kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Воспитание маленького гражданина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

здравствуйте, я разработала программу "Воспитание маленького гражданина" задачами программы является

  • социально-психологический, раскрывающий патриотизм  через единство со страной, обществом, решимость и стойкость в преодолении трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленный на достижение общественного благополучия, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости;
  • морально-этический, определяющий патриотизм через уровень нравственной культуры общества, проявляющейся в ответственности, чувстве долга, гуманности, милосердии, актуализации собственного достоинства. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание маленького гражданина" »

Авторская программа "Воспитание маленького гражданина"

Воспитатель: Нургалиева Зарангуль Абиткызы



В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения страны, её народа действительно зависит его судьба. Поэтому именно патриотическое воспитание становится чрезвычайно важным.

С.А.Козлова дает следующее определение патриотизма: “Интегрированный комплекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к достижению социально-значимых и индивидуально необходимых целей в обществе, государстве”.

Исследования А.В.Беляева позволяют выделить в определении патриотизма пять основных аспектов:

  • социально-правовой, определяющий нормы и принципы взаимодействия государства с отдельными гражданами;

  • педагогический, раскрывающий патриотизм как интегративный комплекс качеств личности, определяющих ее социальную направленность в соответствии с имеющимися общественными и государственными условиями, с личными возможностями и потребностями, с принятыми правовыми и моральными нормами;

  • социально-педагогический, конкретизирующий патриотизм через понятие “гражданская культура”;

  • социально-психологический, раскрывающий патриотизм через единство со страной, обществом, решимость и стойкость в преодолении трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленный на достижение общественного благополучия, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости;

  • морально-этический, определяющий патриотизм через уровень нравственной культуры общества, проявляющейся в ответственности, чувстве долга, гуманности, милосердии, актуализации собственного достоинства.

Е.А.Казаева одним из компонентов гражданственности определяет патриотизм. Патриотизм рассматривает как преданность и любовь к своей Родине, своему народу, как привязанность к месту жительства.

Гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности. Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

Особых усилий в период дошкольного детства требует формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов. Именно этот аспект педагогической работы определяет в конечном счете эффективность всех затрат на гражданское воспитание в будущем.

Таким образом, гражданское воспитание складывается из нескольких направлений работы, в ходе которых формируются следующие знания

  • знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека;

  • основы правовой культуры и культуры межличностного общения;

  • позитивные модели поведения в обществе;

  • позитивное и ответственное отношение к себе и окружающим;

  • наличие знаний о жизни человека в сообществах;

  • определенные личностные качества;

  • коммуникативная компетентность;

Опираясь на вышесказанное, можно констатировать, что гражданское развитие личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания?

Для решения данных вопросов была разработана мною методическая  программа “Воспитание маленького гражданина”.

Целью котрой является

Воспитание навыков патриотизма у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

Расширять представление о семье, родных и близких;

  • обогащать знания о родном крае;

  • расширять представление о казахском народном быте;

  • формировать у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими;

  • развивать навыки игрового взаимодействия детей.

Отличительной особенностью выступает форма реализации содержания. Формирование гражданской культуры у детей дошкольного возраста осуществляется средствами сюжетно-ролевой игры, поскольку задачи гражданского воспитания органично вписываются в воспитательные задачи сюжетно-ролевой игры.

Игра является единственным видом деятельности ребенка – дошкольника, где он практически осуществляет вычленение правил общественного поведении того или иного взрослого человека. Беря на себя в игре роль летчика, врача, ребенок изображает носителя этой профессии вообще. Игра не только включает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но, делая их предметом переживания ребенка, поднимает их на более высокий уровень зрелых социальных отношений.

Система планирования сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем возрасте направлена на решение задач патриотического воспитания. Развитие сюжетно-ролевой игры предполагает и расширение социальной роли ребенка. Через организацию игры, игровых ситуаций каждый ребенок овладевает различными социальными ролями и игровыми действиями, а также обеспечивается воспитание гражданско-патриотических чувств через :

  • воспитание любви к семье, родным и близким;

  • обогащение знаний о родном крае;

  • расширение представлений о казахском быте;

  • формирование у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее благоприятным средством воспитания гражданско-патриотических чувств в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра.

Учитывая возрастные периоды психического развития детей дошкольного возраста, в программе мною были определены три направления работы.

  1. Мир людей – раскрывающее вопросы о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые, в рамках которого актуализируется проявление заботы, уважения к ближайшему окружению.

  2. Малая родина - раскрывающее вопросы знакомства детей с родным городом, обеспечивающее проявление бережного заботливого отношения к достопримечательностям города.

  3. Истоки народной культуры – раскрывающее вопросы о казахском народном быте, традициях, что способствует развитию интереса к культуре своего народа и результатам культурного творчества.

В соответствии с данными направлениями подобрана тематика и разработано содержание сюжетно-ролевых игр на младший и средний дошкольный возраст, направленных на решение задач патриотического воспитания.

Подобраны параметры оценки патриотизма и развития сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем дошкольном возрасте. В соответствии с параметрами подобран диагностический инструментарий. Технологическое сопровождение программы (перспективные планы, конспекты сюжетно-ролевых игр, пакет диагностических материалов) вошло в приложение. Технология программы предполагает реализацию личностно-ориентированного и деятельного подхода.

Реализация программы осуществляется на протяжении младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) и рассчитана на 2 года. Воплощение содержания программы предусмотрено ежедневно в рамках игровой и совместной деятельности. В совместной деятельности идёт накопление и расширение знаний детей об окружающей действительности. Игровая деятельность организуется как по желанию детей, в зависимости от условий предметно-развивающей среды, так и по инициативе педагога. Обязательным условием при организации игр является проигрывание каждым ребенком всех социальных ролей.

В результате реализации программы у детей будут сформированы следующие навыки патриотизма:

  • владеет представлениями об отдельных элементах народной культуры;

  • устанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, к человеку;

  • проявляет сопереживание, сочувствие к героям народных сказок и к окружающим;

  • использует народные песни, танцы.

  • использует полученную информацию в специально организованной под руководством взрослого и самостоятельной деятельности;

  • владеет основами правовой культуры и культуры межличностного общения;

  • с интересом воспринимает информацию о родном городе;

  • использует полученную информацию в самостоятельной деятельности;

  • владеет разнообразными, адекватными приемами, согласованности своих действий с действиями своего партнера по игре;

  • имеет дифференцированное представление о членах семьи, о доминирующих интересах родственников разного пола, осознает право каждого на любимое занятие.

Отслеживание результатов проделанной работы осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Уровень патриотического воспитания определяется по критериям Л.В.Коломийченко, а сюжетно-ролевой игры - в соответствии с критериями Б.Эльконина. Отслеживание уровня взаимоотношений и детских предпочтений осуществляется через наблюдение и социометрическое обследование. Основными методами получения результатов является наблюдение и беседа. Оценивая навыки патриотизма особое внимание нужно обращать на становление поведения, на развитие чувств и эмоций.

Формы подведения итогов реализации программы осуществляются средствами открытых просмотров игровой деятельности, показа детских спектаклей, наблюдений самостоятельной деятельности детей и беседы с педагогом и родителями.

Реализация содержания осуществляется в рамках совместной и игровой деятельности с детьми, что обеспечивает вариативность использования данной программы в сочетании с другими комплексными программами.

Тематический план

Направления

Количество игр
в младшем возрасте

Количество игр
в младшем возрасте

Мир людей

5 игр

6 игр

Малая родина

7 игр

9 игр

Казахская культура

6 игр

8 игр

Итого

18 игр

23 игры



Содержание работы

Патриотическое воспитание в младшем дошкольном возрасте складывается из трех направлений работы:

1) Мир людей.

2) Малая родина.

3)Казахская культура.

В рамках данных разделов формируются:

  • позитивные модели поведения в обществе;

  • позитивное отношение к себе и окружающим;

  • наличие знаний о жизни человека в сообществе;

  • определенные личностные качества;

  • коммуникативная компетентность.

Позитивная модель поведения предполагает, что ребенок способен:

  • разрешать конфликтные ситуации;

  • учитывать желания, потребности других;

  • произвольно контролировать свое поведение.

Позитивное отношение к себе и окружающим включает:

  • стимулировать проявление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения;

  • способность принимать других с особенностями их характера, внешнего вида.

Под личностными качествами имеются в виду:

  • активность, инициативность, самостоятельность;

  • способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.

Коммуникативная компетентность предполагает:

  • умение использовать переговоры, излагать ясно свои предложения;

  • владение элементарными правилами поведения в повседневном общении в детском саду и семье, во время игры;

  • проявляет сопереживание, сочувствие, стремление помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам.

Методические рекомендации

Основной формой гражданского воспитания с детьми 3-5 лет выступает сюжетно-ролевая игра и совместная деятельность педагога с детьми. В работе с детьми рекомендуется использовать игровые приемы.

Для осознания детьми моральной стороны своих поступков эффективным приемом выступает разыгрывание с помощью игрушек педагогом сценок, точно воспроизводящих нежелательные действия ребенка.

Воображаемая постановка себя на место другого.

В основе педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от действий и включение положительных форм поведения в представления детей о себе.

Включение положительных форм поведения в представление о себе.

Позволяет на основе представлений о себе, положительно влиять на поведение детей.

Встреча с интересными людьми.

Данный приём позволяет расширить представление детей о социальной действительности, поупражняться в приемах общения с людьми разных профессий, установить простейшие связи между человеком и его отношением к труду.

Решение проблем игрушек.

Данный прием позволяет в практической деятельности поупражнять детей оказании помощи окружающим, разрешении элементарных проблемных ситуаций.

Беседа “Поговорим о хорошем”.

Способствует формированию позитивной модели поведения. Педагог хвалит каждого ребенка за незначительные достижения в области поведения, взаимоотношений, хороших поступков, приобретении новых знаний.

Распределение маленьких подарков.

Данный прием используется не менее двух раз в неделю в вечерний отрезок времени. Педагог показывает равные права каждого ребенка, подчеркивает особенности каждого воспитанника. Его уникальность в чем-то малом.

Оформление альбомов “Мы их знаем”.

Позволяет закрепить знания детей о людях разных профессий, атрибута, показать значимость труда для других.

Наряду с организацией сюжетно-ролевой игры большое внимание уделяется совместной деятельности, в которой и закладываются основы формирования гражданственности.

В рамках обогащения сюжетной игры с детьми проводятся экскурсии, обыгрываются игровые ситуации, анализируется содержание художественных произведений, русских народных сказок, организация народных праздников и развлечений, встречи с интересными людьми, что обеспечивает не только обогащение игровых представлений, но и расширяет представление детей о социальной сфере. Разучивание с детьми казахских народных подвижных игр, песенок позволяет обогатить знания о родном крае, “малой родине”, казахским народным бытом, традициями, праздниками.

Важным направлением работы по воспитанию ребенка-гражданина выступают традиции группы. Сообщество в целом и каждый из его членов может спокойно и комфортно жить, если в нем существуют установленные традиции. В группе установлены следующие традиции:

  • утро радостных встреч;

  • сладкий вечер;

  • празднование дней рождения детей.

Немаловажное значение играют и групповые нормы. В группе существуют три обязательных правила:

  • нельзя бить и обижать людей;

  • нельзя ломать и портить результаты труда других;

  • нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

Для того чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для гражданского поведения, взрослым в дошкольном образовательном учреждении необходимо строить общение с детьми на основе уважения и терпимости. Это означает:

  • создавать условия для выражения ребенком собственной воли;

  • спрашивать мнение ребенка к принятию решений;

  • привлекать детей к планированию деятельности и обсуждению результатов;

  • создавать условия выбора.

Развивающая среда группы предполагает создание игрового уголка в стиле казахской народной юрты, внесение предметов обихода, утвари, быта. Подбирается игровое оборудование в соответствии с сюжетом игр, предметы - заместители, модели.Организацию работы по патриотическому воспитанию необходимо строить в тесном содружестве с семьей. Привлекать родителей к участию в праздниках, экскурсиях, изготовлению игрового оборудования.

Организация сюжетно-ролевой игры планируется еженедельно. В основе руководства игрой лежат взгляды Н.Я. Михайленко, где педагог выступает непосредственным участником игры. Проводится в соответствии с методическими требованиями к организации, структуре игры. Педагогическая работа по развитию игры включает четыре направления:

  • подготовка детей к принятию роли;

  • обогащение индивидуальной ролевой игры ребенка;

  • расширение диапазона принимаемых ребенком ролей;

  • подготовка ребенка к ролевому взаимодействию.

Приемы руководства педагога соответствуют этапу работы над сюжетной игрой.

Литература

  1. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 9. – С. 64.

  2. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. – С. 6.

  3. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России): учебно-методическое пособие. – М., 2006.

  4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1986.

  5. Казаева Е.А Гражданственность как интегрированное качество личности. // Дошкольное воспитание . - 2005. - № 5. – С. 85.

  6. Князева О.Л., МаханеваМ.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н.Новгород, 1997.

  7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М.,1993.

  8. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.,1998.

  9. Козлова С.А Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. – С. 98.

  10. Коломийченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.

  11. Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. – С. 10.

  12. Маханева М. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. // Управление ДОУ. - 2005. - № 1. – С. 45.

  13. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 11. – С.51.

  14. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня. // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 8. – С. 8.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Воспитание маленького гражданина"

Автор: Нургалиева Зарангуль Абиткызы

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120288

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Нравственно-патриотическое воспитание""
    ["seo_title"] => string(40) "nravstviennopatriotichieskoievospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "316734"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460151143"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Нравственно-патриотическое воспитание""
    ["seo_title"] => string(41) "nravstviennopatriotichieskoievospitaniie1"
    ["file_id"] => string(6) "316735"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460151150"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рекомендации для родителей «Воспитываем будущего гражданина»"
    ["seo_title"] => string(64) "rekomendatsii_dlia_roditelei_vospityvaem_budushchego_grazhdanina"
    ["file_id"] => string(6) "630202"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1682246285"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Патриотическое воспитание в детском саду"
    ["seo_title"] => string(45) "patriotichieskoie_vospitaniie_v_dietskom_sadu"
    ["file_id"] => string(6) "464408"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522481769"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина»"
    ["seo_title"] => string(61) "konsultatsiia_dlia_roditelei_vospitanie_malenkogo_grazhdanina"
    ["file_id"] => string(6) "638314"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1697722030"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства