kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уголок валеологии в образовательном пространстве группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уголок валеологии в образовательном пространстве группы.docx

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уголок валеологии в образовательном пространстве группы»

«Уголок валеологии в образовательном пространстве группы»

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.

В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин: упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.); снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.); плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки  личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

  1. Соблюдение личной гигиены.

  2. Рациональное питание.

  3. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.

  4. Соблюдение режима дня.

  5. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).

  6. Профилактика простудных заболеваний

  7. Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.

  8. Создание условий для двигательной активности.

  9. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.

  10. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.

Факторы, обеспечивающие сохранение и укрепление детей:

-соблюдение режима дня;

 -рациональное питание и режим питания;

 -пребывание на воздухе;

 -закаливание;

 -двигательная активность;

 - соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил.

 -психологическая безопасность детей в ДОУ

Задачи валеологического воспитания:

  1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.

  2. Накопление знаний о здоровье.

  3. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.

Все эти задачи мы решаем при помощи методов:

Методы:

  •  -словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),

  • -наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),

  • - практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;

 упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)

Формы организации детей:

  • НОД;

  • экскурсии;

  • наблюдения;

  • дидактические игры;

  • чтение художественной литературы;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • простейшие  опыты;

  • самостоятельное наблюдение;

  • индивидуальным занятиям в уголках здоровья.

  • закаливание, 

  • физическая культура,

  •  релаксация,

  • физкультминутки,

  • рациональное и полноценное питание,

  • личная гигиена,

  •  использование народных средств,

  • активный труд,

  • рациональный отдых,

  •  прогулки на свежем воздухе.

Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.

Задачи валеологического уголка:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

 - формировать осознанное отношение к своему здоровью;

 - знакомить детей со строением человеческого организма;

 - формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;

 - формировать гармоничную личность.

Три составляющие валеологического уголка:

- питание

- гигиенические навыки

- физическая культура (спорт)

Итак,  первая составляющая – питание:

Во время приема пищи  используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:

- Хорошее питание - основа здоровья.

-Пища - основа жизни.

- Разумно есть – долго жить.

 Представляю некоторые дидактические  и подвижные игры по воспитанию культуры питания

Цель: Привитие культуры питания.

-«Полезно – вредно»

-«Вместе - отдельно»

-«Чудесный мешочек»

-«Что можно приготовить из этих продуктов?»

- «Что, где растет?»

- «Соберем урожай»

-«Волшебная кастрюля»

-«Витаминная азбука»

- «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.

Игры для детей от 3 до 7 лет

Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.

- Детям  3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания  (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.

-Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное - красный шнур)

- Дети 5-7 лет  выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому - полезные продукты, к красному – вредные.

Вторая составляющая валеологического уголка - гигиенические навыки.

- Схема, как правильно чистить зубы.

-Таблица, как правильно мыть руки.

- Дидактические игры: « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.

- Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.

-Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.

Третья составляющая уголка - физическая культура

- Дидактические игры « Спорт», « Команда чемпионов», и т.д.

-Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).

- физкультминутки.

- картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.

- Папка « Строение тела»

- Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).

-массаж (мячики - ежики).

В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки,  платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.

Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.

Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами,  ковриком с шипами, ковриками,  сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.

 

Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».

Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. В этом может помочь плакат «Правильная осанка».

Также в валеологическом уголке находится информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов,  дидактические игры, к примеру «Зуб – неболей-ка».

 -«Валеология»

- Игры-пазлы

Тематические словари:

-гигиена и здоровье,

-я и моя безопасность,

-я и мое тело.

Дидактические карточки:

-Азбука здоровья,

- Как устроен человек.

Картотеки валеологических игр.

Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре  представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

Организуются экскурсии в медицинский кабинет.

Проводятся  беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности  двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. 

Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».

Задачи:

  • Установление доверительно-делового контакта с родителями;

  • Повышение педагогической культуры родителей;

  • Пропаганда ЗОЖ;

  • Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

  1. Общие родительские собрания;

  2. Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;

  3. Телефон доверия;

  4. Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;

  5. Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;

  6. Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;

  7. Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.

В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:

  1. Снижение заболеваемости.

  2. Рост уровня физического и психического здоровья.

  3. Повышение двигательной активности детей.

  4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.

  5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.

  6. Общая подготовленность к обучению в школе.

  7. Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Таким образом, все воспитательно - оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом учит вести здоровый образ жизни с детства.

Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Уголок валеологии в образовательном пространстве группы

Автор: КРАВЧЕНКО МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Дата: 25.11.2019

Номер свидетельства: 528683


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства