kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Методические рекомендации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.

Упражнения с природным материалом можно включать в образовательную деятельность, в режимные процессы, сюжетно-ролевые игры и т д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Методические рекомендации.»

Методические рекомендации.

Упражнения с природным материалом

в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.


Воробьева Людмила Сергеевна

воспитатель высшей квалификационной категории

ГКУЗ ЯО «Областной специализированный дом ребенка №



С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, чурочками, желудями, орехами, косточками, камушками и прочим природным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекатывали друг другу и т.д.

Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев своим ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение. Целесообразно побуждать ребенка придумывать игры с собранным материалом, тем самым развивая воображение и творчество

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.

Упражнения с природным материалом можно включать как в процесс любого занятия, так и в режимные моменты, прогулку, сюжетно-ролевые игры и т д.

Перед проведением игр и упражнений с природным материалом в помещении необходимо придерживаться следующих правил:

  • мыть руки перед игрой;

  • следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин аллергических проявлений и пр.);

  • природный материал должен быть чистым, нетравмоопасным.


Упражнения с шишками

Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.

Педагог обращается к ребенку:

На солнечной полянке

В глуши лесной

Нашла я эти шишки

Пойдем играть со мной

Педагог предлагает ребенку корзинку, в которой лежат свежие или сухие еловые и сосновые шишки, и просит взять в руки одну сосновую шишку. И задает примерные вопросы:

- С какого дерева шишка? Какая она по форме? Какая на ощупь? На что похожа?

Далее педагог показывает и выполняет вместе с ребенком круговые движения сосновой шишкой между ладонями. Ребенок выполняет движения самостоятельно или с помощью взрослого, если в этом есть необходимость. Упражнения целесообразно, сопровождать речью:


«Как ежик колется сосна,

Ее мне шишка не страшна.

Сосновую шишку в ладонях катаю.

С сосновою шишкой сейчас я играю.»


Педагог может ввести игрового персонажа, например, Медвежонка:

«Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут

Колются не больно,

Малыши довольны.»

(Л. Орлова)

Используя разнообразный стихотворный текст, вы почувствуете, какие именно стихи подходят каждому ребенку, какой текст у него находит эмоциональный отклик. Можно использовать реплики героев из сказок, тогда, выполняя круговые движения ладошками, ребенок произносит определенную фразу, например: «Колобок, колобок, я тебя съем!», меняя при этом высоту и выразительность голоса, в зависимости от того, кто это произносит, зайка, лиса или кто-то другой.

Следующее упражнение – перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Для этого педагог предлагает положить сосновую шишку и взять еловую (большую). Уточняется, с какого дерева эта шишка, какая она по величине по сравнению с сосновой, какая она на ощупь, на что похожа и т.д.


Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем катать

Шишку будем катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка нам колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко.


****

Шишки, словно ежики,

Колются чуть-чуть.

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

(Л. Орлова)

Далее педагог предлагает ребенку следующее упражнение — сжимание разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно или вместе с педагогом, используя прием «рука в руке» (если это необходимо)


Я сильнее всех на свете!

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

Левую, правую, правую, левую.

Сосновую шишку сожму я в ладошке,


С нею сейчас поиграю немножко.

Ладошки шишкою согрею,

Потом играть я буду с нею.

Шишку я в руке держу,

То сожму, то разожму.

Поиграю с нею —

Ладошки разогрею.

Вот сжимаю правую,

Вот сжимаю левую...

Буду шишки я сжимать,

Буду ручки укреплять.


****

Если, как Мишутка,

Сильным хочешь стать,

Надо в ручке шишку

Сильно-сильно сжать,

(Л. Орлова)


Шишку в ладошках

Я буду сжимать,

Буду я ручки свои укреплять.

Левой, и правой,

И сразу двумя…

Сделает шишка

Сильнее меня

(Л. Орлова)


Следующее упражнение — воздействие на кончики пальцев и ладошку кончиками шишки легким постукиванием и вращательными движениям.


Шишку я на пальчик ставлю и постукиваю.

На другой переставляю — поворачиваю.

По всем пальчикам пройду — шишечку переверну.


****

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Шишке все расскажем,

Пальчики покажем,

Каждый пальчик обойдем,

Снова мы считать начнем.

(Л. Орлова)

Далее предлагаем ребенку прокатить шишку от кончиков пальцев до локтя и обратно. Если у ребенка не получается, то сначала это упражнение выполняет взрослый, прокатывая шишку по руке ребенка.


От ладошки до локтя

Покатила шишку я.

От локтя и до ладошки

Катит шишка по дорожке.


****

К локотку от ладошки

Шишка катит по дорожке,

А потом обратно,

Весело, приятно.

(Л. Орлова)


Далее педагог предлагает детям поиграть с белками в беличью игру «Белки шутят» — перебрасывание шишек друг другу.


Белки с нами шутят,

Шишки в нас кидают.

С белкой поиграем,

Шишки мы поймаем.


Белка хочет поиграть,

Шишки хочет покидать.

С белкой поиграем,

Шишки мы поймаем.


****

Белки шутят,

Белки играют:

Шишки, как мячики,

Деткам кидают.

С белками весело

Мы поиграем,

Все шишки руками

Ловко поймаем.

Если упали,

Скорей подберем

И снова бросать их

Белкам начнем.

(Л. Орлова)


Педагог предлагает детям сесть за стол или на ковер и поиграть в другую игру — перекатывание шишек друг другу (по столу, по ковру, по дорожке, через дорожку)


Перекатят шишки

Друг другу ребятишки.

Мы играем дружно —

Это очень нужно.


****

В шишки поиграем —

Друг другу покатаем,

Пальцы разминаем,

Мишку вспоминаем

Ай, спасибо, Мишка,

За такие шишки

(Л. Орлова)


Шишка покатилась,

До Лизы докатилась,

К Пете воротилась,

А потом обратно.

Как катать приятно!

(Л. Орлова)


Можно предложить ребенку достать семена из сухих шишек на поднос (игру можно проводить с целью формирования навыка счета у детей, развития чувства ритма)


В шишке семечки живут,

Птички семечки клюют.

Семена все соберем

Птичек мы кормить пойдем

(Л. Орлова)

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Сыпьте семечки вокруг,

На поднос и на ладошку,

А на пол совсем немножко

(Л. Орлова)


Для поддержания интереса к играм с природным материалом целесообразно использовать игру «Прятки». Для этого понадобится емкость, наполненная шишками. Ребенку предлагается опустить руки в эту емкость и найти то, что в ней спряталось (мелкие игрушки, предметы, буквы, цифры, геометрические фигуры). Данную игру можно использовать для автоматизации поставленных звуков, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, закрепление навыков счета, расширение представлений об окружающем и т.д.


Упражнения с березовыми чурочками и корой:


Интересными могут быть и игры с березовыми чурочками и корой. Например, катание березовой чурочки между ладонями. На первых порах можно использовать прием «рука в руке». Когда ребенок научится удерживать чурочку между ладонями и согласовывать движения обеих рук, можно переходить к самостоятельному выполнению этого игрового упражнения.


Папа мне вчера принес березовую чурочку,

Очень он хотел порадовать дочурочку.

Березовую чурочку катаю и верчу.

Березовую чурочку кручу, кручу, кручу.


****

Березовую чурочку

Я в руках катаю,

С чурочкой березовой

Немного поиграю.

Покатаю медленно,

А затем быстрее,

Березовая чурочка

Ладошки мне согреет.

Снова качу медленно,

А потом быстрее,

У меня ладошки

Становятся сильнее.

(Л. Орлова)

Далее взрослый берет чурочку в одну руку и совершает легкое постукивание круглым основанием чурочки о ладони и пальцы ребенка:

  • по кругу,

  • вниз (от кончиков пальцев к запястью),

  • вверх (от запястья до кончиков пальцев),

  • по фалангам пальцев, называя каждый палец.


Чурочкой березовой

По пальчикам стучу,

Пальчики и ручку

Укрепить хочу,

(Л. Орлова)

Следующее упражнение — прокатывание чурочки до локтя и обратно.


По ручке чурочку качу,

Слова простые ей шепчу:

«Катись, чурочка, быстрей,

Мою ручку разогрей»

(Л. Орлова)


Целесообразно использовать березовую кору, с которой можно выполнять следующие игровые упражнения. Например, взрослый похлопывает корой ладошки ребенка и предплечье; легкими вращательными движениями растирает ею ладошки.

Береза подарила нам кору,

Я, руки разогрев, ее благодарю.

Далее можно предложить ребенку самостоятельно поочередно растирать предплечье, хлопать по ним.

Березки добрую кору

В руки смело я беру.

Тру ладошки, локоток,

Начинай и ты, дружок.

(Л. Орлова)

Упражнения с ребристыми деревянными палочками (карандашами):

Для данных игровых упражнений понадобятся ребристые четырех или шестигранные палочки длиной 30—35 см, украшенные головками матрешек, петрушек, животных и т п. Такие дидактические игрушки можно сделать вместе с ребенком, проявив творчество и фантазию.


Ребенку предлагается покатать между ладонями палочку со словами:


С матрешкой буду я дружить,

И буду я ее кружить.

Закружу, закружу...

Вот как с нею я дружу!

Я с Петрушкой покружусь,

Я с Петрушкой подружусь.


****

Палочку волшебную

Я в руках кручу.

Красавицу матрешку

Оживить хочу.

(Л. Орлова)


Упражнения с желудями, каштанами, орехами, горохом и другими плодами.

Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала; перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов; доставать мелкие игрушки из ведерка, наполненного плодами; «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в желудях, горохе, орехах (по типу сухого бассейна).


Игра «Дождик»

На подносе или в емкости находятся плоды. Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает плоды и выпускает их из рук, имитируя «дождик»


Дождик лей, лей, лей

На меня и на людей,

На меня — немножко,

На людей — по ложке,

А на Бабу-ягу

Лей по целому ведру!


****

Удержу всех больше

Горошка в пригоршне.

Захвачу горошка

Побольше в ладошку,

Удержу горошка

Полные ладошки.

Ни одной не уроню,

Все в ладонях сохраню.

(Л. Орлова)


Игра «Найди пропажу»

Ребенку предлагается опустить руки в емкость с плодами и найти предмет, который там спрятался.


В ведерко ручки опускай,

Все игрушки доставай.

Громко нам их называй,

По порядку сосчитай.

(А. Орлова)

Игра «Моем ручки»

Педагог предлагает ребенку опустить руки в емкость, наполненную плодами, и выполнить следующие движения: сжать руки в кулачки, разжать; набрать плодов (горошек) и сжать и т. д.


В горошке ручки я купаю,

Их сжимаю, разжимаю.

Очень нравится ладошкам

Весело играть в горошке.

(А. Орлова)

****

В орешках ручки я купаю,

Их сжимаю, разжимаю.

Пальчики купаются,

Им орешки нравятся.

(А. Орлова)

Эти и подобные игровые упражнения могут выполнять и родители со своими детьми.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Воробьева Людмила Сергеевна

Дата: 03.09.2020

Номер свидетельства: 556905


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства