kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание и обучение детей с ОВЗ приминяя Лего-конструирование и робототехнику

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание и обучение детей с ОВЗ приминяя Лего-конструирование и робототехнику

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание и обучение детей с ОВЗ приминяя Лего-конструирование и робототехнику»

Воспитание и обучение детей С ОВЗ приминяя легоконструирование и робототехнику

Лего - конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка, помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Применяя ЛЕГО-конструирование можно интегрировать познавательное развитие с техническим конструированием и художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием.

LEGO-конструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных областей:

- способствуют развитию у детей сенсорных представлений;

- развитию и совершенствованию высших психических функций ;

o является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;

o позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры

o формируют познавательную активность,

o способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

o объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность.

o сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.


Работая с детьми с ОВЗ, мы сталкиваемся со следующими проблемами:

  • Трудности в развитии мелкой моторики и координации движений.

  • Отсутствие зрительно-моторной координации.

  • Неумение ориентироваться в пространстве.

  • Недоразвитие психических процессов и речи.

  • Недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.

  • Бедный словарный запас по всем лексическим темам.

  • Отсутствие коммуникативных навыков у детей.

Нам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает использование новых педагогических технологий. Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, мы используем для решения выше указанных проблем инновационную многофункциональную педагогическую технологию ЛЕГО

Для наших воспитанников внедрение Лего-технологии интересно еще и тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и коррекционных задач.


Перед началом работы мы поставили перед собой

цель: развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуально-творческого потенциала через совершенствование конструкторских способностей.

Для того, чтобы достичь поставленной цели, нам нужно было решить следующие

задачи:

  1. Развивать познавательные потребности и конструкторские умения и навыки;

  2. Развивать пространственные представления, логику, мышление, мелкую моторику рук;

  3. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

  4. Развитие социальных навыков (сотрудничество в процессе строительства и во время ролевых игр требует выработки общих правил игры, способствует их социализации) и коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

  5. Учить ставить цель, затем намечать план действий, подбирать необходимые средства для реализации своего замысла, выполнять действия по плану.

  6. Укреплять детско-родительские отношения.


Не случайно для совершенствования конструкторских способностей мы выбрали конструктор LEGO. Система крепления LEGO долгое время оставалась уникальной, но впослед­ствии стало появляться много фирм конкурентов использующих такую же систему крепления, аналогичный дизайн кубиков, тематических наборов и даже очень похожий по внешнему виду логотип.

За время работы, мы пришли к пониманию, что многие дети с ОВЗ не умеют воображать. Современный мальчик говорит папе «Я хочу мерседес» и папа идет в магазин и приносит ему машину с логотипом. Придумывать не нужно, уже есть готовая форма. а раньше? В нашем детстве? Например, что это могло быть? Да все что угодно… солнце, песок, машинка или нечто другое, которое было где? В воображении. Это мы придумывали, воображали. Мы жили этими мирами. Работая с кубиками Лего, мы возвращаем детям предметы-заместители. Чтобы они за простыми формами увидели целый мир.

У многих детей дома есть конструкторы Лего или его аналогии, поэтому некоторые родители недоумевают: «Поиграть мы и дома можем. У нас этого Лего полно». А мы и не играем. Работаем над очень серьезными вещами, которые сделают детей успешными. Согласны? А что дает успешность? Определенные навыки.

Навыки XXI века

  • Умение творчески мыслить, нестандартно подходить к решению задач;

  • Уверенность в своих силах;

  • Чувство собственного достоинства;

  • Умение быстро учиться;

  • Инициативность;

  • Лидерство.

Но эти навыки так просто не оценить и не показать родителям. Это ощущение на кончиках пальцев. Ребенок выдаст эти навыки потом. Он будет востребованный. Поэтому с родителями надо об этом говорить.


Несмотря на распространенность этого вида конструктора, теоретические аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, нет готовой книги, или программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которую можно взять и четко по ней работать. Много полезной информации мы узнали, посетив практические демонстрации и мастер-классы.

Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка, детей друг с другом. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, анализ, беседы, общение, экспериментирование, исследования, моделирование по схеме, замыслу, образцу, реализация проектов. Допускается так называемые свободные «вход» и «выход» детей. Уважая состояние, настроение, предпочтение и интересы ребенка ему предоставляется возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в программу с учетом потребностей и интересов детей.



Рассмотрим особенности обучения конструктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.


1.Индивидуальный и дифференцированный подход.

Необходимость такого подхода обусловлена тем, что нарушения психофизического развития детей проявляются весьма разнообразно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамент, характер, работоспособность, потенциальные возможности.) и характер медикаментозного лечения, получаемого в данный момент, зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов, эмоционально - волевой сферы.


2. Активная деятельность ребенка - ведущий фактор его психофизического развития. Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлениями о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности.

У детей с проблемами развития ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствия интереса к окружающему миру. Поэтому такие дети нуждаются постоянной активизирующей стимуляции извне. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования конструктивно - игровой деятельности обеспечивают разнообразные методы и приемы обучения в различных сочетаниях.

На первом этапе - совместные действия ребенка с взрослым, подражание, по образцу.

На втором этапе - используются словесные инструкции, схемы и действия детей по собственному замыслу. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей.

На третьем этапе - предварительный анализ замысла работы, планирование действий, контроля за выполнением и анализа результата с помощью педагога, а затем самостоятельный замысел, планирование, реализация замысла и самоанализ ко­нечного результата.

3. В силу инертности, тугоподвижности основных нервных процессов зачастую вся психическая деятельность у детей с ЗПР протекает замедленно.

4. Структурирование предлагаемого материала являются необходимым условием успешности ребенка. Для каждой конкретной группы требуется тщательная обработка содержания.

В процессе обучения любому действию необходимо выделять каждую операцию в цепочке, привлекая к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и совмещая ее словесным подкреплением.

5. Необходимость повторности в обучении вызвано особенностями формирования у детей условно-рефлекторных связей. В процессе одного занятия не удается сформировать то или иное действие или цепочку действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же содержанием.


Мы хотели бы рассказать об уникальных образовательных решениях, которые помогают разобраться детям, как устроен мир. Для детей среднего возраста мы используем набор: Мои первые конструкции. C помощью него дети знакомятся с принципами строительства из кубиков LEGO DUPLO.

. Это набор конструктора, который сочетает в себе элементы игры, работу с карточками-схемами и конструирование животных. Этот образовательный набор создан специально для самых маленьких чтобы познакомить их с принципами обучения, которые им пригодятся в дальнейшем.



В старшем дошкольном возрасте в конструктивной деятельности мы используем. Базовые наборы серии (LEGO Education)

- это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.


В каждом наборе разработаны методические рекомендации, которые отвечают требованиям ФГОС.

Имеются инструкции по сборке. Ребята учатся пользоваться чертежами для построения трехмерных моделей. Они формулируют гипотезы, проводят испытания построенных моделей, а затем демонстрируют свои «открытия».


Очень интересной новинкой является набор "Детская площадка" LEGO

Он идеально подходит для творческой игры и создания историй.

В комплект входит методическое пособие для педагогов и задания для изучения поведения людей в обществе и способов проведения свободного времени. Кроме того, в набор входят таблички с цифрами - идеальный инструмент для раннего обучения счёту.


Для более четкого распределения содержания занятия мы используем алгоритм коррекционно-развивающего занятия по ЛЕГО – конструированию, основанный на образовательной концепции LEGO® Education. - 4 этапа выполнения любого задания.


В каждой части используются определенные методические приемы.

В первой части: «Соединяй» происходит установление взаимосвязей: каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои которой, Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо также привести примеры из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации.

«Строй»: на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

«Рассуждай»: дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они получают «пищу для ума» —учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Необходимо поощрять попытки детей объяснить результаты своих исследований. Все результаты удобно представлять в таблице. Очень хорошая идея — повторять опыты несколько раз, поскольку их результаты могут различаться.

«Продолжай»: творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели.



При подборе заданий используем подвижные игры и упражнения, музыкальное сопровождение, чтобы способствовать коррекции общей и мелкой моторики, ориентировки в окружающем и в частях собственного тела, а так же чтобы предотвратить снижение внимания и работоспособности. Во время конструктивной деятельности используются графические задания, направленные, с одной стороны, на наиболее доскональное знакомство детей с формой и цветом деталей, с другой стороны, подобные упражнения определенным образом влияют на развитие зрительно-пространственных отношений у детей. Учитывая тот факт, что в настоящее время актуальна информатизация образовательного процесса, и то, что современные дети увлечены компьютерными играми, мы включаем в конструктивную деятельность детей задания из компьютерных игр «Конструктор Лего», «Лего дупло» и т.д.


Стимуляция детской инициативы в рамках программы проходит также через проектную деятельность, в том числе и по инициативе воспитанников. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин: помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов; возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах; проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание и обучение детей с ОВЗ приминяя Лего-конструирование и робототехнику

Автор: Сычева Наталья Андреевна

Дата: 13.03.2020

Номер свидетельства: 542623


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства