Просмотр содержимого документа
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко, подтверждающих, что здоровье человека на 15% зависит от наследственности, 15% - от окружающей среды, 10% - от системы здравоохранения, 60% - от образа жизни. Если на первые 40% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 60% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
В работах В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.
Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребенка крайне опасно, так как создает ложное впечатление о благополучии, которого на самом деле нет. Поэтому одним из главных направлений развития детских садов является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников.
В дошкольный период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме того, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
С сентября 2014г. на базе нашего ДОУ действует экспериментальная площадка по теме «Внедрение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность».
Новизна темы заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:
1. внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ;
2. использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
3. использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Данная тема определила цели и задачи в работе с детьми по осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности.
Цель: выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих гармоничное развитие каждому ребенку, приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Гипотеза: внедрение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную работу повысит индекс здоровья детей и окажет положительное влияние на формирование осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
Оздоровительные задачи:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, элементов йоги, закаливания;
формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо выстроить так, чтобы одновременно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
В последние десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения:
климатические и природные условия (перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха);
экологические проблемы;
неудовлетворительное экономическое положение;
медицинские показатели (высокий уровень хронических заболеваний, нарушение осанки и сколиоз, респираторные заболевания).
Поэтому педагоги чаще стали применять в своей работе современные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Фитбол, стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, ортопедическая гимнастика.
Технологии обучения здоровому образу жизни: непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию, проблемно-игровые тренинги, коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж.
Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика.
Работа экспериментальной площадки реализуется в соответствии с планом.
Сейчас мы находимся на первом этапе работы. Был издан приказ о создании на базе ДОУ экспериментальной площадки, создана рабочая группа, разработано положение о рабочей группе по экспериментальной деятельности, разработана система методической работы в ДОУ, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов, аудит материально-технической базы спортивного оборудования. На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе размещены рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
Таким образом, грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогут нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.