Просмотр содержимого документа
«Волкова Е.А. Проект !Моё село"»
Педагогический проект «Моё село»
по нравственно – патриотическому воспитанию старших
дошкольников средствами краеведения
1.Автор проекта: Волкова Евгения Александровна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Краснозерского района Новосибирской области Майского детского сада.
2.Тип проекта: познавательно – исследовательский.
3. Участники проекта: воспитатели и специалисты ДОУ, воспитанники старших групп и их родители, представители социума.
4. Содержание проекта:
Аннотация.
Цель и задачи проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Этапы и содержание проекта.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Аннотация к проекту
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком. Поэтому и был разработан проект «Село моё старинное», который помогает нам в решении данной проблемы. Реализация проекта предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с родителями и социумом. Ведь важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории поселка, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.
В прошлые годы складывалась ситуация, в которой ребенок проявлял свои личностные позиции субъекта деятельности в основном только в труде. Тогда как другие виды деятельности, такие как, поход в библиотеку или в школьный музей, общение с близкими людьми и различные виды художественной деятельности, не в меньшей степени развивают нравственно-патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, поселку, природе, обществу, краю.
Цель и задачи проекта
Цель: развитие нравственно - патриотической культуры ребенка, как основы его любви к родному краю средствами краеведения.
Задачи:
Развивать у дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.
Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
Способствовать повышению активности родителей, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
Методы проекта:
беседы;
выставки детских рисунков;
выставки фоторабот, совместно подготовленных с родителями;
рассматривание альбомов;
посещение памятных мест, заочные экскурсии;
проведение акций, праздников, развлечений;
дидактические игры, экскурсии,
наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.
Педагогические технологии в системе нравственного воспитания дошкольников в рамках реализации проекта
технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
здоровьесберегающая технология,
игровые технологии, ИКТ и технология сотрудничества.
Работа с родителями
оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др.;
участие родителей в изготовлении плана села Ташла
заочные и очные консультации;
анкетирование.
Этапы и содержание проекта
Место реализации проекта – детский сад, семья, социум. Темы проектных мероприятий тематически взаимосвязаны и реализуются:
с детьми - в различных видах деятельности ;
с педагогами - в условиях проведения методической работы;
с родителями и социумом - в совместной деятельности.
1. Концептуальный (сентябрь 2019г.)
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта
2. Исходно-диагностический (октябрь 2019г .)
Разработка диагностического инструментария.
3. Формирующий (ноябрь 2019г.- апрель 2021г .)
Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
4. Итогово-диагностичекий
(май 2021г.)
Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских качеств, общественных отношений.
Содержание проектной деятельности представлено тематическим планированием формирующего этапа (Приложение 1 к проекту).
В ходе реализации проекта будет создана развивающая предметно – пространственная среда, которая поможет осуществить основные направления музейной педагогики. В детском саду будет создан мини – музей «Моё село», оформленуголок «Русская изба». При непосредственном участии родителей и социума, дети получат представление о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта, узнают о народных промыслах, познакомятся с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству, организуемые в уголке «Русская изба» («Наше село – прошлое и настоящее», «То что любишь – надо беречь!», «Как жили наши предки» -познавательная экскурсия в краеведческий музей, проведение театрализованного представления « Где твое счастье?», творческого дня «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину» приобщат детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), семейным обычаям и традициям, а также налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Повышение уровня развития у детей нравственно – патриотических качеств, где учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах детской деятельности.
2.Приобретение детьми старшего дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
3.Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание им посильной помощи.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Приложение 1
Тематическое планирование мероприятий по реализации проекта
Старшая группа
№
Формы работы с детьми
Формы работы с родителями
Цели
Литература, дидакти
ческие пособия
Дата проведения
1
1. Беседа: "Где я живу".
2. Экскурсия по улице , на которой расположен детский сад.
Изготовление карты-схемы "Дорога из дома до детского сада".
Подборка фото, картинок с изображением любимых уголков села.
Воспитание у детей привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу.
Фотоальбом "Улицы нашего села".
А.Беслик “По улице идём и едем”
Е.Яниковская “Я хожу в детский сад”
Сентябрь
2
1.Занятие: "Достопримечательности нашего села".
2.Целевые прогулки по улицам села.
Конкурс рисунков: "Посёлок, что сердцу дорог".
Экскурсия на автобусе по селу.
Семейное чтение
оформление альбома " Люди, прославившие наше село".
Знакомить детей с достопримечательностях нашего села, его традициями.
Фотоальбом "Улицы нашего села".
С.Баруздин “Новые дворики”
Октябрь
3
Экскурсия в краеведческий музей школы "Встреча с прошлым".
"История старых вещей".
(рассказывание детям о семейных реликвиях)
Знакомство с бытом русского народа, обогащение словарного запаса, знаний детей о жизни своих предков.
Н.А.
Алёшина "Ознакомление
дошкольников с социальной действительностью".
Ноябрь
4
Занятие: «Край в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности, герб района и другое)
Посещение библиотеки, рассматривание карты Краснозерского района и т.д.
Познакомить с климатическими особенностями родного края, гербом района. Развивать интерес к народным традициям, приобщать к истокам народной культуры.
Учить детей видеть прекрасное.
Выставка материалов о родном крае - Краснозерье
Декабрь
5
Занятие: "Природа нашего края".
Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы".
Развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны.