Просмотр содержимого документа
«Викторина " Народы Восточной Сибири"»
КУ "СРЦН "Гармония"
Викторина
"Народы Восточной Сибири"
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере: Чебаненко О.А.
Цель: создание условий для закрепления знаний о культуре коренных народов Восточной Сибири.
Задачи:
систематизировать представления детей о народах Сибири: русских, бурятах, эвенках;
закрепить знания детей быте и традициях народов, населяющих Иркутскую область;
развивать умение внимательно слушать взрослых и своих товарищей, развивать мышление, память, речь, внимание;
воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация (Приложение 1), макеты «Русская изба», пазлы «Бурятские костюмы», маска совы, бубен, грамоты, сладкие призы по количеству детей, магнитофон, аудиозаписи. Предварительная работа: беседы с детьми о культуре народов Восточной Сибири, чтение литературных произведений (легенды, сказания, сказки) народов Восточной Сибири, толкование смысла народных пословиц, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций о народах Восточной Сибири, просмотр презентации «Коренные народы Сибири», изготовление макетов, разучивание подвижных игр «Полярная Сова и евражки», «Белый шаман», «Заря-заряница», «Иголка, нитка и узелок.
Ход викторины:
Зрители в зале, игроки входят под музыкальное сопровождение. Ведущий предлагает детям пройти и сесть за столы.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, уважаемое жюри! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Сегодня мы собрались с вами, чтобы показать свои знания о коренных народах, проживающих в Восточной Сибири, об их особенностях. А называется наша викторина «Народы Восточной Сибири». В викторине примут участие 2 команды: команда детей. А поддерживать свои команды будут болельщики. Оценивать участие в викторине будет строгое, но справедливое жюри. (представить жюри). Правила викторины: каждая команда отвечает на вопросы по очереди подняв руку и не выкрикивая, внимательно слушая вопрос; если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит другой команде; за правильные ответы каждая команда будет получать балл; команда, набравшая большее количество баллов, получает 1 место. С правилами согласны? Начинаем…
Ведущий: Для начала предлагаем вам посовещаться и придумать название команды, девиз команды и выбрать капитана (команды совещаются, придумывают девиз и название команде и выбирают капитанов).
Ведущий: Предлагаю капитанам представить свои команды. 1 тур - Разминка Ведущий: Наша огромная страна разделена на регионы (слайд 1 – карта России). Вопрос 1-й команде: а вы знаете, как называется наша область? (Иркутская область) (слайд 2 - изображение карты Иркутской области). Вопрос 2-й команде: в нашей Иркутской области находится мировая жемчужина. Как выдумаете, что это? (озеро Байкал), и поэтому Иркутскую область по-другому называют Прибайкалье.
Ведущий: В нашей стране и Иркутской области проживают разные народы. Ребята, назовите, какие народы вы знаете? (дети называют народы Иркутской области)
Ведущий: Издавна вблизи Байкала проживали и хранили свою самобытную культуру, свои традиции и промыслы народы Восточной Сибири. Какие народы? (дети называют: буряты, эвенки, тофалары, долганы и др., слайд 3 – иллюстрации народов Восточной Сибири). Ведущий дает слово жюри для подведения итогов первого тура.
Ведущий: На территории Иркутской области, как мы с вами выяснили, проживают разные народы, но самой многочисленной национальностью являются русские. Поэтому в следующем туре нашей викторины мы уделим внимание культуре русского народа. Тур 2- «Культура русского народа» Каждой команде предлагается рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы
Ведущий: Давайте рассмотрим поподробнее детали русского национального костюма и назовём их (слайд 4 - изображение русских национальных костюмов женщины и мужчины). Вопрос 1–й команде: как головной убор называется у женщины? (кокошник). Вопрос 2-й команде: Как головной убор называется у мужчины? (картуз). Вопрос 1-й команде: Как называется женская одежда у женщины? (сарафан). Вопрос 2-й команде: Как называется мужская одежда у мужчины (рубаха-косоворотка). Вопрос обеим командам: Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Пасха, Рождество? и др.)
