«Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями».
«Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями».
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями».»
Ушакова О.В. старший воспитатель
МОУ Детский сад №301 г. Волгоград
Статья: «Изучение темы «Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями».
Мы часто не замечаем вокруг себя людей с ограниченными возможностям, и они не редко сталкиваются с непониманием, агрессией, отрицанием, а порой и насмешками. Как воспитать в самих себе и окружающих толерантное отношение к особым людям.
Толерантность к инвалидам — это не только уважение, но и признание их как личности. Особые люди обладают всеми правами здорового человека, хотя и нуждаются в помощи. Проблема формирования толерантного отношения к инвалидам требует незамедлительного решения. Реальную помощь могут оказать все, коммерческие и некоммерческие организации, общественники, волонтеры.
Трудоустройство инвалида является важнейшим этапом его профессиональной реабилитации, включающим в себя процесс поиска подходящей работы и устройства на нее, кроме того, работа позволяет инвалиду иметь достойный уровень жизни.
Работа для инвалидов — насущная проблема, ограниченные физические возможности не позволяют человеку сделать успешную карьеру. Хотя… Почему это не позволяют?! Первое, с чего следует начать — обратиться в центр занятости. При содействии специалистов центра найти своего работодателя и приступить к работе. Удаленное трудоустройство — то что нужно людям с ограниченными возможностями, оно позволяет получить хорошую работу с перспективами роста.
Главное помнить: «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы».
Поэтому, так важно начать воспитание толерантности в раннем детстве - одна из целей, поставленных государством перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох и перехода от традиционной, учебно - дисциплинарной педагогики к педагогике толерантности, ненасилия, партнёрства, сотрудничества и сотворчества.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путём развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность - это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музеев. А также - это огромная каждодневная работа педагогов.
В настоящее время в стране обращено внимание к проблеме воспитания толерантного отношения к людям - инвалидам в период дошкольного детства.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям - инвалидам, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в обществе. Не является исключением и детский сад. Воспитание толерантности связано с приобщением ребёнка к миру общечеловеческих ценностей - отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду - драгоценный талант, который встречается всё реже. От воспитания у детей общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.
База толерантного отношения к «особым людям» должна формироваться на самых ранних этапах развития личности - в дошкольном детстве - периоде приобщения ребёнка к окружающему миру, его начальной социализации. Существенную роль в решении проблемы воспитания толерантности играет детский сад, поскольку именно в учебно - воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, формального и неформального общения.
Знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, радости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - составляет понятие нравственность. Детей надо научить жить в обществе, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Воспитатель сочетает разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребёнка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста. Так, во всех возрастных группах создаются условия для усвоения положительного нравственного опыта.
Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, можно использовать следующие методы и формы работы:
Беседа, дискуссия
Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их думать и говорить. Задавая им вопросы, даёт ребятам высказаться, это позволяет педагогу понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба», «Кого люди называют смелым» и т. д.
Чтение и анализ художественных произведений, например, Сухомлинского В.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?»; Кузнецовой А. «Мы поссорились»; Ушинского К.Д. «Умей обождать»; Барто А. «Помощница». Эстетический фон занятиям задают стихи, загадки, песни, включённые, как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, придумывают свои сюжеты.
Игра
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры - занятия, игры - упражнения, игры - инсценировки, игры - сказки, сюжетно - ролевые игры, игры по правилам (подвижные, словесные, музыкальные), игры - тренинги. При помощи игр можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта; для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.
Музыка
Особой силой воздействия на чувства обладает музыка. Умелое использование воспитателем музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает донести до них своеобразие национальной песни, мелодии, знакомит с особенностями искусства народов нашей Родины. Коллективное исполнение песен, плясок создаёт эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.
Художественное искусство.
Действенным средством являются произведения живописи и скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки, изображённые на картине или в скульптуре, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.
Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда.
Улыбка воспитателя, кивание и покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении неприятного здания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребёнка - всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.
Проведение тематических вечеров
Организация музыкальных и физкультурных вечеров досуга с участием родителей.
Организация выставок детских работ.
Моделирование и анализ жизненных ситуаций.
Формирование социальной ориентации ребёнка - важное, но только начальное звено в сложном и длительном процессе воспитания у дошкольников высших духовных качеств., понятия, что мир един для всех.