kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Виды зарядок - основа здоровьесберегающих технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар - практикум "Виды зарядок - основа здоровьесберегающих технологий2

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Виды зарядок - основа здоровьесберегающих технологий"»









Семинар - практикум
























Утренняя гимнастика


Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.

Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, то занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16-17ºС. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик.

Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.

При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание - ребенок должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища.

Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

а) потягивание;

б) ходьба (на месте или в движении);

в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

г) упражнения для мышц туловища и живота;

д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);

е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));

ж) упражнения силового характера;

з) упражнения на расслабление;

и) дыхательные упражнения.

Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать упражнений связанных с натуживанием. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для детей и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять раз в месяц, каждую неделю заменяя отдельные составляющие по данному комплексу.

Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 - 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке.

Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.






Комплекс утренней зарядки:

«МЕДВЕЖАТА»


Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.

Вот так, вот так.
Головой своей крутили,

(круговые движения головой)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
А потом они ходили

(ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили,
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.

(наклоны туловища вперед)
А потом они плясали,
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали.
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.

(прыжки, хлопая руками вверху)




















Физкультминутки



Помимо физкультурных занятий в детском саду двигательную активность необходимо развивать за счёт увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.

Двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз способствует не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию.

В процессе ребёнок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются элементарные нормы поведения, дисциплина, обогащается опыт общения. Большое внимание уделяется развитию функции руки, подготовке ребёнка к овладению навыками письма, формированию пространственных представлений. Ребёнка учат изолированным движениям одной руки. Особенно важно развивать тонкие движения пальцев рук. При этом нужно следить, чтобы у ребёнка не возникали сопутствующие движения в мышцах лица, языка, губ, другой руки или ног.


Детский сад

Детский сад, детский сад,
Он всегда детям рад.
Хлопки на каждое слово.
Беду в садике играть
Разовый показ жеста "ку-ку".
И конструктор собирать,
Развороты кистей в разные стороны, пальцы кистей соприкасаются.
И игрушки за собой убирать.
Рука двигается вправо-влево.
Буду бойко танцевать
Приседание.
И лепить, и рисовать,
Имитировать лепку, рисование.
Буду песни каждый день напевать.
Руки "замком"  перед собой.















Пальчиковая гимнастика



Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача, развивающей работы с детьми, в этом нам помогают пальчиковые игры. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется

Простые движения развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, помогают убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.



МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

По окончании покрутить кулачком.



























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР


  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

  4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

  9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

  10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают про износить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

  11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

  12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить,) интерес к игре.

  13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
















Дыхательная гимнастика


Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно - сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.


«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент · «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2. Основная часть Игровые упражнения с носиком.

· «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

· «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

· «Носик балуется»

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

· «Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

· «Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

· «Поиграем носиком»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом, делается как бы растирание.

Заключительный этап. · «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

















Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:



Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой
.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ

дыхательной гимнастики


  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

  2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

  3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

  4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
















Гимнастика после дневного сна


Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно в сочетании с контрастными воздушными ваннами после подъема детей (7-10 минут). Эта форма помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится при открытых фрамугах, дети занимаются в спальне или групповой комнате в трусиках и босиком.

Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение  простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам), игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами. Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног). В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.

В течение года используются разные варианты гимнастики.

Разминка в постели и самомассаж.

Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются. Воспитатель выполняет вместе с ними комплекс общеразвивающих упражнений, повторяя каждое три-четыре раза.

Повороты головы вправо-влево, слегка приподнимая ее и опуская.

Поглаживание рук (правой, левой от кисти пальцев к плечу) и разведение рук в стороны, вперед, сжимание и разжимание кистей рук

Сгибание ноги в колене. Выпрямление (вперед), сгибание и опускание (поочередно правой и левой ногой).

После выполнения упражнений в постели дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия: ходьба на месте с разными положениями рук (на поясе, в стороны, за спину); подскоки на месте в чередовании с ходьбой (со сменой темпа). Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

Пробежки по игровой дорожке

(массажные коврики, ребристые доски, модуль «Змейка», резиновые кольца, расположенные между ковриками, и другие плоские мелкие предметы).

Дети обычным шагом идут по игровой дорожке, по сигналу начинают бег за воспитателем со средней скоростью (1-1,5 минуты), бег переходит в ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого воспитатель предлагает собрать кольца. Звучит сигнал - дети бегут по массажной дорожке, собирают кольца и кладут их в ящик.

В гимнастику после дневного сна включаются разные игровые упражнения для развития и совершенствования координации движений.

  1. «Удержись!» - стоять на носках, руки вверх; на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой или отведена в сторону, руки на поясе.







  1. «Кто дольше?» — носок левой ноги вплотную примыкает к пятке правой. Стараться сохранить равновесие.

  2. «С кочки на кочку» - прыжки с одного предмета на другой (резиновые кольца, массажные коврики и т.д.).

  3. «Не закружись» - кружение поочередно в разные стороны (руки на поясе, руки в стороны).

  4. «Ласточка» - стойка на одной ноге, другая отведена назад. Наклоны вперед,руки в стороны.

  5. «Ежики» - ходьба на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, на спине предмет (мешочек с грузом, массажный мячик и др.).


«УЛЕТАЮТ СНЫ В ОКОШКО»


Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,

Ну а мы с тобой проснулись и, проснувшись, улыбнулись.

Открывай один глазок, открывай другой глазок,

Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки»,

Лежа на подушке.

Потянули одеяло, прячемся в него сначала,

Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.

Для того, чтобы научить детей просыпаться (не все дети это любят и умеют делать спокойно), можно периодически играть с ними в прятки под одеялом. Затем садимся в кроватке и «раздвигаем» руками потолок, чтобы увидеть солнышко. Поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом проговариваем: «Потягушечки-просыпушечки».

Тянем ручки, тянем ушки,

Ручкой облачка достали и немного выше стали!

Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить.

Делаем различные покачивания и вращения.

Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить.

Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.

Хвостик спрячем на подушки, делать будем мы вертушки.

Дети делают повороты к подушке, лежащий у них за спиной, ищут «хвостик». Для поддержания интереса можно заглядывать то справа, то слева под подушку.

А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?

Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.

Раз, два, три! Ну-ка, ножки, догони!

Дети сидя поднимают ноги и делают упражнение «Ножки бегают».

На живот перевернулись, в воду быстренько нырнули.

И поплыли, как могли! Если сможешь – догони!

Лежа на животе и приподняв голову, глядя на взрослого , дети работают руками и ногами – спина получает прогиб назад, одновременно напряжены мышцы верхнего и нижнего пояса.

А теперь мы все – собачки.

На коленочки встаем

Взрослый показывает детям, как встать на четвереньки (колени-ладони).









И виляем все хвостом.

Можно поворачивать таз вправо-влево, можно поднимать одну ногу вместо хвоста (как более сложный вариант исполнения).

А теперь мы с вами – зайки: из кровати вылезайте,

Становитесь босиком и попрыгайте легко.

Дыхательные упражнения после гимнастики пробуждения обязательны, так как она помогает активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно-сосудистую и нервную системы.

Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:

Носиком вдохнули (делаем носом вдох)

Ротиком подули (3-4 раза)

Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.

Улыбку вдыхаем – «капризки» выдыхаем


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Виды зарядок - основа здоровьесберегающих технологий"

Автор: Шавлова Светлана Ивановна

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501836


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства