kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Влияние русской народной сказки на развитие связной речи дошкольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие связной речи у дошкольников с помощью русских народных сказок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Влияние русской народной сказки на развитие связной речи дошкольника"»

Влияние русской народной сказки

на развитие связной речи дошкольника

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка,

которые дают возможность выработки собственных навыков при рассказывании».

К. Д. Ушинский.

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки нам читали родители, какие сказки мы полюбили больше всего, и какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего, это должны быть добрые, мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе; интересные сказки, полные таинственности и чудес; красивые сказки, прекрасные и содержанием, и иллюстрациями; сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

Дошкольный возраст – это, бесспорно, возраст сказки. Именно в этот период ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность, открывает простор для детского творчества, развивает речь детей, воображение, память, учит коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное.

Сказочная композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она помогает им понять на доступном для них языке красоту окружающего мира и становится незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине, осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряют трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек может стать красна девица - (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка станут далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сегодня потребность дошколят в сказке особенно велика. Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя психика у малышей достаточно пластичная, всё же она имеет свои границы. Ребёнок легко и быстро переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мысли о том, почему всё происходит так, а не иначе.

Кроме того, сегодня дети часто воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Русские же сказки незаслуженно забыты, что, на наш взгляд, является большой ошибкой и непростительным упущением со стороны взрослых. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга и помочь ребёнку овладеть родным языком.

Между тем овладение ребёнком дошкольного возраста родным языком является важнейшим приобретением, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. С самого детства малыш должен привыкать к красивой повествовательной речи, полной неповторимого звучания родного языка, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие дошкольников в целом и их речь в частности. Устное народное творчество помогает ребёнку не просто говорить, описывая последовательность событий, а ещё и обогащает его речь. Чудесное влияние сказки на развитие речи ребёнка и его внутренний мир трудно сравнить по значимости с чем-либо ещё. Добрые и поучительные сказки обязательно оставят в душе дошкольника неизгладимый след, наполнят душу его разнообразными чувствами и эмоциями, а речь – красивыми словами и оборотами, стремлением говорить чище, лучше, грамотнее.

Программа «От рождения до школы», на принципы которой мы опираемся в своей работе, безусловно, предусматривает работу с текстами сказочного содержания. Однако в основном это анализ текста сказки, его пересказ, рассматривание иллюстраций и ответы на вопросы. А вот составлению новых сказок, на основе изменения известных («салат» из сказок), умению сочинять сказку на предложенную тему внимания на наш взгляд уделяется недостаточно.

Между тем, Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать простейшие литературные произведения. Поэтому для углубленной работы с детьми больше внимания уделяется теме «Развитие связной речи детей». А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Мы полностью согласны с Евгенией Александровной, что искусством рассказывания сказки, должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа, пожалуй, ни в чём не проявляет себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать данный вид устного народного творчества, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Именно поэтому лучше использовать сказки для развития связной речи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Влияние русской народной сказки на развитие связной речи дошкольника"

Автор: Хамзина Роза Алсынбаевна

Дата: 22.10.2021

Номер свидетельства: 589241


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства