«Воспитание духовно- нравственной личности через приобщение к русской народной культуре» МБДОУ Сказка г.НоябрьскаФайзуллина Ю.Ю.
«Воспитание духовно- нравственной личности через приобщение к русской народной культуре» МБДОУ Сказка г.НоябрьскаФайзуллина Ю.Ю.
Актуальная тема для выступления на педагогическом часе. Раскрыты основные задачи и основные направления деятельности по воспитанию духовно-нравственной личности дошкольников через приобщение к русской народной культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание духовно- нравственной личности через приобщение к русской народной культуре» МБДОУ Сказка г.НоябрьскаФайзуллина Ю.Ю.»
Выступление на педагогическом часе
«Воспитание духовно- нравственной личности через приобщение к русской народной культуре»
Воспитатель Файзуллина Ю.Ю.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.
Основными задачами духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
(1 познание и прививание народной культуры и традиций;
(2) раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;
(3) гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка; (4) формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
(5) одухотворение жизненного пространства ребёнка;
(6) защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;
В содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников включено и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры:
духовный ориентир – уклонение от зла и выбор добра,
гуманистический ориентир – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание,
государственный ориентир – принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Обращаясь к истокам русской народной культуры можно выделить несколько направлений: это устное народное творчество , театрализованная деятельность, художественное творчество и прикладное искусство.
Художественное творчество и прикладное искусство.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, с содержанием народных праздников, обрядов, традиций, поверий и примет, связанных с праздниками; изучают и запоминают новые слова, характерные для речи народа. Детей можно включить в процесс изготовления народной игрушек из глины, соленого теста и их росписи. Этим самым дети приобретают трудовые навыки и навыки вообще работы с художественным материалом. Это воспитывает у них доброе отношение к окружающим, потребность делать людям приятное своими руками, получать радость от самого процесса дарения. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность
Устное народное творчество.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их ценности и многообразии.
Театрализованная деятельность.
Говоря о театральной деятельности можно сказать следующее- активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.