Воспитание толерантности средствами изучения декоративно-прикладного и изобразительного искусства народов Ямала
Воспитание толерантности средствами изучения декоративно-прикладного и изобразительного искусства народов Ямала
Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности средствами изучения декоративно-прикладного и изобразительного искусства народов Ямала »
Воспитание толерантности средствами изучения декоративно-прикладного и изобразительного искусства народов Ямала
Сазонова Екатерина Валерьевна,
Воспитатель МАДОУ ДС ОВ «Радуга»
г. Новый Уренгой
Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе.
В настоящее время педагоги должны сформировать следующие навыки у обучающихся: общения с детьми различных этногрупп; обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде; оказания помощи в адаптации таким детям; прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском коллективе и оказания превентивной помощи; обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со стороны и сверстников и взрослых.
Гарантировать получение таких знаний, умений и навыков обучающимся могут только комплекс учебных курсов и система воспитательной работы по данному направлению. Попытаемся определить такую совокупность, кратко охарактеризовав основные идеи, заложенные в ней. Учитель призван сформировать у детей представления о культуре мира, многовариантности человеческого бытия; навыки национальной самоидентификации, а также навыки позитивного взаимодействия с представителями других наций. На основе познания различных этнокультурных обычаев, традиций, обрядов развиваются толерантные отношения. Необходимо помочь обучающимся разных национальностей понять, что культура каждого народа является национальным «кодом». Раскрыв его, мы поможем им понять народ, рядом живущий, и воспитать в них терпимость, уважение по отношению друг к другу.
Текущее десятилетие объявлено ООН Международным десятилетием коренных народов мира. К ним относится и народы Севера. Но обращение к их проблемам актуально и с практической и с теоретической точек зрения. Такой анализ необходим для поиска путей разрешения проблем развития народов Севера, уходящих корнями в прошлое. Они испытывали на себе «социалистические» эксперименты, промышленное освоение, разрушившие природную среду и привычный уклад жизни. В результате сложилась ситуация, когда противоречивое воздействие индустриальной цивилизации на культуру народов Севера может усугубить их маргинальность. По существу, столкнулись два мировоззрения: мировоззрение коренных северян, которое можно выразить словами: «человек – часть природы», и мировоззрение пришлого населения, выражающееся в словах «человек – царь природы». При этом торжествовало чувство превосходства пришельцев, при полном неумении понять и оценить встреченную культуру. А, не зная друг друга, невозможно прийти и к взаимному уважению.
Исходя из этого, была создана рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд для общеобразовательных школ ЯНАО». Новизной моего опыта является то, что в условиях МБОУ СОШ №2 был впервые создан:
- интегрированный курс изучения культуры России и культуры народов Ямала;
- вовлечение обучающихся в практическую деятельность:
- созданы педагогические условия, необходимые для эффективного формирования этнокультурной толерантности обучающихся на уроках данной дисциплины способных вызывать у учащихся активный интерес;
- создана необходимая художественно- творческая атмосфера, в которой развиваются эмпатия, рефлексия, гибкость и диалогичность мышления в процессе постижения культуры разных этнических традиций.
Формирование толерантного мировоззрения у обучающихся школы конечно, процесс длительный, сложный, он должен начинаться в раннем детстве и продолжаться всю жизнь. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, но решающим среди них является образование, особенно использование образовательных технологий.
Основная технология, используемая мною в работе по воспитанию толерантности – это технология интегрированного обучения.
Примером интеграции в программе могут служить уроки, например, по блоку (5 класс) «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», где в I четверти изучается ДПИ славянских народов, а в следующих трёх ДПИ народов ЯНАО. Другой блок (6 класс) одновременно изучает виды изобразительного искусства на примерах трёх культур: европейской, российской и современной культуры народов ЯНАО.
Таким образом, эти уроки позволяют формировать у учащихся единую картину мира, включиться в контекст истории, культуры, человеческих отношений, вступить в равноправный диалог с миром, воспитывать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, компетентных, толерантных. Кроме этого изучить народные традиции и познакомится с современным искусством, на территории которого проживает
В данных уроках реализуется главный гносеологический принцип – познание целого через часть и части через целое.
В интегрированных уроках для нас являются главными такие целевые установки: интегрированный синтез позволит учащимся определить этническую идентичность. Как сказал Б.Н. Неменский: «с одной стороны, необходимо привязать ребенка всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа. С другой стороны, можно и нужно на материале истории, искусства и фольклора, культуры формировать» богатое чувство красоты и чувства уважения к культуре иных народов; создать целостный образ на основе синтеза и культуры позволит развить и саморазвить интеллект учащегося, слить воедино его внутренний мир и человека в нём; выявить и развить творческие способности учащегося; развить диалогическое сознание мышления, освободить учащегося от плоского рационализма, монофилии культуры, развить способности услышать «многоголосье» мира («карнавал» мироощущения» по Бахтину), развить умение переносить ЗУНы, СУД в новую ситуацию.
Каждая образовательная область вносит вклад в формирование человека, так и изобразительная деятельность является особенным рычагом воздействия на личность, как межнациональный язык и как эмоциональный чувственный вид искусства.
Предметы изобразительного искусства могут легче и лучше, чем научные дисциплины давать картину мира в единстве чувства и мысли, погружая человека в мир ощущений людей разных эпох и народов.
Основной для формирования толерантного сознания обучающихся являются художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником которого является декоративно-прикладное творчество.
Практическая деятельность по национальному образованию и воспитанию молодого поколения показала, что при формировании этнокультурного потенциала личности важны принципы непрерывности, систематичности и преемственности, поскольку мозаичность, эпизодичность снижает успех такой работы. Поэтому в нашем образовательном учреждении создано эмоционально- интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастет положительный опыт отношений и общения, побуждающие воспитание толерантности отдельного человека и коллектива.
Данный опыт может быть полезен, учителям начальных школ, элективных курсов, педагогам дополнительного образования изучающих культуру народов ЯНАО в приобщении детей к национальной культуре, руководителям, работающим над развитием и формированием коллектива, сталкивающимся с проблемами взаимоотношений в нём.