kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возрастная динамика детских страхов. Поддержка родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В буклете отражена основная возрастная динамика детских страхов дошкольного и младшего школьного возраста, а также рекомендации для родителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возрастная динамика детских страхов. Поддержка родителей»

Детские страхи

Возрастная динамика страхов

Условно страхи можно разделить на две большие группы: врожденные (возрастные) и приобретенные. Страхи, назван­ные врожденными, сопровождают определенный возрастной период развития.
Врожденные страхи

На каждом из этапов своего развития дети испытывают страхи, которые различны для разных возрастов:

• от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать любой громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и поте­ря физической поддержки, опоры;

• от 7 месяцев до года малыша пугают уже определен­ные громкие звуки (например, шум пылесоса), практи­чески любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.

• дети от 1 года до 2 лет могут бояться разлуки с родите­лями, незнакомых людей, травм, засыпания и самого сна из-за ожидания ночных кошмаров;

• источником страхов детей до 3 лет являются отверже­ние со стороны родителей, незнакомые ровесники, сме­на обстановки, изменение порядка жизни. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера — краны, большие машины;

• дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиноче­ства и замкнутого пространства.
• в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и про­странства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умира­ют, и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семей­ную утрату — постепенно уходит из жизни старшее по­коление.
• 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со сторо­ны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожи­даниям.

• дети с 8 лет больше всего боятся смерти родителей. Норма «протекания» страха составляет 1 – 1, 5 месяца; если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже сто­ит рассматривать как невроз (следует обратится к невропатологу).
Приобретенные страхи

Давайте проясним, какие страхи и по каким причинам воз­никают и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.
Первая причина приобретенных страхов — это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ре­бенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в дру­гое замкнутое пространство), потому что в нем ранее за­стревал, испытав при этом ощущение беспомощности, стра­ха, ужаса.
Вторая причина. Многое зависит от особенностей харак­тера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительнос­ти и восприимчивости, тревожности. Некоторые дети носят в себе очень много страхов: став мнительными, имея мнитель­ных родителей и схожий с ними тип нервной системы, они просто «перетаскивают» родительские тревоги и страхи, а по­том еще добавляют и свои.
Третья причина — запугивание в воспитании. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их свер­стники, боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Чаще страдают от кошма­ров и разнообразных страхов и гиперактивные дети, так как родители, подыскивая методы управления ребенком, очень часто используют запугивание. Рекомендации для родителей

Иногда родители не замечают того, как они своими выска­зываниями способствуют зарождению страхов у ребенка: «Бу­дешь капризничать — я тебя отдам чужой тете!» Здесь два ва­рианта исхода: ребенок понимает, что родители запугивают его для того, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшем использовать подобные способы управления людьми, или действительно верит запугиванию, и у него не только появляется ощущение незащищенности в большом мире, но и родители выступают для него источником этого страха. Для вас это приемлемо?

Дело в том, что иногда, сами того не осознавая, взрослые навязывают ребенку страхи: «Почему не хочешь кашу? — Бо­лит живот? — Пойдешь к врачу, и он будет тебе делать уко­лы». Да, уколы болезненны, и ребенок помнит об этом, он бо­ится и не хочет ни есть кашу, ни уколов, ни врачей... Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая си­туация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно если он единствен­ный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родите­лей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь со­баку — укусит», «Не ходи по лужам — заболеешь», «Не ходи один во двор — там хулиганы». Если ребенок здоров и психи­чески устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону и раздражая этим родителей. Но беда в том, что наследственность и многократные повто­рения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причиной возникновения страха могут быть какие-либо события, произошедшие неподалеку от дома (например, дра­ка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В своем доме ребенок должен чувствовать себя защищенным от всех опасностей.

Дополнительные источники страхов — СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. То, что ребенок видит по телевизору, родителям нужно обязатель­но знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или муль­тфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените их на менее травмирующие. Или времен­но замените просмотр телевизионных передач и мультфиль­мов, например, совместным чтением или прогулкой. Поверь­те, ваш малыш будет только рад побыть с вами.

Рядом с телевидением стоит и литература. Чем меньше воз­раст ребенка, тем большее впечатление производит на него чте­ние. Действительно, иногда даже взрослый человек ощущает некоторый мороз по коже при представлении картины описыва­емых событий в современной детской литературе. Именно по­этому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед: когда вы почувствуете нежелательные слова, ко­торые, возможно, нарушат спокойное существование вашего ре­бенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.

А. С. Спиваковская полагает, что родителям в случаях про­явления страхов нужно устранять основные причины повы­шения общей тревожности ребенка. Для этого надо заставить себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом и критично пересмотреть тре­бования к ребенку. Следует обратить внимание на то, не тре­буете ли вы от ребенка слишком многого, не слишком ли час­то он оказывается в ситуации тотального неуспеха. Помните, что ничто так не воодушевляет, как похвала, удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не усиливает чувство тревожности, как неудачи, следую­щие одна за другой. Поэтому А. С. Спиваковская и рекоменду­ет родителям всеми силами повышать чувство уверенности ребенка в себе, давать ему возможность чаще переживать успех, показывать, какие у него есть возможности и способности, чтобы самостоятельно справляться с трудностями. На этом фоне полезно и пересмотреть применяемые методы воспита­ния, оценить, насколько наказания перевешивают поощрения. Именно в таких ситуациях родители могут с наибольшей пол­нотой проявить свою любовь и нежность. Оказанная ребенку помощь в его борьбе со страхом даст совместное сплачиваю­щее переживание радости от обретенной победы.

А. Фромм, Т. Гордон считают, что для того, чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что кроется за страхом ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого вы должны умерить свои требования к ним, реже наказывать и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Вы должны дать ребенку понять, что гнев, вызванный требованиями родителей и вызванный его поведением, — это совершенно естественное и нормальное явление, которое может конструктивно повлиять на ваши дружес­кие чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку вы можете доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.

Поэтому, как видим, одна из главных ролей в избавлении от страхов отводится понимающим родителям. Насколько мы сможем помочь, пожалеть, успокоить малыша? Сможем ли мы умерить свои требования? Как он воспримет нашу поддерж­ку? Сможем ли мы вернуть душевное равновесие? Необходи­мо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут рассказать нам обо всем, что их напуга­ло. И они сделают это только в том случае, если не будут бо­яться нас и почувствуют, что мы не осуждаем их, а понимаем.

Используемые источники:

https://www.dogmon.org/detskie-strahi-vozrastnaya-dinamika-strahov.html

Буклет составила

педагог-психолог

Матушкина Н.Г.



КГБДОУ «Березовский детский сад»




Возрастная динамика детских страхов. Поддержка родителей







2020




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Возрастная динамика детских страхов. Поддержка родителей

Автор: Матушкина Наталья Георгиевна

Дата: 10.02.2020

Номер свидетельства: 539028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Консультация для родителей «Мой ребенок - непоседа»"
    ["seo_title"] => string(51) "konsultatsiia_dlia_roditelei_moi_rebenok_neposeda_1"
    ["file_id"] => string(6) "622236"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1672760730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства