Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста
Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста
Для детей старшего дошкольного возраста, любовь к сказке возникает если ребенок часто их слышит и сопровождается любовь и знание как в школьном возрасте, так и до конца жизни. Дети знакомятся какие сказки бывают, какой смысл несут, учатся правильно понимать смысл сказки, учатся правильно передавать суть сказки или рассказа. Сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании. Развивают речевые навыки, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление, театрализованные навыки. Учатся сочинять и проигрывать сказки, правильно проговаривать роли персонажей сказки, подбирать правильно тембр, тон.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Научный руководитель – канд. социол. наук, доцент, кафедры педагогического и психолого-педагогического образования СГУ Григоращенко-Алиева Н.М.
Аннотация: Для детей старшего дошкольного возраста, любовь к сказке возникает если ребенок часто их слышит и сопровождается любовь и знание как в школьном возрасте, так и до конца жизни. Дети знакомятся какие сказки бывают, какой смысл несут, учатся правильно понимать смысл сказки, учатся правильно передавать суть сказки или рассказа. Сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании. Развивают речевые навыки, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление, театрализованные навыки. Учатся сочинять и проигрывать сказки, правильно проговаривать роли персонажей сказки, подбирать правильно тембр, тон.
Ключевые слова: Сказка, рассказывание, художественный жанр, словесное творчество, речевая деятельность, творческие рассказы, творческое рассказывание, виды сказок, фольклорные сказки, художественно-речевая деятельность, чтение, словесные методы, развитие художественно-речевых способностей.
The influence of fairy tales on the artistic and speech activity of older preschool children
Danko T. V., 3rd-year student of DSHO 18/9 NCHU PO " Sochi Humanitarian and Economic College»
Abstract: For older preschool children, the love of fairy tales arises if the child often hears them and is accompanied by love and knowledge both at school age and until the end of life. Children get acquainted with what fairy tales are, what meaning they carry, learn to correctly understand the meaning of a fairy tale, learn to correctly convey the essence of a fairy tale or story. Fairy tales contribute to the assimilation of all forms of language, which make it possible for children to develop their own speech skills when telling stories. Develop speech skills, articulation apparatus, memory, attention, thinking, theatrical skills. They learn to compose and play fairy tales, correctly pronounce the roles of the characters of the fairy tale, choose the right timbre, tone.
Keywords: Fairy tale, storytelling, artistic genre, verbal creativity, speech activity, creative stories, creative storytelling, types of fairy tales, folk tales, artistic speech activity, reading, verbal methods, development of artistic speech abilities.
Введение.
На этапе развития ребенка старшего дошкольного возраста, одну из основных ролей в развитии речи детей играет сказка. С творческим, занимательным миром сказки несовершеннолетний встречается в детстве, знакомство с миром сказки продолжается всю жизнь..В течении многих эпох сказка дает основу человека педагогических знаний, обучает премудростям жизни, становится проводником в мир добра и справедливости, мужества и героизма, любви и долга. Сказки становится одним из первых учителей, формирующая мировоззрение старшего дошкольника.
В психолого-педагогической литературе к старшему дошкольному возрасту относят детей в возрасте 5 - 7 лет. Когда у ребенка уже сформированы основные познавательные процессы: память, внимание, мышление, самосознание, восприятие, речь, появляется личностная форма общения, взаимопонимание и сопереживание. В этом возрасте, ребенок продолжает осваивать различные виды деятельности – такие, как игровая, трудовая, продуктивная, бытовая, общение.
У детей данного возраста гармонично коррелируется успешным познанием грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка это фантастическая среда, требующая проявление творчества, самостоятельности, управление эмоций. Знакомясь со сказкой, проигрывая историю героев сказки у детей активируются разные стороны речевого аппарата, увеличивается словарный запас. В старшем дошкольном возрасте имеются словарный запас слов – 3000-40001[3]. И этот словарь можно поделить на две категории: 1-ый-активный (слова употребляют и понимают), 2-ой-пассивный (слова которые дети не употребляют и не понимают). Поэтому очень нужно правильно расширять словарный запас. По содержанию деятельность связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, развивая словесное творчество. Речевая деятельность это — вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский) [4]. Сказки позволяют окунуться в мир фантазии. Поэтому, ознакомление со сказками является важной задачей в работе над развитием речевых способностей дошкольников.
Одна из задач в развитии речи детей – это формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, а также совершенствуется звуковая культура речи. Кроме того, дети овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по сказкам. Поэтому проводят инсценировки, которые так же повышают интерес детей к литературным произведениям. Закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Он используется для решения всех задач по развитию художественно-речевых навыков у дошкольников и является практическим методом в работе по развитию речи у детей. Кроме того работу с литературным текстом, можно проводить с помощью импровизаций, игр-драматизаций и различных театрализованных играх.[5]
В развитии художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении со сказками очень важна эмоциональность, интонация, возможно использование шутки для объяснения непонятного момента из сказки. Благодаря эмоциональному проведению детских игр происходит активизация речи ребенка. Поэтому развитие художественно-речевых навыков на занятиях с целью ознакомления со сказками является основной деталью работы педагога.
Согласно мнению исследователей (Л. И. Божович, Л. С. Выготский и др.): «творческая личность начинает формироваться с раннего детства там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое» [2.с336].
Ученые А. Н. Афанасьев, Б. М. и Ю. М. Соколовы, Н. Е. Ончуков и др., отмечали, что сказки, это не только высокохудожественные произведения народной словесности, но и памятники «живой старины» и национальной истории. Увидеть связь сказки с миром - очень интересно и удивительно.
Все сказки делятся на группы: сказки о животных, бытовые сказки и конечно же волшебные сказки.Эти группы дают возможность представить картину развития фольклорного жанра.
Сказки о животных - таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. В таких сказках животные наделены ( трусостью, силой, мудрость, хитростью, ленью, отвагой ).
Волшебные сказки - герои таких сказок рождаются с необычными способностями,которые совершают подвиги или благородные поступки.В сказке происходят волшебные превращения. В таких сказках воспевает мужество, смелость, доброта, что служит хорошим воспитательным образцом для ребенка, формируя у него моральные принципы, как упорство, верность долгу, справедливость. Поэтому в волшебной сказке добро всегда побеждает зло.
Бытовые сказки - в таких сказках чудеса сведены к минимуму, а в основе сюжета- реальные человеческие отношения с необычными происшествиями. В таких сказках заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.[1.с 130-134]
Сказка, как жанр творчества, служит педагогическим целям. Они показывают человеку жизнь, вселяя в него оптимизм и веру в торжество справедливости. За внешней фантастичностью сказочного сюжета и вымысла часто скрыты реальные человеческие взаимоотношения. Сказки обладают сильным эмоциональным воздействием на людей, а их человеческие идеалы жизнеутверждающий тон придают сказкам художественную убедительность. Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим [6].
ВЫВОД: Когда дети станут взрослыми, они не забудут своей встречи со сказкой, с удивительным миром чудес и красоты, который останется с ними на всю долгую жизнь. Сказка у детей старшего дошкольного возраста развивается: память, способность пересказывать, развивается связная речь, пополняется активный словарь речи ребенка старинными словами, повышается творческая активность речи, а также закладывается прочный фундамент для детского словесного творчества. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого ребенка способна развивать сокровища его души.
Библиографический список:
Большая школьная энциклопедия/Под ред. А.А. Кузнецова и М.В. Рыжакова. Т.2.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.- (2 изд.) С. 130-134
1. Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Типология сказки( Сказкотерапия: теория и практика). - М.: Генезис, 2011. - 336 с
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Издательство: АСТ, 2020 - 416 с
Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования в России. Гайдук О.С. –2012. No 14,С. 124-129.
https://ped_recheved.academic.ru
https://obrazovaka.ru
https://moluch.ru
1 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Издательство: АСТ, 2020 - 416 с