Просмотр содержимого документа
«"Воспитатель и родитель: диалог или монолог?"»
Консультация для педагогов
Муравина Татьяна Анатольевна МБДОУ№35 г.Псков
Воспитатель и родитель- диалог или монолог
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1) Способствовать осознанию трудностей во взаимодействии с родителями, вызванных личностными установками и качествами;
2) Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения с родителями.
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Притча «Страшный сон»: Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать».
Как правильно общаться с родителями, что можно говорить и как говорить.
Что касается первого вопроса «Что говорить?», то ответ однозначный – все! Говорить нужно все, что входит в компетенцию воспитателя. Воспитатель не может и не должен говорить с родителями за психолога, логопеда, медицинского работника. Сообщая родителям информацию, не относящуюся к компетенции воспитателя, он может в лучшем случае допустить неточность, в худшем дать неверную информацию.
Ответить на второй вопрос «как говорить?» ответить труднее. Уместить все вопросы в рамки одной консультации просто невозможно. Поэтому мы рассмотрим основные вопросы построения эффективных взаимоотношений с родителями.
1 ЭТАП - КОНТАКТ
Цель. Создать атмосферу, благоприятную для беседы.
Техники установления контакта:
- контакт глаз
- улыбка
- приветствие
- обращение по имени
- открытая поза
- короткая дистанция
- открытые жесты
- подчеркивание значимости
Основа отношения к нам собеседника закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, рекомендуется применить «Правило трех плюсов». Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
- улыбка,
- имя собеседника
- косвенный комплимент (не самого человека, а то, что ему дорого).
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии, в процессе всей беседы.
2 ЭТАП – Как правильно вести беседу.
• Слушать внимательно и доверительно (Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации).
• Дать возможность собеседнику высказаться (Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей).
• Не прерывать высказывания собеседника (Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна).
В беседе с родителями необходимо соблюдать ряд условий:
1. Без оценочное отношение к ребенку. Педагог не имеет право давать оценку: воспитанный /не воспитанный, хороший / плохой.
2. Ни в коем случае в ходе беседы не обезличивайте ребенка.
3. Говоря о недостатках, следует подчеркнуть, что этому подвержены многие дети, но все проходит благополучно, если педагог и семья действует сообща
Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.
«Здрасьте!»
«Здравствуйте, Анна Ивановна!»
«Я пришла к такому выводу…»
«Я уважаю Ваше мнение, и в тоже время вижу эту ситуацию с другой стороны. А как Вы видите выход из этой ситуации?»
«Вы должны это…!»
«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!»
«Ваш ребенок сегодня сломал игрушку»
«Наш Петя сегодня заигрался и сломал игрушку»
«Ваш ребёнок постоянно дерется»
Я еще не очень хорошо знаю Ваню, не могли бы вы помочь мне разобраться, ему трудно найти контакт с детьми»
3 ЭТАП - ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ.
Цель: Обеспечить хороший деловой и человеческий контакт с собеседником.
Всегда заканчивайте беседу на позитивной ноте.
Не забывайте поблагодарить родителя, высказать свое удовлетворение от диалога.
На сегодняшний день нужны новые, нетрадиционные, яркие формы работы, которые могли бы удивить родителей и показать то, как можно, вместе с ребенком, интересно проводить время.
Взаимодействие с родителями - залог эффективной работы с детьми!