Внедрение здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения
Внедрение здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения ЗОЖ;
коррекционные технологии.
Главная цель внедрения здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения – создание целостной системы условий, которые могли бы максимально содействовать формированию здоровой (физически, психически и духовно), компетентной, социально-адаптированной и социально-творческой личности дошкольника с достаточно высокими уровнями игровой и познавательной активности. Следствием чего является формирование гуманистического мировоззрения в целом и чувства ответственности за свои поступки ив целом за свою жизнь.
Основные задачи внедрения здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс:
формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью и позитивных привычек здорового образа жизни;
осуществлять профилактические мероприятия, направленные на преодоление негативных явлений в детской среде;
рассмотрение вопросов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с медицинскими учреждениями и другими организациями, сферой интересов которых является сохранение и укрепление здоровья детей.
Рассмотрены технологиии сохранения и стимулирования здоровья детей, а также возможности использования здоровьесберигающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения»
Светлана Ивановна Кононученко,
педагог-психолог МДОУ «Ясли-
сад комбинированного типа № 294
г. Донецка»
Внедрение здоровьесберигающих технологий
в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения как компонент становления и укрепления
физического и психического здоровья детей
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения ЗОЖ;
коррекционные технологии.
Главная цель внедрения здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения – создание целостной системы условий, которые могли бы максимально содействовать формированию здоровой (физически, психически и духовно), компетентной, социально-адаптированной и социально-творческой личности дошкольника с достаточно высокими уровнями игровой и познавательной активности. Следствием чего является формирование гуманистического мировоззрения в целом и чувства ответственности за свои поступки ив целом за свою жизнь.
Основные задачи внедрения здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс:
формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью и позитивных привычек здорового образа жизни;
осуществлять профилактические мероприятия, направленные на преодоление негативных явлений в детской среде;
рассмотрение вопросов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с медицинскими учреждениями и другими организациями, сферой интересов которых является сохранение и укрепление здоровья детей.
Приоритетные направления деятельности
Организация активной
воспитательной среды, создание ситуаций успеха для каждого воспитанника ДОУ
Превентивное воспитание дошкольников с учетом профилактических мероприятий, направленных на здоровый образ жизни
Основные факторы реализации здоровьесберигающего подхода во время воспитательного процесса в ДОУ:
создание комфортной социально-психологической среды для воспитанников и воспитателей:
формирование и развитие основных компетентностей детей и воспитателей;
внедрение национальных ценностей и традиций в профессиональной деятельности воспитателей, направленных на этичное, правильное, позитивное отношение к своему телу и своему здоровью;
формирование ценностных ориентаций, направленных на сохранение здоровья всех участников воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты внедрения здоровьесберигающих технологий в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения:
повышение уровня знаний, информированности разных возрастных категорий детей о здоровье человека, особенностях его тела, его способах жизни человека;
проведение профилактических мероприятий по преодолению негативных явлений в детской среде;
формирование стойкой мотивации детей, направленной на ведение здорового образа жизни.
Мониторинг состояния здоровья детей
Санитарно-гигиеническая составляющая воспитательной среды дошкольного образовательного учреждения.
Повышение позитивной динамики привычек здорового образа жизни в детской среде.
Постоянное привлечение детей к оздоровительным и спортивным мероприятиям.
Обобщение опыта работы дошкольного образовательного учреждения по направлению «Превентивное воспитание, направленное на формирование навыков здорового образа жизни.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповых комнатах, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное времяв зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Психогимнастика. Она представляет собой систему этюдов («выразительных движений»), ориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов. Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Психогимнастика призвана решать вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка, поощряя способность к самовыражению. Этот термин попал в дошкольную педагогику благодаря И. М. Чистяковой в ее одноименной книге (Психогимнастика в детском саду, М., Просвещение, 1990). Психогимнастика трактуется там, как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)». По И. М. Чистяковой, это «выразительные движения», которые можно обозначить, как характерные моторные реакции, включающие мимику, жесты.
Возможности использования здоровьесберигающих
технологий в дошкольном образовательном учреждении
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой можетпроводится с детьми старшего дошкольного возраста утром и вечером перед занятием и за 1,5 часа до сна. Дыхательная гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание; положительное влияет на обменные процессы; налаживает нарушение функции сердечно – сосудистой системы. Укрепляет весь аппарат кровообращения.
Звуковая гимнастика Лобанова состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетания в определенной работе и строго определенным способом. Гимнастику рекомендуется проводить до приема пищи или через 1,5 - 2 часа после еды в утренние часы. Звуковая гимнастика способствует профилактике бронхита.
Психогимнастика по методике Н.И. Чистяковой используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в группах детей и взрослых. Занятия проводятся с детьми среднего и старшего возраста.
Игровой массаж можно использовать для всех возрастных категорий детей дошкольного образовательного учреждения (от раннего возраста детей до старшего дошкольного).
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Серия игровых занятий. Система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволит повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения,помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводят логопеды.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. Музыка используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, можно включить спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросить их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обратить внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В работе чаще используются авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читают, но и обсуждают с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используют кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
В целом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитателей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у детей - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература:
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2000. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. - М.: «Энас», 2006.
Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. - СПб.: «Корона принт», 2003.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”.
Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.