kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5—7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.


При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры»: «Ваня, ты забыл вымыть руки». — «Они у меня чистые». — «Все равно перед обедом надо вымыть». — «Я их недавно мыл».
После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в квартире нет, детей с 3—4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.
Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю. В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом. К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз — вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.
Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде — развязался шнурок, расстегнулась пуговка — и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста »

Культурно-гигиенические навыки.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5—7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.


При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры»: «Ваня, ты забыл вымыть руки». — «Они у меня чистые». — «Все равно перед обедом надо вымыть». — «Я их недавно мыл»...
После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в квартире нет, детей с 3—4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.
Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю. В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом. К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз — вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.
Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде — развязался шнурок, расстегнулась пуговка — и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?

 

Как Маша и Миша учились мыть руки.

Детское здоровье - Сказки для детей от врачей

Послушайте историю про то, как Маша и Миша учились мыть руки.
Привела их мама первый раз в детский сад.
— Вы умеете сами умываться?— спросили их.
— Конечно, умеем!—закричали Маша и Миша, побежали к умывальникам и стали крутить краны.
— Не спешите,—сказала воспитательница.— Посмотрите-ка на других ребят...
Маша и Миша оглянулись направо, налево и увидели, что все мальчики и девочки расстегивают пуговицы на манжетах и аккуратно заворачивают рукава выше локтей.
Они сделали то же самое. Миша, правда, немного повозился с пуговицами и, чтобы не отстать, быстро схватился за мыло.
— Мальчик,— сказала ему девочка, стоявшая рядом.— Ты разве не знаешь, что в сухие руки мыло не берут? Надо намочить их сначала. А струйку ты делай не очень тоненькую, а то воды будет мало, и не очень толстую, а то забрызгаешься. Понял? Миша кивнул головой, а Маша засмеялась и сказала:.
— Дома он вечно открывает кран до конца и весь обливается...
Когда пены получилось много, Миша и Маша положили мыло в мыльницы и сунули руки под кран.
— А помыть забыли!—засмеялась та же девочка.
— Ничего,—сказала воспитательница.— Сейчас мы их научим.— И показала, как моют намыленные руки.— Надо, чтобы они перекатывались друг по дружке, как санки по снежной горке: то правая съезжает с левой, то левая с правой. А потом надо сложить ладошку к ладошке и потереть. А уж после этого ополоснуть, отряхнуть и вытирать.
С полотенцами у наших друзей тоже сначала вышла маленькая неприятность: они хотели было схватить, какое под руку попало, но им объяснили, что полотенце у каждого должно быть свое. А чтобы не путать, на них нашиты меточки. Маше досталась красная метка — вишенка, а Мише зеленая — огурец. Они полюбовались на метки, покомкали в руках свои полотенца и стали вешать их на крючки. Полотенца сделались мятыми, некрасивыми, а руки остались мокрыми. Маша собралась было обтереть их о платье, но вовремя вспомнила, что этого делать совсем уж нельзя. А как другие ребята вытирали руки? Оказывается, вот как: брали расправленное полотенце в одну руку и вытирали другую, каждый пальчик отдельно. По всем десяти пальчикам прошлось полотенце! А ты умеешь мыть руки, как ребята в детском саду? Обязательно научись!

 

Как Витю учили есть ложкой.

Детское здоровье - Сказки для детей от врачей

С Машей и Мишей вы уже знакомы. А теперь познакомьтесь с их маленьким братишкой Витей.
Однажды все трое сидели за столом и завтракали. Витя держал ложку в кулачке, стучал ею по тарелке, проводил в каше дорожки, а в ложку каша все не набиралась...
— Вчера Вите исполнилось два года,—напомнила мама.— Пора учиться правильно держать ложку. Ну-ка, старшие, покажите ему, как вы едите ложкой! Миша и Маша задумались: как лучше научить малыша?
— У тебя ложка стоймя стоит, а надо, чтобы она лежала,—объяснил Миша. Витя послушал и положил ложку на стол.
— Ах, какой непонятливый! — огорчился Миша.— Ложка должна лежать в руке. Смотри!
Положи ее между этим пальцем и этим, а этим придерживай... — Что ты «этим» да «этим»,—покачала головой Маша.—Давай объясним Вите, как пальчики называются.
Она подняла ладонь и начала перечислять: мизинчик, потому что он самый маленький, безымянный, потому что ему имя не придумали, средний, потому что он стоит посерединке, указательный, потому что маленькие дети, если спросить у них: где? —указывают этим пальчиком: там. Ну, а этот большой, потому что он самый толстый и самый рабочий: без него ни карандаш не удержишь, ни кисточку, ни ложку. Вот и клади ее на средний, а указательным и большим придерживай...
Маша помогла Вите взять правильно ложку и повернула ее чуть боком, чтобы удобнее было набирать кашу. Витя набрал полную ложку и так же, боком, стал засовывать в рот. Ложка не влезала, каша размазалась по щекам и даже прилипла к носу.
— Поверни наоборот, только узким краем в рот! — сказала Маша. И сама удивилась, что у нее получился стишок.
Есть всем вместе было весело, и скоро тарелки стали пустыми. И тогда каждый увидел, что нарисовано на донышке: на Мишиной тарелке — слон, на Машиной — цветок, а на Витиной — котенок.
А у тебя? Съешь свою кашу до конца и посмотри, какая на тарелке картинка.

Как вести себя за столом.

Детское здоровье - Сказки для детей от врачей

Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте вместе с Машей и Мишей сказку, которую однажды вечером рассказала им мама.
...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»
— Входи! —ответила старушка, выглянувшая в окно.—Я здесь живу с моими внуками.
Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах.

А когда встала, увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. Наконец, наколол на вилку котлету и стал ее обкусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.
«Фу, как противно! — подумала Даша.— Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот». И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...
—Как вам не стыдно так некрасиво есть! —в слезах крикнула Даша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.
—Извините,— вздохнула Даша,— но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной.
И ушла.
—Плохой конец у сказки! — сказал Миша. —Надо было не уходить, а научить их, как вести себя за столом.
—Правильно!— улыбнулась мама.— Вот ты бы, например, что им сказал?
—На горячий суп дуть нельзя, а надо помешать ложкой, чтобы скорее остывал. И локти на стол класть тоже нельзя!
— А от котлеты надо отламывать кусочки вилкой,— добавила Маша.— И косточки от компота класть на блюдечко.
— Молодцы! — похвалила мама.
И вы, ребята, подумайте: что еще эти дети делали неправильно?

 

Правила поведения. Организованность дошкольника.

Дошкольник (Ребенок от 3 до 7 лет) - Нравственное воспитание

Когда ребенок овладевает правилами поведения, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них.


Уже в раннем возрасте выполнение режима создает известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребенка выполнять требования режима (вовремя садиться за стол для еды), прививать ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, прежде чем мыть руки — засучить рукава, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать ее на стул возле кроватки). Освоение этих навыков — если создана атмосфера заинтересованности успехами ребенка, если ему предоставляется возможно большая самостоятельность — интересно и самому малышу, вызывает у него желание добиться результата. И не в том только дело, что развиваются важные практические навыки, — меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.
Ребенок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большой упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр.
К концу четвертого года жизни дети уже хорошо говорят, движения у них более уверенные. Все это позволяет расширять возможности воспитания у детей навыков и привычек культурного поведения, правил взаимоотношений, более прочно их закреплять.

Если по отношению к детям младших возрастов особое значение имеет показ действия, личная помощь взрослого ребенку, то в дальнейшем большую роль приобретает напоминание, поощрение усилий ребенка, его стремлений самостоятельно оказать помощь другим.
Складываются первые дружеские симпатии и привязанности детей, на этой основе особенно успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи.
Учтем особую восприимчивость детей-дошкольников — поэтому важно, чтобы они видели только положительные примеры.
Осознание детьми правил поведения является важнейшим условием их соблюдения. Надо, чтобы дети убедились в том, что выполнение правил помогает им лучше наладить игры, более успешно достигать результата в труде, на занятиях. При соблюдении правил реже возникают ссоры, разногласия между детьми.
На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь они — один из важнейших показателей нравственной готовности к школьному обучению: будущему школьнику придется выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях.

Организованность у дошкольника

Организованность — это сложное качество личности. Внешние его проявления выступают в собранности, точности, аккуратности. Внутренняя же сторона этого качества состоит в настойчивости, в умении планировать свои действия, умении контролировать себя, в умении выполнять заданное в срок, оценивать свою работу и работу товарищей.
Организованность предполагает волевое развитие, умение управлять возникающими желаниями, эмоциями, поведением (не забудем, впрочем, что в дошкольном возрасте такое умение только начинает складываться).
К концу старшего дошкольного возраста (тем более у детей семи лет) организованность может приобрести новые ценные качества, имеющие важное значение в нравственной подготовке ребенка к школьному обучению. Ребенок становится не только исполнителем требований взрослых, обращенных к нему или к группе детей, — он начинает предъявлять требования к самому себе и к другим детям.

Воспитание нравственных навыков. Воспитание культуры поведения у дошкольника.

Дошкольник (Ребенок от 3 до 7 лет) - Нравственное воспитание

Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности.
К. Д. Ушинский

Воспитание нравственных навыков — важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.


Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.
Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 3—4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте — с развитием и пониманием речи окружающих — вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д.
Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках.
И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка — мама предлагает ей присесть, справляется о ее здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют себе небрежности в одежде и замечают неполадку в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Что бы ни случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми — не унижают перед другими, не задевают самолюбия...
Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям.
Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней.
Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением.

И в старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения взрослые также показывают, как их надо выполнять. По мере усвоения навыка они постепенно переходят от показа, как и что делать, к объяснению, напоминанию.
Чтобы облегчить детям усвоение навыка, полезно расчленить его на более мелкие, конкретные действия. Например, беречь игрушки — это значит: машину возить за веревочку, не нажимать на колеса, не садиться в нее; куклу не бросать; замечать, что неисправно, просить взрослых отремонтировать игрушку; не пачкать игрушки, убирать на место и т. д. Постепенное обучение детей выполнению этих маленьких конкретных правил обращения с игрушками помогает усвоению обобщенного правила — беречь игрушки.
Очень важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.
Было бы неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей, отличающихся приветливостью, доброжелательностью к окружающим, растут грубые, невнимательные дети.
Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки.
Предложите ребенку помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о малыше, выполнить просьбу старших. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Все это свидетельствует о том. как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка.
Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным.
Вот сын, рассматривая иллюстрации в «Приключениях Буратино», старательно пересказывает содержание книги маленькой сестренке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задает ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.
Чистое помещение, где удобно все размещено, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку и положить обратно, он привыкает к аккуратности.
Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, особенно если речь идет о детях до пяти лет. Это затрагивает их чувства, побуждает к действию.
Детям 5—7 лет следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках.
Не забывайте о художественном слове — рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения.
С детьми постарше можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя, естественно, ни нравоучениями, ни отвлеченными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие, как справедливость, скромность, отзывчивость.
И наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно.
Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребенком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив, не побуждающим ребенка к сколько-нибудь серьезному усилию. Отметим и здесь важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых.

Правдивость и деликатность

Одно из важных качеств личности, начала которого закладываются в дошкольном детстве, — честность. Мы вправе требовать и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости успешнее осуществляется в условиях справедливых требований.
Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы: сказать или не сказать, что это он разбил тарелку, потерял ключик от заводной игрушки, порвал книжку? Если промолчать, то, может быть, никто и не узнает, а сказать — будут упрекать. Вот здесь-то и проявляется формирующийся характер. Что победит — трусость или мужество и правдивость?
Родителям надо видеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка, и осторожно, неназойливо укреплять его в принятии правильного решения. Часто опытные педагоги в помощь себе привлекают художественную литературу — рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку — он сам должен разобраться в поступке героя.
Художественное слово силой своей образности и конкретности воздействует на детей, возбуждая чувство любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, чувство презрения ко всякой лжи, к корыстным действиям.
Очень важно также использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей. Особенно в старшем дошкольном возрасте такие примеры могут стать предметом для беседы, они могут вызвать ребенка на разговор, направить его размышления.
Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или сверстника, их размышления об этом поступке сами по себе не превратятся у детей в устойчивые черты личности. Необходимо позаботиться о том, чтобы возникшее переживание вызывало готовность поступать так же, как герой литературного произведения.
Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволят себе указывать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы, взрослые тут же нередко удовлетворяют «любознательность» ребенка, тем самым причиняя страдания человеку.
Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш недоумевает, почему старшие недовольны его поведением — ведь он сказал правду, что человек с горбом на спине некрасивый, что он ему не нравится.
Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными, что главное — не причинять боли другому человеку.
Заметим, что воспитание такой сдержанности — дело нелегкое. Малышу требования наши могут показаться противоречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования, предъявляемые к малышу, дадут результат и в этом случае.

Возраст детей

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

Складываются элементарные представления  о том «что такое хорошо, а что такое плохо. Формируется отрицательное отношение к грубости и подлости. На основе примеров из опыта , его конкретных поступков развиваются представление  о доброте, взаимопомощи, правдивости

Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.

Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах (правдивый – это тот, кто не берет чужих вещей)

 

"Что такое хорошо и что такое плохо..."

Дошкольник (Ребенок от 3 до 7 лет) - Нравственное воспитание

Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам. Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым.


Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду прежде всего конкретный поступок. Когда малыш ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза, потому что в других случаях (и гораздо чаще) он совсем другой.
...Наташа пошла с родителями в гости и там отказалась выполнить просьбу пожилой хозяйки дома, нагрубила ей. Поступок Наташи дома был осужден: она вела себя невежливо по отношению к старому человеку; маме и папе было неловко, стыдно... Но при этом родители не забыли сказать, что они знают: Наташа на самом деле совсем другая — добрая, старательная, помогает маме.
Эти родители поступили правильно; мимо дурного проходить нельзя, но нельзя на основании одного поступка оценивать личность в целом. Справедливо ли было назвать Наташу лентяйкой и грубиянкой?
Задумывайтесь над причинами, побудившими детей поступить так, а не иначе, не спешите с приговором: быть может, найдутся смягчающие вину обстоятельства.
Оля отказалась дать своей подружке покататься на велосипеде. Правильно ли сказать ей: «Ты — жадина»? Нет, Оля как раз очень добрая девочка. Но не будем предъявлять слишком высокие требования к ней. Слишком долго она ждала того дня, когда мама разрешит ей, наконец, с наступлением теплых дней вынести велосипед на улицу. Очень уж велико было у Оли желание самой покататься на нем!
Малышу говорят: «Какой ты врун! Лгать нехорошо!» А Саша вовсе не солгал, он очень ловко придумал, как они ездили с детским садом в цирк. И эта фантазия была рождена стремлением выдать желаемое за реальное.
И когда вы собираетесь похвалить ребенка, постарайтесь учесть мотивы, которые двигали им.

Вот Вова, всегда такой эгоистичный, сейчас охотно, без ссор и конфликтов отдает Вите свой подъемный кран. Но, оказывается, сделал он это небескорыстно: потребовал в обмен на игрушку конфету. За что же его хвалить?
Оценивая поступок ребенка, важно объяснить эту оценку, высказать о поступке суждение. «Антон— хороший мальчик», «Коля хорошо поступил» — такие оценки, конечно, обрадуют малышей. Но почему их хвалят, дети не поймут. Они не узнают, как их поступки связаны с нормами поведения. Поэтому подобные оценки малоэффективны.
Выполнял ли ребенок трудовое поручение взрослого, сам ли заметил, как и в чем нужно помочь старшим, пожалел ли маленького — во всех этих случаях постарайтесь понять, действовал ли ребенок с любовью или равнодушно, добросовестно ли трудился, выполнял ли установленные требования по отношению к сверстникам и взрослым. Вот почему, оценивая поступок ребенка, недостаточно сказать «молодец», «хорошо». Нужно в простой и понятной форме растолковать ему, что в его действиях было хорошо, а чего еще недостает. Митя правильно сделал, предложив стул вошедшему, но поставил его у двери. Надо было предложить гостю пройти в комнату.,
Родители порой излишне умиляются, если сын или дочь хоть изредка убирает свои игрушки, выполняет поручения, благодарит за услугу. Они чрезмерно расхваливают ребенка в его присутствии соседям и знакомым. У малыша постепенно воспитывается самомнение, зазнайство, складывается неправильная самооценка
Не пользу, а вред детям приносят незаслуженные оценки. Они обесценивают похвалу, потому что достаются очень легко.
Но в целом следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.

План мероприятий проведения « Недели Здоровья

День недели

мероприятие

ответственный

понедельник

Физкультура и здоровье

Стопотерапия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна ежедневно

Беседа» Мы дружим с физкультурой»

Д.и. « Угадай вид спорта»

П.и.по выбору воспитателя

Сюжетно-ролевая игра « Физкультурное занятие»

Консультация для педагогов, имеющих небольшой опыт работы:» Организация недели здоровья в детском саду»

Воспитатели ДОУ

Ст.воспитатель

вторник

Профилактика лечение в бесконечности движения

Беседа»  Почему нужно много двигаться?» ( чем  полезны зарядка, занятия спортом, игры на свежем воздухе)

« Ритмическая гимнастика»

Занятие « Экскурсия в осенний парк»

Прогулка по территории детского сада « Осень в нашем саду»

Подвижные игры малой и большой подвижности

Воспитатели ДОУ

среда

Если хочешь быть здоров- закаляйся

Беседа « Если хочешь быть здоров»

Беседа о своём теле, обучение самомассажу.

Продуктивная деятельность( рисование)

Занятие» Мы делаем зарядку»

Подвижные игры

Консультация для родителей « Физическая культура вашего малыша»

Спортивное развлечение « Непослушные мячи»

Воспитатели ДОУ

четверг

Правильное питание-залог здоровья

Беседа « Где живут витамины»

Чтение:

Г.Зайцев» Приятного аппетита»

« Крепкие ,крепкие зубы»

А.Анпилов» Зубки заболели»

Сюжетно-ролевая игра « Аптека»

Выставка детских рисунков : « Полезные продукты»

Народные игры, игры-забавы, игры-аттракционы

( по выбору воспитателя)

Подготовить папки-передвижки с консультацией

« Питание ребёнка дошкольника»

Презентация для родителей « Здоровое питание»

Воспитатели ДОУ

Ст.м /с

Ст.воспитатель

пятница

Слова учат, а пример заставляет подражать

Беседа « Чистота и здоровье»

Чтение:А.Барто» Девочка чумазая»

С.Михалков» Про мимозу»

И.Семёнов « Как стать Неболейкой»

К.Чуковский» Мойдодыр»

Д.и.» Туалетные принадлежности»

Д.и. « Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Сюжетно-ролевая игра» Поликлиника»

Подвижные игры по выбору воспитателя

Консультация для родителей» Воспитание привычек у детей»

Спортивное развлечение « Подвижные народные  игры»

Воспитатели ДОУ

Ст.воспитатель




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Автор: Вартанян Арменуи Григорьевна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства