Воспитывать интерес к математике, доброжелательность, отзывчивость, желание помогать.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Большой квадрат из картона, коробка-«чудесный мешочек», игрушка (мишка или кукла), картинка с домиком-квадратом, разрезные картинки «Собери квадрат» (из 2-х частей).
Раздаточный: Маленькие квадраты из цветного картона (по одному на ребенка), счетные палочки, листы бумаги с нарисованным контуром квадрата, восковые мелки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Создание мотивации.
(Дети сидят на стульчиках, расположенных полукругом) Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришел медвежонок Миша. Он принес нам вот такую интересную коробку. Хотите узнать, что в ней? Миша говорит, что там живет одна интересная фигура. Давайте с вами попробу угадать!
2. Основная часть.
а) «Чудесный мешочек» – тактильное знакомство. Воспитатель по очереди приглашает 2-3 детей. Они опускают руку в коробку (или мешочек) и на ощупь достают один и тот же большой квадрат. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая интересная фигура. У нее есть стороны. Давайте все вместе обведем ее пальчиком. (Воспитатель показывает, дети повторяют движение в воздухе). Видите, она вся ровная, у нее есть углы. Эта фигура называется КВАДРАТ. Давайте все вместе хором скажем: «Ква-драт».
б) Сравнение квадрата с уже знакомым кругом. Воспитатель: Ребята, а мы с вами уже знакомы с фигурой Круг. (Показывает круг). Давайте прокатим круг. Катится? (Да). А давайте попробуем прокатить наш квадрат. (Пробуют). Получается? (Нет). Почему? (Потому что у него есть углы, он цепляется). Вывод: Круг катится, а квадрат – нет, у него есть углы.
в) Физкультминутка «Превратимся в квадратики» Воспитатель читает стихотворение и показывает движения, дети повторяют.
Мы все шагаем друг за другом (дети маршируют на месте) И превращаемся в квадратик! Руки в стороны, вперед, (выполняют движения) А теперь наоборот. Раз – присели, два – привстали, Квадрат пальчиком нарисовали! (Пальчиком в воздухе «рисуют» квадрат).
г) Дидактическая игра «Найди квадрат» Воспитатель раздает детям по одному маленькому квадрату и другие фигуры (круги, треугольники). Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат разные фигуры. Давайте поможем Мишутке найти только квадраты. Поднимите вверх квадраты! Молодцы! А теперь положите квадраты перед собой.
д) Конструирование «Построим квадратный домик» Воспитатель: Мишутка говорит, что у него нет домика. Давайте мы ему построим домик! Какой формы может быть дом? (Ответы детей). Давайте построим из палочек квадратный дом! Дети на столе выкладывают из счетных палочек квадрат. Воспитатель: Какой замечательный квадратный домик у нас получился! Молодцы!
е) Упражнение «Дорисуй квадрат» (работа за столами) На столе у каждого ребенка лежит лист бумаги, на котором пунктиром нарисован квадрат, и восковой мелок. Воспитатель: Ребята, посмотрите, это квадрат, но он спрятался, его нужно найти. Давайте поможем ему появиться! Возьмите мелок и обведите фигуру по всем сторонам, чтобы получился красивый, ровный квадрат. (Воспитатель помогает, индивидуально объясняет).
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель вывешивает на мольберт картинку, где нарисованы разные предметы квадратной формы (окно, кубик, книга, подушка). Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Мишутка хочет посмотреть, хорошо ли вы запомнили новую фигуру. Найдите на картинке все предметы, которые похожи на квадрат. (Дети называют).
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня были такие внимательные, помогли Мишутке узнать новую фигуру – квадрат, построили ему дом. Ему очень понравилось у нас, и он говорит вам большое спасибо! А на прощание он дарит вам волшебные квадратные конфетки (печенье или наклейки квадратной формы).
Методические рекомендации:
На протяжении всего занятия эмоционально и выразительно общайтесь с детьми.
Если ребенок затрудняется, помогите ему, направьте его руку.
Хвалите детей за любую попытку выполнения задания.
Закрепляйте понятие «квадрат» в течение дня: на прогулке («Найдем квадратные плитки»), в бытовой деятельности («Помоги разложить салфетки квадратной формы»).