Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств
Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств
Гражданско-патротическое воспитание закладывается еще в дошкольном возрасте. Поэтому важным является работа педагога ДОУ по формирования чувства любви к своей стране.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств»
Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств
В современном мире проблема патриотического воспитания актуализируется в виду сложившейся ситуации в обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут в трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Сложные, порой противоречивые события, коснувшиеся нашей страны затрагивают многочисленные сферы жизнедеятельности, оказывая влияние на формирование взглядов, убеждений людей различных возрастных категорий. Особенно восприимчивы к таким изменениям дети.
Нравственные качества личности у ребенка дошкольного возраста не могут возникнуть самостоятельно. Их развитие и формирование происходит постепенно, по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов. В конечном счете усвоение и принятие этих качеств зависит от того, какие средства и методы воспитания были использованы, какие условия были созданы.
Дети дошкольного возраста в силу своей психологической природы воспринимают окружающую действительность через призму эмоций. Поэтому нравственные качества личности в патриотическом воспитании проявляются в основном через восхищение родной природой, городом, краем.
Патриотическое воспитание имеет огромное значение для становления личности ребенка, следовательно, для педагогов дошкольных учреждений вопрос о содержании знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества является достаточно важным.
Само по себе патриотическое воспитание – скоординированный процесс совместной деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения патриотического долга. Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к России, ее истории особенно важно.
Невозможно сформировать эти чувства посредством проведения нескольких занятий с детьми. Их сформированность может стать результатом поэтапного, длительного, систематического и целенаправленного воспитания.
Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, в который он ходит, родному городу.
Наиболее эффективными формами работы педагогов в нравственно-патриотическом направлении выступают:
- творческая деятельность с детьми
- фронтальная работа в виде проведения праздников, досугов, развлечений
- индивидуальная работа с ребенок
В работе по воспитанию нравственных качеств личности дошкольника через формирование патриотических чувств, любви в родному краю, можно выделить несколько этапов.
1 этап. Создание благоприятной развивающей среды. Необходимо создать в группе такую атмосферу, которая бы способствовала патриотическому воспитанию детей. Для этого можно организовать групповой стенд с атрибутами символики родного города, края, страны. Сформировать «Уголок родной земли», в котором можно расположить фотографии, книги, журналы, открытки, посвященными родному краю.
2 этап. Ознакомление детей с народным фольклором. В наиболее доступной для детей форме можно раскрыть нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, верности, долге, трудолюбии. На этом этапе необходимо знакомить дошкольников с загадками, пословицами, поговорками, частушками. Тем самым приобщая детей к общечеловеческим ценностям.
3 этап. Знакомство с народными традициями, как с одним из главных методов приобщения детей к народной культуре. Педагоги дошкольного учреждения могут совместно с воспитанниками вести народный календарь, куда фиксировали бы изменения в природе, используя при этом прием сравнения с народными приметами. Уместными на данном этапе могут стать беседы о труде человека, раскрытие взаимосвязи между природой и обычаями народа. Основополагающей целью данного этапа должно выступать формирование у дошкольников интереса к культурному наследию страны. При этом нужно развивать у детей такие качества как любознательность, активность, самостоятельность.
4 этап. Непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания через ознакомление с родным городом, страной. На данном этапе воспитательная работа должна осуществляться в соответствии с тематическими блоками, предусмотренными программой обучения дошкольников: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна» и т.д. В работе могут быть использованы разнообразные методы и приемы: беседы, наблюдения, целевые чтение художественной литературы, составление рассказов, прогулки, экскурсии, проектная деятельность. Однако одним из первостепенных приемов на данном этапе должна выступать игра как ведущая деятельность в данном возрасте. Можно использовать всевозможные дидактические игры, настольно-печатные игры, народные подвижные игры и т.д. На данном этапе нужно уделить внимание воспитанию у дошкольников умений понимать и ценить красоту родного края, воспитывать созидательное отношение к ней, желание совершить что-то полезное для близких людей. С этой целью можно использовать труд на участке детского сада, организовывать природоохранные акции (например, «Поможем зимой птицам», «Посадим дерево» и подобные).
5 этап. Закрепление полученных навыков у детей. Финальной точкой по сформированности нравственно-патриотических ценностей у дошкольников выступает организация праздников, развлечений, проектов. Среди них могут быть такие как «Моя малая Родина», «День защитника Отечества», «День Победы в Великой Отечественной войне» и другие. В работе могут быть эффективно использованы такие формы работы как спортивные утренники, концертные программы. Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания. Подготовленность предполагает наличие у воспитателя высокого уровня профессиональной компетентности, мастерства, способности к настрою на решение поставленных задач.
Таким образом, нравственные качества личности ребенка дошкольного возраста не могут появиться самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов. И зачастую зависит от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы. Современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Однако наибольшего результата можно достичь в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование чувств патриотизма у детей. Важная задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы привить ребенку традиции, устои, ориентировать на развитие гражданственности и духовности, с привлечением семей воспитанников в качестве союзников.