие личности ребенка.

Физическое воспитание является фундаментом общего развития ребенка дошкольного возраста. Правильно организованный процесс физического воспитания закладывает основу здоровья и долголетия детей.

Физическое воспитание в дошкольной образовательной организации определяется Основной образовательной программой, разработанной согласно нормативным документам таким, как Федеральный закон об образовании, ФГОС ДО, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы.

Основная цель физического воспитания – это воспитание здорового, физически развитого и совершенного ребенка.

В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи:

· Охрана и укрепление здоровья детей;

· закаливание организма как повышение сопротивляемости организма явлениям окружающей среды;

· правильное и своевременное развитие всех систем организма, развитие движений;

- увеличение объема двигательной активности;

- повышение общей работоспособности.


Эта группа задач выдвигается на первый план. Так как наиболее характерная особенность ребёнка - дошкольника – интенсивный рост и развитие. Но формирование систем и функций ещё не завершено и это определяет высокую ранимость детского организма.


Образовательные задачи:

- формирование двигательных умений и навыков;

- развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);

- развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

- знакомство со способами укрепления собственного здоровья

В процессе физического воспитания ребенок приобретает систему знаний о физических упражнениях, об их структуре, оздоровительном воздействии на организм, осваивает двигательные действия, усваивает физкультурную и пространственную терминологию.

Воспитательные задачи:

- воспитание морально-волевых качеств: честности, решительности, смелости, настойчивости);

- формирование потребности в физическом совершенстве;

- воспитание культуры поведения.

В процессе физического воспитания создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера, таких, как организованность, скромность, отзывчивость, чувство собственного достоинства, справедливость, коллективизм, ответственность.

Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психологических возможностей детей.

Для выполнения поставленных целей и задач физического воспитания по ФГОС в ДОУ должны быть созданы специальные условия:

  • Зал для спортивных занятий;

  • Инвентарь для физической культуры (мячи, скакалки, обручи, гантели);

  • Площадка для занятий на свежем воздухе;

  • Игровое оборудование с турниками, качелями, горками и песочницей.

В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм. Основное средство физической культуры дошкольников — физические упражнения. Сопутствующими средствами, повышающими эффективность использования физических упражнений, выступают гигиенические факторы и естественные силы природы.

Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека. Физические упражнения оказывают многостороннее воздействие: они улучшают его общее и текущее физическое состояние; способствуют решению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Выполнение физических упражнений вызывает функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений в одних случаях, например, увеличивают массу мышечных групп, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств ребенка, что естественно может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это в свою очередь отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль заключается в том, что через физические упражнения дети учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. В процессе занятий физическими упражнениями происходит усвоение целого ряда специальных знаний пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями, в процессе занятия физическими упражнениями ребенок вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, трудолюбие решительность и др.).

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий на воздухе при солнечном излучении у детей:

 возникают положительные эмоции;

 больше поглощается кислорода;

 увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем.

Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма. Оказывая на него всестороннее воздействие, они легко дозируются, обеспечивают комплексное закаливание, а значит, способствуют укреплению здоровья. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное гигиеническое средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения кровеносных сосудов. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют синтезу витамина D, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, личная гигиена, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две подгруппы. В первую подгруппу входят средства, которые обеспечивают жизнедеятельность ребенка вне процесса занятий физическими упражнениями. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности. Вторую подгруппу составляют средства, включаемые в процесс занятий физическими упражнениями. Например, если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, одежды, обуви, тела детей также служит профилактикой заболеваний.

Обязательным условием полноценного решения задач физического воспитания является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении.

Знание полного объема средств физического воспитания позволяет:

· отбирать наиболее эффективные из них для решения тех или иных конкретных задач физического воспитания;

· составлять многообразные сочетания из различных видов средств;

· осуществлять целенаправленную разработку новых комплексов и систем физических упражнений.

Основным документом, определяющим содержание работы по физическому воспитанию, является «Программа воспитания и обучения в детском саду». В ней указывается содержание культурно-гигиенических навыков, требования к двигательной культуре, а также необходимые знания для детей разных возрастных групп.
Программа по физическому воспитанию дошкольников должна основываться на следующих принципах:

1)Принцип осознанности и активности: направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; придумывает комбинации движений, их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои. Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

2)Принцип систематичности и последовательности Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий. Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности.

3)Принцип повторения двигательных навыков. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы. Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений.

4)Принцип наглядности — предназначен для связи восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.

5)Принцип доступности и индивидуализации предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом. Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности, а также при распределении программного материала на занятиях. Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности..

6)Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка.

7)Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.

8)Принцип оздоровительной направленности. Подбор физических упражнений для ребенка направлен на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни. Оздоровительная направленность физических упражнений и всех форм организации двигательной деятельности ребенка непременно должна осуществляться под строгим врачебным контролем.

Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие факторы успешной организации физического воспитания детей:

1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей.

2. Формулировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей.

3. Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.

4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей.

5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.

6. Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

В заключении хотелось бы отметить, что важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Используемая литература

1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр "Академия" 2001.

2. Решетников Н. В. Физическая культура; изд.- «Академия» Москва 2006.

3. Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта; 2005.

4.Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – М., 1999.

5. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей / С.Я. Лайзане. – М., 1985.

6. Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / Г.П. Лескова, П.П. Буцинская, Л.С. Васюкова. – М., 1990.

7. Осокина Т.И. Физическая подготовка в детском саду / Т.И. Осокина. – М., 1986.

8. Интернет- ресурсы










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Радченко Татьяна Николаевна

Дата: 29.10.2022

Номер свидетельства: 616177


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства