kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Управленческое сопровождение становления профессиональной компетентности молодого педагога ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Невозможно переоценить роль руководителя дошкольного образовательного учреждения в становлении профессиональной компетентности молодого педагога. Значимость данной проблемы заключается в необходимости осуществления адресной поддержки и помощи молодым воспитателям, специалистам, которая может трактоваться как управленческое сопровождение становления профессиональной компетентности молодого педагога. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Управленческое сопровождение становления профессиональной компетентности молодого педагога ДОУ"»

Управленческое сопровождение становления профессиональной компетентности молодого педагога ДОУ


Невозможно переоценить роль руководителя дошкольного образовательного учреждения в становлении профессиональной компетентности молодого педагога. Значимость данной проблемы заключается в необходимости осуществления адресной поддержки и помощи молодым воспитателям, специалистам, которая может трактоваться как управленческое сопровождение становления профессиональной компетентности молодого педагога.

В свете последних изменений в системе дошкольного образования только управленческое сопровождение профессиональной компетентности молодого педагога способно обеспечить выявление и утверждение педагогами собственной позиции по овладению новыми для себя способами и средствами в работе с детьми дошкольного возраста в новых условиях развития общества.

Однако в настоящее время разработки для руководителей образовательных организаций по управленческому сопровождению молодых педагогов мало представлены.

Традиционно непрерывность профессионального развития молодых специалистов реализовывалась через организацию самообразования, работы методической службы учреждения и прежде всего через организацию наставничества: закрепление за каждым молодым специалистом педагога-наставника. Организовывались «Школы молодого педагога», которые также своей целью ставили передачу готового опыта работы (чаще всего передового педагогического) молодому педагогу от опытных. Обе формы не учитывали индивидуальные возможности педагога-новичка, его потенциал, а также обновление самой системы образования.

В настоящее время появляются новые подходы к решению данного вопроса. Возникла необходимость индивидуализации процесса профессионального становления педагогов, в том числе посредством тьюторского сопровождения. Индивидуальный подход предполагает управление молодыми педагогами, организацию их методического самообразования с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.

Руководство становлением молодого педагога как компетентного специалиста будет эффективным только при условии обновления всей структуры сопровождения и смены подходов к ее осуществлению, где функция контроля сменяется функцией оказания методической помощи педагогам. С этой целью необходима новая технология управленческой работы в образовательной организации: отказ от наставничества, работа на доверии, оказание практической помощи для того, чтобы сформировать у педагогов-новичков самостоятельное творческое поведение. Здесь на первый план выходит адаптация педагога-новичка в новых условиях.

Вопрос места и  роли руководителя ДОО в  процессе становления профессиональной компетентности молодого педагога мало изучен. Вся работа с молодыми педагогами традиционно сводилась к методической (которую организуют педагоги-наставники или старший воспитатель). В современных условиях возросла роль и педагога-психолога, обеспечивающего психологическую комфортность педагога-новичка в новых условиях.

Руководитель в первую очередь стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, в том числе и молодых специалистов, первое из которых — это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

Задача руководителя дошкольной организации — помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Не стоит забывать, что профессиональная педагогическая деятельность имеет характерные особенности, которые, ко всему прочему, могут препятствовать адаптации молодого педагога:

  • не допускаются скидки на недостаточную квалификацию;

  • высокие и жесткие требования к профессиональной компетенции со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;

  • педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;

  • работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции;

  • имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.

Из опыта авторитетных руководителей следует, что профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

  • трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах дошкольного образовательного учреждения;

  • профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе дошкольного учреждения;

  • в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в детском саду, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д.

На сегодняшний день разработана структурно-функциональная модель сопровождения молодых педагогов.

Мотивационно-целевой блок включает в себя: мотивы, цели руководителя образовательной организации в привлечении молодых педагогов и закреплении их в педагогической деятельности; мотивы, цели, потребности, ценностные установки молодых педагогов в профессиональном самоопределении; предполагает наличие интереса к педагогической деятельности, который характеризует потребность специалиста в овладении эффективными способами развития профессионального самоопределения.

В содержательном блоке  отражены звенья структурно-функциональной модели (цель, содержание, формы, методы, средства, результат), а также их взаимозависимость.

Деятельностно-процессуальный блок раскрывает систему приемов, методов и форм взаимодействия коллектива педагогов с активной личностью молодого специалиста в процессе сопровождения. Активность молодого педагога как субъекта профессиональной деятельности выступает в данной модели одним из звеньев в профессиональном самосовершенствовании. Преимущественно используются различные интерактивные методы и формы сопровождения. ДОО должно создавать возможности для профессионального самоопределения молодых педагогов и их профессионального роста посредством системы методов, отражающих личностно ориентированное сотрудничество в управленческом сопровождении. К таким методам относят методы интерактивного взаимодействия. Интерактивные методы используются в связи с тем, что системообразующим фактором является взаимодействие участников образовательного процесса с предметным содержанием, помощь, поддержка, сопровождение молодых педагогов дошкольного образования администрацией и  коллегами с  учетом их  опыта, на  основе воспроизведения и реализации знаний, умений.

Оценочно-рефлексивный блок отражает уровень сформированности ключевых компетенций и конкурентоспособности молодых педагогов дошкольного образования.

В современном мире, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и профессионально компетентным, специалист-педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой — самореализоваться в профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение личности детерминируется стремлением к профессиональной деятельности, которая представляется ей привлекательной, престижной, позволяющей в наибольшей мере реализовать свои потенции, творческие замыслы.

Участниками процесса сопровождения молодого педагога могут выступать: заведующий ДОУ, молодой педагог, заместитель заведующего по образовательной деятельности, руководитель методического объединения, педагог-психолог, опытные педагоги (но не один только наставник!) и др.

В каждой дошкольной организации существуют свои традиции, свои условия, соответственно выстраивается своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. С учетом местных условий выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.

При этом приоритетными направлениями деятельности руководителя ДОУ по данному вопросу являются следующие:

1. Создание условий для успешной адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержание педагога эмоционально, укрепление веры педагога в себя.

2. Расширение информационного пространства для самостоятельного овладения молодым педагогом профессиональными знаниями.

3. Обеспечение комплексного системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов.

Все это позволит начинающему педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

Конечным результатом реализации модели сопровождения молодых педагогов ДОУ предполагаются профессиональный рост и  конкурентоспособность в профессиональной деятельности.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Румасова Елена Георгиевна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305182


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства