1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2.Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно!» Линка – пресс 2004г.
3.Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская «Игровые ситуации, игры, этюды» Детство – Пресс 2012 г. 218 с.
4.В.А. Дергунская, А.Г. Рындина «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Центр педагогического образования.2012 г. 110 с.
5. Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 223с.
6.Н.В. Нищева «Познавательно – исследовательская деятельность, как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Детство – пресс, 2013 г.
Цель: закрепить знания детей о росте растений.
Задачи:
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Развивать умение договариваться между собой.
Воспитывающие: воспитывать аккуратность в работе, взаимовыручку.
Обучающие:
- познакомить с составом и свойствами почвы;
-учить проводить исследования (опыты с землёй), делать выводы.
Активизация речи детей, комментирует содержание посылки.
Постановка проблемы.
Вопросы по содержанию письма и посылки. Предложение помощь домовенку.
Делают свои предположения, выводы. Соглашаются проверить свои гипотезы.
Стимулировать к выдвижению гипотез.
Посещение лаборатории.
Направить детей по ориентирам в лабораторию.
Ориентация в помещении с помощью зеленых стрелок, выполнение инструкции.
Встреча с профессором.
Проведение опытов.
Фиксация результата опытов.
Проводят исследования согласно инструкции профессора, делают выводы по результату,
Помощь в проведении опыта.
Физкультминутка.
Чтение текста физкультминутки, выполнение движений.
Выполнение движений в соответствии с текстом физкультминутки.
Контроль техники выполнения упражнений.
Анализ состава почвы.
Предлагает проанализировать различные составы почв в зависимости от месторасположения почвы, климатической зоны.
Делают выводы о скалистой, каменистой и песчаной (пустынной) почве.
Называют виды почвы.
Соотношение растений и вида почвы.
Подготовка изображений и наглядности на доске.
Соотнесение растений с видом почвы.
Поощрять самостоятельность в выполнении задания.
Посадка растений (травки).
Подготовка инструментов, семян, земли.
Посадка семян.
Сюрпризный момент «волшебный горшочек»
Читает стихотворение, выполняет движения в соответствии с текстом. Меняет горшочки (без растений – с растением).
Выполняют движения согласно тексту.
Итог НОД.
Предлагает сделать выводы и послать растение домовенку.
Анализируют свою деятельность, собирают посылку для домовенка.
Стимулирование к высказываниям.
Ход НОД.
Почтальон приносит детям письмо и посылку. В посылке дети обнаруживают стаканчики с камешками и песком. В стакане спеском -несколько тоненьких ростков.
Воспитатель. Что бы это значило? Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте,дорогие ребята!пишет вам домовёнок Кузя.Я живу на чердаке дома, вкотором находится ваш детский сад. У меня естькошка, для которой я решилвырастить травку (ведькошкам весной нужны витаминыы). Я достал нужные семена, но не знал, что с ними делать. Тогда я вспомнил историю про барона Мюнхгаузена. Однажды он встретил в лесу оленя и выстрелил в него вишневой кострочкой. Через некоторое время барону попался тот же олень, а между рогами унегоросло вишневое дерево. Значит и мои семена могут вырасти где угодно. Я посадил семена в стаканчик с камешками, поливал их водой, но ничего не выросло. Тогда в другой стаканчик я насыпал песок и снова посадил семена. Поливал их водой, но росточки взошли тоненькие, бледные и слабые.Что я сделал не так?Может, вы мне подскажете и поможете? Буду ждать вашего ответа. До свидания! Домовенок Кузя.»
Воспитатель. Ребята, поможем Кузе? Как вы думаете на голове оленя могло вырасти дерево? Почему?
Дети. Ответы детей. (Потому что там нет условий для роста растений: нет почвы).
Воспитатель. Почему у Кузи не получилось вырастить травку?
Дети. Нужна земля.
Воспитатель. Что же это за вещество – земля? Как образуется? Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Чтобы все это выяснить, предлагаю отправиться в гости к профессору Всезнаю – он все на свете знает! Ищите зеленые стрелки и двигайтесь туда, куда они указывают, ая пойду позвоню профессору и предупрежу о вашем приходе.
Дети идут по стрелкам в зал, оборудованный под лабораторию. Воспитатель, переодетый в профессора, встречает их в лаборатории.
Профессор. Здравствуйте, ребята! Знаю, знаю, что вас ко мне привело. ну что ж, давайте разбираться вместе. Будете моими помощниками. Надевайте халаты и садитесь за столы. Итак, коллеги, проведем несколько опытов. Начнем с исследования земли.
Опыт № 1.
Профессор. Возьмите стаканчик с землёй и аккуратно ложкой насыпьте в тарелку немного земли. Внимательно рассмотрите землю через лупу. Что вы видите?
Профессор. Совершенно верно коллеги. Это перегнившие остатки растений. Называются они перегноем. Перегной очень полезен для растений, именно он делает землю пригодной для их роста. Зафиксируем это на доске.
Опыт № 2.
Профессор. Теперь опустите комочек земли в стаканчик с водой. Что вы видите?
Дети. В воде появились пузырьки и стали подниматься вверх.
Воспитатель. Что это? Конечно воздух! Итак, в земле присутствует воздух. Выставляет на доске соответствующую картинку.
Опыт № 3.
Профессор. Следующий опыт я проведу сам, а выбудете наблюдать. Нагреем колбу с землёй над свечой. Что произошло?
Дети. Колба запотела, и покрылась каплями.
Профессор. Что это за вода?
Дети. Вода.
Профессор. Откуда она взялась? (Предположения детей). От нагрева
вода в земле превратилась в пар, пар встретил на пути преграду – стекло и снова стал водой. Значит, в земле присутствует вода, влага. Выставляет соответствующую картинку.
Профессор. Сделаем вывод, коллеги. Что же мы выяснили? Что в земле есть (показывает картинки) перегной, воздух, влага, то есть все, что нужно для роста растений.
Физкультминутка. (выполняют движения согласно тексту).
Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз!
Профессор. Домовенок Кузя посеял семена в камни. Что случилось с семенами?
Дети. Они не взошли.
Профессор. Вспомните скалистые горы, ведь они состоят из камней. Там тоже не растут растения. Почему?
Дети. В них нет перегноя, и они плохо удерживают вводу.
Профессор. А что случилось с семенами, посеянными в песок?
Дети. Вырос слабенький росток.
Профессор.
Проклюнулся немного зелененький глазок.
Вытянулся тонко слабый стебелек.
Верхушка пожелтела, трудно в рост идти:
«Плохо мне в песочке – питанья не найти».
Ребята, как называется огромное пространство, где нет почти воды, только один песок?
Дети. Пустыня. Там нет воды, растений.
Профессор. Верно. Песок тоже плохо удерживает влагу, и в нем нет перегноя, а значит, и питательных веществ. К какому же выводу мы пришли с вами, коллеги? В какой грунт лучше высевать семена?
Дети. В землю.
Профессор.
Чтоб смог росточек распуститься,
В земле он должен поселиться.
А мы польём его водицей-
Пускай скорей укоренится.
Пусть солнышко его согреет,
Пусть урожай скорей поспеет!
Давайте зафиксируем результаты наших исследований.
На доске нарисованы стаканчики с разной почвой (камни, земля, песок) и два растения – слабое и здоровое. Профессор предлагает провести стрелки, обвести стаканчик с «правильной» почвой и зачеркнуть с «неправильной».
Профессор. Теперь давайте, ребята, поможем домовенку Кузе вырастить травку для кошки. У меня есть «волшебный» горшочек, в который мы насыплем землю из ваших стаканчиков, посеем семена и польем водой.
После посадки семян профессор накрывает горшочек колпаком. На столе стоит такой же колпак, под которым находится горшочек с уже выращенной травкой.
Давайте скажем волшебные слова. (Дети выполняют вместе с профессором соответствующие движения).
Уж ты, семечко – зерно,
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся золотое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей расти!
Как весною в ранний час
Семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы-
Здравствуй, солнце, это мы!
Профессор открывает другой колпак, и дети видят горшочек с травой.
Теперь вы можете отправить посылку домовенку Кузе. А я с вами прощаюсь, до свидания!