Просмотр содержимого документа
«Устное народное твочество»
Устное народное творчество. Конспект занятия-подготовительная группа
Цель: Познакомить детей с жанром легенд и преданий. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки); учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними.
Воспитатель: Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке – это наша большая Родина. В какой Республике мы с вами живем? Правильно в Республике Северная Осетия-Алания – это ноша малая Родина. Мы, на каком языке говорим? (На русском, осетинском).
Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы сейчас с вами поговорим.
В древние времена, когда люди еще не знали букв (то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся : сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные. Колыбельными называются те песенки, которые вам пела мама или бабушка, когда вас укладывала спать.
Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать») используются нежные слова, красивые выражения. Давайте ребята, вспомним потешки, прибаутки которые мы с вами учили.
Дети рассказывают потешки, прибаутки.
Воспитатель: Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Сейчас я вам загадаю загадки,а вы постарайтесь их отгадать.
Воспитатель загадывает загадки:
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)
Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится?
Живет в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие (Кот.)
По снегу бежит-петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно (Заяц.)
К устному народному творчеству относятся и считалки. Когда мы используем считалки?
Давайте ребята, поиграем в народную игру «Баба Яга». С помощью считалки выберем бабу Ягу
Дети встают в круг и с помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель напоминает правила игры.
Баба Яга
Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят:
Баба Яга –
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку!
Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.
Дети играют в игру. После игры вновь садятся на стульчики.
Воспитатель: Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Вот пословица о дружбе: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим? А вот пословица о труде: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». (Дети анализируют пословицу.) А какие пословицы знаете вы? (на русском и осетинском языке.) Нужно научиться понимать их и знать.
Воспитатель: Ребята, ответьте мне на несколько вопросов.
1. Почему парень и девушка не смогли быть вместе?
2. Во что превратился парень?
3. Во что превратилась девушка?
4. Под защитою какой реки находятся река Кизилка и Синий камень?
Ответы детей на вопросы.
Итог образовательной деятельности подводится вместе с детьми.
Что вам понравилось?
С чем вы легко справились?
В чем испытывали затруднения?
Кого из детей вы хотели бы выделить, как наиболее активных?