Цель: Формировать представления детей о воде и её свойствах (прозрачность, способность растворять краску, держать предметы на поверхности)
Задачи:
1. Опытным путём подвести детей к пониманию того, что вода может с помощью краски менять цвет;
2.Активизировать словарь детей за счётслов«прозрачная», «непрозрачная», «светлая», «тёмная», «растворить»;
3. Воспитывать аккуратность при работе с водой и краской, взаимную вежливость.
Оборудование: набор рыбок для игры, кукла «Почемучка», бассейн с водой, ноутбук, прозрачные стаканы с водой, мелкие игрушки для опыта, краска желтого и черного цвета, кисти, салфетки.
Предварительная работа: игры с водой «Разноцветная вода», «Рыбалка», презентация о воде.
1.Организацонный момент
Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласили в гости (показывает детям пригласительный билет, читает текст)
- Почемучка пригласил нас к себе, но чтобы нам не опоздать, я предлагаю ехать на автобусе. Занимайте свои места, а водитель нас довезет (из стульев составлен автобус, у первого ребенка водительский головной убор и руль)
- Вот мы и приехали к Почемучке в гости (Педагог надевает на руку куклу)
Почемучка: Здравствуйте, друзья мои, меня зовут Почемучка, я очень рад вас видеть (дети здороваются)
- А знаете, почему меня так зовут? (ответы детей) да, потому что я хочу много знать и задаю много вопросов.
Почемучка: - Я живу не один, у меня есть подружка, послушайте внимательно необычную музыку, и угадайте, что это звучит. (Ответы детей.) Музыка «Журчание воды» Слышите, как журчит, переливается вода, наверно, это быстрый ручеёк бежит по камешкам и поёт свою звонкую песенку
Слайд «Бегущая вода»Да, ребятки, это моя подружка водичка (на экране картинка воды)
- Предлагаю рассказать для нее стихотворение
2.Речевая игра «Водичка»
Есть чудесная водица,
Без неё нам не прожить,
Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть.
Утром, только лишь проснёшься,
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым -
Подружись скорей с водой!
Почемучка:
- Я и моя подружка пригласили вас в гости, чтобы весело вместе поиграть. Давайте играть вместе, согласны? (Ответы детей)
3.Игра – забава «Ловись, рыбка» Музыка «Рыбалка»
В большую емкость с водой воспитатель помещает пластмассовых рыбок с магнитом, которых с помощью удочки нужно поймать и положить в миску.
- Обратите внимание, что все рыбки плавают на поверхности воды и не тонут, это потому что они легче воды. Рассмотрите, какого цвета и размера рыбки.
Каждый ребенок пытается поймать рыбку.
- Какие молодцы, поймали всех рыбок! Вам понравилось играть с водичкой?
4.Игра-эксперимент с водой «Прятки»
- А теперь играть мы будем в прятки! Сейчас водичка спрячет от вас игрушку, попробуйте её найти. Один, два, три, четыре, пять – нужно глазки закрывать!
Дети закрывают глаза, Почемучка опускает игрушку в прозрачный стаканчик с водой.
- Один, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать! Отгадайте, где я спрятал игрушку? (Дети быстро находят игрушку. Почемучка расстраивается, но не сдаётся и предлагает сыграть ещё раз. Дети снова закрывают глаза, а Почемучка перепрятывает игрушку в другой стаканчик. Дети опять быстро её находят)
- Ай-ай-ай! Почему вы так быстро находите мою игрушку? Неужели я плохо её прячу? (Ответы детей)
- А я понял, мою игрушку сразу заметно, потому что сквозь воду всё видно – она прозрачная. Я так и не вспомнил, в какой воде можно спрятать игрушку.
Воспитатель: Прежде чем продолжать играть в прятки с игрушками немного потанцуем
5.Физкультминутка «Капельки прыг-прыг» (включить видео игру)
6.Экспериментирование с водой и краской
Воспитатель оставляет куклу Почемучку на столе и продолжает работу.
Воспитатель: - Не расстраивайся Почемучка, сейчас ребята покажут, как в воде можно спрятать игрушку.
- Подойдите к своим столам и сядьте вокруг них. Посмотрите, на столах стоят прозрачные стаканчики с водой, палитры с красками жёлтого и чёрного цвета, кисточки, игрушки и салфетки.
– Что нужно сделать с водой, чтобы в ней можно было спрятать игрушку? (ответы детей) Правильно, можно окрасить воду и спрятать в ней игрушки. Одну игрушку мы спрячем в светлой воде.
- Как вы думаете, какая из этих красок светлая? (Ответы детей) Правильно, жёлтая краска (педагог выливает краску в стаканчики детям)
- Возьмите кисточку, перемешайте краску и растворите её в одном стаканчике. Тщательно размешивайте краску в водичке. Растворили? Отлично, положите кисточки на салфетку, возьмите одну игрушку и осторожно, чтобы не разбрызгать воду, опустите её в стаканчик. Молодцы!
- А другую игрушку мы будем прятать в тёмной воде. Какую краску нужно растворить, чтобы вода стала тёмной? Правильно, чёрную (педагог выливает в стаканчики краску) возьмите кисть и растворите её в стаканчике и спрячьте в ней вторую игрушку (дети растворяют в стаканчике чёрную краску и прячут игрушку).
- Спрятали?
Почемучка: - Сейчас я быстро найду ваши игрушки! (Почемучка обходит вокруг столов, осматривает каждый стаканчик, заглядывает в него.)
- Ой-ой-ой! Как же так? Почти ничего не видно… А здесь совсем ничего не заметно!
- Я еле-еле нашёл игрушки в жёлтой воде, а в чёрной воде так и не смог их отыскать.
- Как у вас получилось так хорошо спрятать игрушки? (Ответы детей)
Вот теперь я знаю, как можно спрятать игрушку в воде
Воспитатель: - Ребята вы всё верно рассказали: вода прозрачная, но если растворить в ней краску, то вода поменяет свой цвет и станет непрозрачной.
Почемучка: - Спасибо, ребятки. Теперь я знаю, что вода прозрачная, сквозь неё всё видно. А ещё у неё есть секрет – она может менять цвет и становится непрозрачной и цветной.
Воспитатель: Спасибо, Почемучка тебе и твоей подружке Водичке, за веселые игры, но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!
- Занимаем свои места в автобусе. Поехали! (Под музыку дети изображают поездку на автобусе)
7.Итог- К кому ездили в гости?- Что вам понравилось?