kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внедрение здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;
  • коррекционные технологии.

Главная цель внедрения здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс  дошкольного образовательного учреждения – создание целостной системы условий, которые могли бы максимально содействовать формированию здоровой (физически, психически и духовно), компетентной, социально-адаптированной  и социально-творческой личности дошкольника с достаточно высокими уровнями игровой и познавательной активности. Следствием чего является  формирование гуманистического мировоззрения в целом и чувства ответственности за свои поступки ив целом за свою жизнь.

Основные задачи внедрения здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс:

  • формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью и позитивных привычек здорового образа жизни;
  • осуществлять профилактические мероприятия, направленные на преодоление негативных явлений в детской среде;
  • рассмотрение вопросов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с медицинскими учреждениями и другими организациями, сферой интересов которых является сохранение и укрепление здоровья детей.

Рассмотрены технологиии сохранения и стимулирования здоровья детей, а также возможности использования здоровьесберигающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения»

Светлана Ивановна Кононученко,

педагог-психолог МДОУ «Ясли-

сад комбинированного типа № 294

г. Донецка»



Внедрение здоровьесберигающих технологий

в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения как компонент становления и укрепления

физического и психического здоровья детей



















Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;

  • технологии обучения ЗОЖ;

  • коррекционные технологии.

Главная цель внедрения здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения – создание целостной системы условий, которые могли бы максимально содействовать формированию здоровой (физически, психически и духовно), компетентной, социально-адаптированной и социально-творческой личности дошкольника с достаточно высокими уровнями игровой и познавательной активности. Следствием чего является формирование гуманистического мировоззрения в целом и чувства ответственности за свои поступки ив целом за свою жизнь.

Основные задачи внедрения здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс:

  • формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью и позитивных привычек здорового образа жизни;

  • осуществлять профилактические мероприятия, направленные на преодоление негативных явлений в детской среде;

  • рассмотрение вопросов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с медицинскими учреждениями и другими организациями, сферой интересов которых является сохранение и укрепление здоровья детей.











Приоритетные направления деятельности








Организация активной

воспитательной среды, создание ситуаций успеха для каждого воспитанника ДОУ



Превентивное воспитание дошкольников с учетом профилактических мероприятий, направленных на здоровый образ жизни









Основные факторы реализации здоровьесберигающего подхода во время воспитательного процесса в ДОУ:

  • создание комфортной социально-психологической среды для воспитанников и воспитателей:

  • формирование и развитие основных компетентностей детей и воспитателей;

  • внедрение национальных ценностей и традиций в профессиональной деятельности воспитателей, направленных на этичное, правильное, позитивное отношение к своему телу и своему здоровью;

  • формирование ценностных ориентаций, направленных на сохранение здоровья всех участников воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты внедрения здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения:

  • повышение уровня знаний, информированности разных возрастных категорий детей о здоровье человека, особенностях его тела, его способах жизни человека;

  • проведение профилактических мероприятий по преодолению негативных явлений в детской среде;

  • формирование стойкой мотивации детей, направленной на ведение здорового образа жизни.


Мониторинг состояния здоровья детей


  1. Санитарно-гигиеническая составляющая воспитательной среды дошкольного образовательного учреждения.

  2. Социально-психологическая составляющая дошкольного образовательного учреждения.



Ожидаемые результаты, результативность


  1. Повышение позитивной динамики привычек здорового образа жизни в детской среде.

  2. Постоянное привлечение детей к оздоровительным и спортивным мероприятиям.

  3. Обобщение опыта работы дошкольного образовательного учреждения по направлению «Превентивное воспитание, направленное на формирование навыков здорового образа жизни.


Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

  • Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповых комнатах, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения.

  • Релаксация.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

  • Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

  • Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

  • Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

  • Психогимнастика. Она представляет собой систему этюдов («выразительных движений»), ориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов. Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Психогимнастика призвана решать вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка, поощряя способность к самовыражению. Этот термин попал в дошкольную педагогику благодаря И. М. Чистяковой в ее одноименной книге (Психогимнастика в детском саду, М., Просвещение, 1990). Психогимнастика трактуется там, как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)». По  И. М. Чистяковой, это «выразительные движения», которые можно обозначить, как характерные моторные реакции, включающие мимику, жесты.

Возможности использования здоровьесберигающих

технологий в дошкольном образовательном учреждении


  • Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой можетпроводится с детьми старшего дошкольного возраста утром и вечером перед занятием и за 1,5 часа до сна. Дыхательная гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание; положительное влияет на обменные процессы; налаживает нарушение функции сердечно – сосудистой системы. Укрепляет весь аппарат кровообращения.

  • Звуковая гимнастика Лобанова состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетания в определенной работе и строго определенным способом. Гимнастику рекомендуется проводить до приема пищи или через 1,5 - 2 часа после еды в утренние часы. Звуковая гимнастика способствует профилактике бронхита.

  • Психогимнастика по методике Н.И. Чистяковой используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в группах детей и взрослых. Занятия проводятся с детьми среднего и старшего возраста.

  • Игровой массаж можно использовать для всех возрастных категорий детей дошкольного образовательного учреждения (от раннего возраста детей до старшего дошкольного).

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.


Технологии обучения здоровому образу жизни

  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

  • Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

  • Серия игровых занятий. Система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволит повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

  • Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрыва­ющие массажные движения, их простота, до­ступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время спо­собствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздейст­вия, а это гарантия успеха реабилитацион­ной, коррекционной и развивающей работы.

  • Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

Коррекционные технологии:

  • Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводят логопеды.

  • Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. Музыка используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, можно включить спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросить их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обратить внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

  • Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В работе чаще используются авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читают, но и обсуждают с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используют кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.








Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

В целом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитателей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у детей - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.





















Литература:


  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2000. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

  2. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. - М.: «Энас», 2006.

  3. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. - СПб.: «Корона принт», 2003.

  4. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”.

  5. Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

  6. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

  7. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

  8. Интернет-ресурсы: http://www.za-partoi.ru/

http://poleznoeznanie.ru/

http://nsportal.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кононученко Светлана Ивановна

Дата: 29.03.2020

Номер свидетельства: 544588


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства