Просмотр содержимого документа
«Влияние гаджетов на развитие речи дошкольников»
Влияние современных гаджетов на речевое развитие детей дошкольного возраста
Развитие современных технологий привело к обширному использованию гаджетов (от англ. gadget - «техническая новинка») в жизни людей. Телефоны, телевизоры, игровые приставки, планшеты и компьютеры – это то, без чего современные люди не могут обойтись.
Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры уже давно утратили свое первоначальное предназначение средств связи и вычислительных машин. Теперь для большинства людей они выполняют развлекательную функцию, ценность и значение которой совершенно затмила собой исходное предназначение этих устройств.
В последние годы происходит широкое распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронными гаджетами (планшетными устройствами, игровыми приставками, мобильными телефонами). Многие родители считают, что гаджеты способствуют развитию ребёнка. Они скачивают на планшеты интерактивные игры, специально разработанные для малышей. Гаджеты вытесняют из жизни ребёнка колыбельные мамы, рассказы папы, сказки бабушки. Так начинается воспитание детей экраном.
Электронные игрушки, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время и силы для работы и личной жизни. Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка.
Какое влияние могут оказать гаджеты на речевое развитие ребенка?
Возраст от 0 до 3 лет — это период интенсивного формирования речи и освоения родного языка, развития памяти, внимания, наглядно-действенного мышления. До полутора лет мозг ребёнка активно развивается. В этот период очень интенсивно происходит синаптогенез – формирование нервных связей между клетками головного мозга. В это время мозг малыша интегрирует сенсорные стимулы – вкус, вид, запах, вес, текстуру, форму, положение в пространстве значимых объектов – окружающих людей, предметы.
То, что ребёнок не может пощупать, не становится частью его интеллектуального багажа. Цветные мячики, прыгающие на экране планшета, не дают ребёнку адекватного представления о круглых предметах, способных прыгать по комнате.
Для нормального сенсорного развития малыш должен ползать по реальной комнате, натыкаться на настоящие предметы интерьера, играть с настоящими мячиками, щупать и испытывать на прочность предметы разных форм, размеров, текстуры, общаться с окружающими людьми. Нарушение сенсорного развития в раннем возрасте в тяжёлых случаях в последующем оборачивается задержкой речевого развития.
Детство – это время зарождения самосознания и появления первичной самооценки. В этом возрасте возникают особые эмоциональные отношения с близкими.
С гаджетами в жизни ребенка появляются стереотипно закрепленные двигательные и речевые программы, повторяющиеся примитивные музыкальные фрагменты вместо диалоговой коммуникации и ролевой игры. Манипуляции с планшетом заменяют эмоционально насыщенное познание мира и человеческих отношений.
В последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Значительно увеличилось количество слов-паразитов в речи. Возросло количество детей с темповыми задержками речевого развития. Фразовая речь ребёнка 6–7 лет зачастую состоит из простых распространённых предложений, с неправильным употреблением окончаний, у большинства словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации. Дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для многих непосильна задача выложить последовательность из четырёх сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Отечественными исследователями неоднократно проводились исследования, в ходе которых было выявлено, что в тех семьях, где наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними, проявления общего недоразвития речи встречается чаще.
Эволюционно артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения. Исключительно мотивация постичь мир взрослых заставляет ребенка трудиться над расширением активного словаря, над шлифовкой правильного произношения. Желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, делиться фантазиями и размышлениями (наполненное смыслом общение со значимым взрослым) — это движущая сила речевого развития. Позитивно окрашенная реакция родителей, их заинтересованное внимание к речи ребенка, эмоционально насыщенное ежедневное вербальное общение, чтение книг, заучивание стихов и песенок, комментарии, адресованные ребенку родителями по поводу происходящего на улице и дома, все это обязательные составляющие поддержания высокой мотивации к вербальному общению ребенка и развитию у него речи.
Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Необходимость оперировать словами, называть предметы, отвечать на вопросы, т. е. использовать речь для общения, появляется только в случае взаимодействия с другим человеком.
Современные компьютерные игры, ролики, мультфильмы для детей дошкольного возраста часто содержат только самые простые слова и речевые обороты, сюжеты достаточно примитивны и потому доступны и привлекательны для многих детей.
Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остается мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей».
Речевые звуки, издаваемые с экрана планшета, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
У ребенка, который использует электронные устройства для игр и просмотра мультфильмов, нет необходимости с ними «общаться» посредством звучащей речи. Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами. Развитие речи происходит только тогда, когда взрослый активно включается в обсуждение мультиков и игр, а также может при необходимости пояснить смысл аудио- или видеофрагмента.
Словесно-логическое мышление перестает быть необходимым для понимания общего смысла происходящего на экране. Следовательно, развития речевых процессов не происходит. Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение уровня развития воображения и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя.
Для полноценного развития ребёнку требуется живое общение, игры с различными видами игрушек, манипуляции с бытовыми вещами, движение, прогулки, где есть возможность видеть, трогать, слышать, то есть, исследовать окружающий мир. Всё это помогает накопить опыт, который необходим для дальнейшего развития.
Нельзя полностью изолировать ребёнка от планшетов и телефонов. Сегодня сложно представить ребёнка, который никогда не смотрел телевизор, не держал в руках мамин телефон. Сами по себе гаджеты – не зло. Нужно использовать их во благо. Важно найти оптимальное время для игр и научить ребёнка использовать гаджет с максимальной пользой.
Гаджеты по-разному влияют на ребёнка в зависимости от того, как они используются в семье или в детском саду. Полезными электронные устройства будут в том случае, если помогают искать познавательную и развивающую информацию, которая не может быть получена в доступной окружающей среде, но при этом их использование сопровождается живым общением и взаимодействием со взрослым.
Необходимо регулировать время, которое ребёнок проводит с гаджетом, использовать его целенаправленно и осмысленно, обращать внимание на контент. Именно это, а не собственно гаджет влияет на речевое развитие ребёнка.
Существует большое количество развивающих и обучающих программ для дошкольников. Это игры, которые помогают специалистам развивать способности ребёнка и проводить коррекцию речи. Естественно, необходимо соблюдать правила, например, после начала компьютерной игры необходимо провести специальную гимнастику для глаз для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Длительность занятий на компьютере определяется санитарными нормами.
Для профилактики компьютерной зависимости необходимо вводить строгий временной режим. Если малыш капризничает, не желает отвлечься от электронной игрушки, необходимо постараться отвлечь его другими занятиями.
Взрослым необходимо стать для ребёнка примером, стараться самим не нарушать правила, которые устанавливаются для ребёнка. Нужно стимулировать разнообразную занятость ребёнка, приобщать его к домашним обязанностям.
Если время, проведённое у компьютера, обладает для ребёнка большей ценностью, чем совместное общение, занятие спортом, чтение книг, прогулки, значит, скорее всего, мы можем говорить о сформировавшейся цифровой зависимости.
Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств?
Эту зависимость и побеждать не надо, нужно вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. Детей нужно научить играть с детьми и взрослыми, научить задавать вопросы. Не стоит малышам давать планшет в руки только для того, чтобы успокоить, занять их. Нужно предложить такие занятия, которые будут доставлять ребенку удовольствие, например, рисование (особенно нетрадиционное: пальцами, нитками, с помощью круп), конструирование, лепку.
Необходимо говорить о друзьях, которые с удовольствием катаются на велосипедах, роликах, скейтбордах, играют в футбол, волейбол или другие подвижные игры. Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минуту.
Взрослым необходимо понимать, что грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.
Список литературы
Белоусова М.В. Влияние информационных устройств и факторов социального окружения на развитие речи детей раннего возраста // Вестник современной клинической медицины.- 2019. - № 3.- С. 15-20