Просмотр содержимого документа
«Возрастная динамика детских страхов. Поддержка родителей»
Детские страхи
Возрастная динамика страхов
Условно страхи можно разделить на две большие группы: врожденные (возрастные) и приобретенные. Страхи, названные врожденными, сопровождают определенный возрастной период развития. Врожденные страхи
На каждом из этапов своего развития дети испытывают страхи, которые различны для разных возрастов:
• от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать любой громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря физической поддержки, опоры;
• от 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.
• дети от 1 года до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и самого сна из-за ожидания ночных кошмаров;
• источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомые ровесники, смена обстановки, изменение порядка жизни. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера — краны, большие машины;
• дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. • в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату — постепенно уходит из жизни старшее поколение. • 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.
• дети с 8 лет больше всего боятся смерти родителей. Норма «протекания» страха составляет 1 – 1, 5 месяца; если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже стоит рассматривать как невроз (следует обратится к невропатологу). Приобретенные страхи
Давайте проясним, какие страхи и по каким причинам возникают и что мы можем сделать, чтобы их предупредить. Первая причина приобретенных страхов — это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Вторая причина. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности. Некоторые дети носят в себе очень много страхов: став мнительными, имея мнительных родителей и схожий с ними тип нервной системы, они просто «перетаскивают» родительские тревоги и страхи, а потом еще добавляют и свои. Третья причина — запугивание в воспитании. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники, боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Чаще страдают от кошмаров и разнообразных страхов и гиперактивные дети, так как родители, подыскивая методы управления ребенком, очень часто используют запугивание. Рекомендации для родителей
Иногда родители не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка: «Будешь капризничать — я тебя отдам чужой тете!» Здесь два варианта исхода: ребенок понимает, что родители запугивают его для того, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшем использовать подобные способы управления людьми, или действительно верит запугиванию, и у него не только появляется ощущение незащищенности в большом мире, но и родители выступают для него источником этого страха. Для вас это приемлемо?
Дело в том, что иногда, сами того не осознавая, взрослые навязывают ребенку страхи: «Почему не хочешь кашу? — Болит живот? — Пойдешь к врачу, и он будет тебе делать уколы». Да, уколы болезненны, и ребенок помнит об этом, он боится и не хочет ни есть кашу, ни уколов, ни врачей... Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно если он единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку — укусит», «Не ходи по лужам — заболеешь», «Не ходи один во двор — там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону и раздражая этим родителей. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.
Причиной возникновения страха могут быть какие-либо события, произошедшие неподалеку от дома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В своем доме ребенок должен чувствовать себя защищенным от всех опасностей.
Дополнительные источники страхов — СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. То, что ребенок видит по телевизору, родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените их на менее травмирующие. Или временно замените просмотр телевизионных передач и мультфильмов, например, совместным чтением или прогулкой. Поверьте, ваш малыш будет только рад побыть с вами.
Рядом с телевидением стоит и литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда даже взрослый человек ощущает некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых событий в современной детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед: когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно, нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.
А. С. Спиваковская полагает, что родителям в случаях проявления страхов нужно устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого надо заставить себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом и критично пересмотреть требования к ребенку. Следует обратить внимание на то, не требуете ли вы от ребенка слишком многого, не слишком ли часто он оказывается в ситуации тотального неуспеха. Помните, что ничто так не воодушевляет, как похвала, удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не усиливает чувство тревожности, как неудачи, следующие одна за другой. Поэтому А. С. Спиваковская и рекомендует родителям всеми силами повышать чувство уверенности ребенка в себе, давать ему возможность чаще переживать успех, показывать, какие у него есть возможности и способности, чтобы самостоятельно справляться с трудностями. На этом фоне полезно и пересмотреть применяемые методы воспитания, оценить, насколько наказания перевешивают поощрения. Именно в таких ситуациях родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь и нежность. Оказанная ребенку помощь в его борьбе со страхом даст совместное сплачивающее переживание радости от обретенной победы.
А. Фромм, Т. Гордон считают, что для того, чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что кроется за страхом ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого вы должны умерить свои требования к ним, реже наказывать и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Вы должны дать ребенку понять, что гнев, вызванный требованиями родителей и вызванный его поведением, — это совершенно естественное и нормальное явление, которое может конструктивно повлиять на ваши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку вы можете доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.
Поэтому, как видим, одна из главных ролей в избавлении от страхов отводится понимающим родителям. Насколько мы сможем помочь, пожалеть, успокоить малыша? Сможем ли мы умерить свои требования? Как он воспримет нашу поддержку? Сможем ли мы вернуть душевное равновесие? Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут рассказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждаем их, а понимаем.