Просмотр содержимого документа
«"Волшебная страна-театр!"»
Проект
«Волшебная страна-театр!»
НА 2019-2020 учебный год.
Актуальность
Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
В работе с детьми по организации театрализованной деятельности в группе опираемся на работы современных педагогов: М.Д.Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», Л.В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т.Н.Дороновой «Играем в театр», в которых рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.
Новизна проекта:
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – просмотр презентаций, мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности.
Цель проекта:
Формирование творческой личности дошкольников средствами театральной деятельности.
Задачи:
- Систематизировать знания детей по теме проекта;
- Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями;
- Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, диагностирование (педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т.С. Комарова)).
Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта: творческий
Продолжительность: долгосрочный - 1 год (сентябрь - май)
Образовательные области:
- художественно-эстетическое развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
Этапы реализации проекта:
1 этап (сентябрь) - подготовительный
- составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
- сбор и накопление материала, изучение литературы
- организация развивающей предметно-пространственной среды
- анкетирование родителей
2 этап (октябрь-апрель) – реализация проекта
- беседа с детьми о театре
- чтение художественной литературы, рисование
- театрализованные игры, игры - драматизации
- настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и
настольный театры, настольно-печатный театр
- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание уголка театрализованной деятельности и необходимых
костюмов или элементов костюмов, декорации и т.д.)
- показ театра «»
3 этап (май) – заключительный
- показ театра «»
- подведение итогов проекта
План реализации проекта
Сроки реализации
Мероприятия
Сентябрь
2019 г.
Беседа: «Что такое театр»,«Правила поведения в театре»,«Театральная азбука»;
Худ. - эстетическое развитие (Рисование) «Занавес и сцена для театра»
Чтение художественной литературы: басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей».
Худ. - эстетическое развитие (Рисование) «Стрекоза и Муравей»
Октябрь
Беседа с детьми: «Как придумать свой театр, что для этого нужно» Психогимнастика «Представь себя иным»
Настольные игры:«Назови сказку»,«Любимые сказки».
Чтение русских народных сказок.
Разучивание скороговорок.
Худ.-эстетическое развитие «Заюшкина избушка»
Консультации, беседы для родителей: «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста и применение различных видов материалов для игр»;«Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольника»;
Папка передвижка«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»;
Анкетирование для родителей «Театр и дети».
Ноябрь
Литературная викторина «Наши любимые сказки».
Познакомить детей с несколькими видами театров «Конусный театр», «Ложковый театр» Инсценировка сказки:«Теремок», «Колобок». Пальчиковая гимнастика:«Индюк» Подборка настольных игр о животных
Декабрь
Знакомство с варежковым театром;
Худ. - эстетическое развитие (Рисование) «Придумай свой театр»
Показ сказки «Теремок» для младших групп.
Чтение художественной литературы: «Сказки – пересказки»
Январь
Чтение сказки «Снегурушка»;
Пересказ сказки «Снегурушка»;
Рисование по сказке «Снегурушка»;
Сюжетно - ролевые игры в театральном уголке
Д/и «Собери сказку»
Февраль
Подборка сказок и героев пальчикового театра «Лиса и журавль», «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»
Самостоятельная театрализованная деятельность с пальчиковыми куклами.
Инсценирование сказки «Репка»
Худ. - эстетическое развитие (Лепка) «Сказочный герой любой сказки»
Март
Чтение художественной литературы»;
Рисование: Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
Апрель
Репетиции спектакля
«Гуси лебеди»;
Показ спектакля «Гуси лебеди».
Посещение кукольного театра
в течение года
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Настольно-печатные игры: «Собери сказку»,
«Расскажи сказку»;«Путешествие по сказкам»
«Сказочное домино»;
Игры «Угадай эмоцию», «Что бы это значило?»;
Подвижная игры:«Гуси -гуси»;«Волк во рву»
Просмотр мультфильма «Снегурочка»; «Под грибом»; «По щучьему веленью»;
Май 2020 г.
Работа с родителями: Анкетирование « Театр и дети»
Подведение итогов реализации проекта
Ожидаемые результаты
Дети:
- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
- обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей;
- решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);
- целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.
Родители:
- формирование представлений о создании игровой среды для полноценного
творческого развития ребенка
- повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста
- активное участие в жизни группы.
Использованная литература:
1. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с
3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
4.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г. 5.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г. 6.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г. 7.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г. 8.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г. 9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека воспитателя. Мозаика-синтез 2008