Ведущий: Во все времена русский народ был очень гостеприимным и любил угощать гостей своими национальными блюдами. Назовите, какие блюда русской кухни вы знаете? (слайд 5 - изображение разных блюд русской кухни, дети рассматривают и называют разные блюда русской кухни: щи, пироги, пельмени, блины и др.) Ведущий: Как называется жилище русского народа? (изба) Загадка о избе: Есть у меня окна, двери и труба. Ну, а сделана я вся без гвоздя. Потому что, я русская… (изба) После того, как дети отгадают загадку, появляется слайд 6 - изображение русской избы Конкурс капитанов
Ведущий приглашает капитанов каждой команды, ставит перед ними макет русской избы и предлагает составить рассказ о избе (за более развёрнутый подробный рассказ-2 балла, 1 балл) Ведущий: Какие замечательные рассказы у Вас получились. Молодцы! У каждой хозяйки на Руси были предметы-помощники. Как вы думаете, какие? Дети называют предметы быта: игра «Назови больше»
Ведущий: Предлагаю рассмотреть эти предметы на слайде (слайд 7- изображение предметов русского быта и утвари) Ведущий: Ребята, также издавна каждый народ хранил и предавал из поколения в поколения свой фольклор. Это не только пословицы, песни, загадки, но и подвижные игры. И я предлагаю вам поиграть в русскую народную подвижную игру «Ручеёк». Проводится русская народная подвижная игра «Ручеёк» (включить русскую народную музыку «Светит месяц»)
Правила игры «Ручеёк»: выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее. После игры дети проходят и рассаживаются за столы, продолжается викторина. Ведущий дает слово жюри для подведения итогов второго тура Тур 3 - «Культура эвенкийского народа»
Ведущий: Ребята, в начале викторины мы называли народы, населяющие нашу область. И сейчас я предлагаю поговорить об одном из них, об эвенках. Рассмотрим национальную одежду эвенков (слайд 8 - изображение национальной одежды эвенков) Дети рассматривают иллюстрацию, ведущий показывает и называет детали национального костюма: малица, унты, тобурка. Вопрос 1-й команде: Как вы думаете, почему эти народы так тепло одевались? (Так как они живут в природной климатической зоне, где большую часть года занимает холодный, суровый климат). Вопрос 2-й команде: Кто скажет, как называется жилище эвенков? Загадка о чуме: Шкуры, жерди, строим дом, помогают все кругом. Применив смекалку, ум, в тундре возвели мы… (чум) После того, как дети отгадают загадку о чуме, на слайде появляется изображение чума (слайд 9 - изображение чума). Дальнейший ход викторины проводится в виде ознакомительной беседы с презентацией «Эвенки».
Ведущий показывает детям слайды и рассказывает о культе духов, шаманах, традиционных занятиях (охота, рыбная ловля), народно-прикладном творчестве эвенкийского народа и другое (сл. 10-16). Задание: игра «Четвёртый лишний» Каждой команде предлагает сравнить культуру русского и эвенкийского народа, рассмотреть иллюстрации на слайде и найти среди четырех изображенных предметов лишний. (слайды 17-18, 19-20). Ведущий: Эвенки – дети природы, очень любят живую природу и любят подражать животным. Предлагаю вам поиграть в эвенкийскую игру «Полярная сова и евражки» (включить музыку с национальными мотивами). Подвижная игра эвенков «Полярная сова и евражки»
Правила игры: полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов. После игры «Полярная сова и евражки» дети проходят и рассаживаются за столы, продолжается викторина.
Ведущий предоставляет слово жюри для подведения итогов. Тур 4- «Культура бурятского народа» Ведущий загадывает загадку о бурятском жилище и предлагает детям рассмотреть юрту (слайд 21-изображение бурятской юрты) Загадка о юрте: Посреди степи, как большая юбка, Домиком стоит красочная… (юрта) Далее ведущий показывает детям слайды и рассказывает о бурятской национальной одежде, видах занятий (скотводство, земледелие, охота рыбная ловля), праздниках и верованиях, национальных блюдах бурят (слайды 22-26). После беседы ведущий предлагает каждой команде выполнить задание. Задание 1-й команде - собрать пазл «Женский бурятский национальный костюм» Задание 2-й команде - собрать пазл «Мужской бурятский национальный костюм»
После завершения викторины ведущий предлагает жюри огласить результат четвёртого тура и подвести итоги всех туров, а детям поиграть в бурятскую подвижную игру «Ручейки, озера».
Ведущий: Наша викторина подошла к завершению. И пока жюри подводит итоги, я предлагаю поиграть в бурятскую игру «Ручейки и озёра» (включить весёлую бурятскую мелодию). Подвижная игра «Ручейки и озера» Правила игры: Игроки стоят в пяти – семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных I частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. После подвижной игры «Ручейки и озёра» жюри оглашает результаты игры-викторины, и по итогам игры каждую команду награждает грамотами и сладкими призами.