kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Удивительный мир сказок»- дидактическое пособие по развитию речевой активности детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Удивительный мир сказок - дидактическое пособие по развитию речевой активности детй дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Удивительный мир сказок»- дидактическое пособие по развитию речевой активности детей дошкольного возраста.»

«Удивительный мир сказок»- дидактическое пособие по развитию речевой активности детей дошкольного возраста.


Для современных детей в силу огромного количества зрительной информации становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать словесную информацию.


Многие дети испытывают речевые проблемы: - испытывают сложности при пересказе произведений художественной литературы, при рассказывании различных историй, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли;

- у них бедная диалогическая речь: они затрудняются сформулировать вопрос, построить краткий и развернутый ответ; - затрудняются построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему.


Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Следует сказать, что метод мнемотехники очень действенен при обучении детей пересказу произведений художественной литературы.

А самая благоприятная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это сказка. Сказка - неизменный спутник детства - играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Сказка, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям.

Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. Поэтому мною было изготовлено дидактическое пособие – каталог мнемотаблиц «Удивительный мир сказок».

Дидактическое пособие «Удивительный мир сказок» состоит из мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц по сказкам с учетом возрастных особенностей детей и списком литературы, рекомендованным примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Дидактическое пособие разработано на основе ФГОС дошкольного образования. Использование данного пособия позволяет развивать речевую активность, инициативу, целеустремлённость, значительно облегчает процесс обучения дошкольников рассказыванию, тем самым, ускорить темпы развития связной речи детей.


Цель создания дидактического пособия:

Развитие речевой активности дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи:

- познакомить детей со сказками, соответствующими программе и возрасту; - способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления дошкольников; - упражнять детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); - способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

- развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам;

- способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;






При работе с мнемотаблицами строго соблюдаю принцип от простого к сложному. Я начинала свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям и соответствовало их возрасту.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста мной были созданы цветные, четкие, понятные мнемоквадраты или мнемодорожки, так как у детей данного возраста остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная и т.д.

Позже - усложняла или заменяла другой заставкой - изображала персонаж в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы рисовала таблицы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

По комплексно-тематическому плану с детьми старшего дошкольного возраста мы должны обратиться к истории и знаменитым людям родного края. Знакомясь с творчеством известного Муромского сказочника Ивана Никитича Климова, так же использовала прием мнемотехники. Итогом этой работы стал каталог мнемотаблиц «Муромские сказки».

Сюда входят мнемотаблицы к сказкам: «Илья Муромец и три странника», «Бура-Яга и внучка», «Кот семихвостый», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» в обработке В.А.Светозарова. Так как мы знакомимся с этими сказками с детьми старшего дошкольного возраста, то работа с мнемотаблицами носит более творческий характер. То есть после прочтения сказки, мы совместно с детьми разбираем ее на смысловые звенья и вместе зарисовываем картинки. И уже по готовой схеме-таблице дети самостоятельно составляют пересказ.

Таким образом, с помощью данного дидактического пособия, дети познакомились со множеством интересных сказок, научились преобразовывать абстрактные образы в символы (т.е. составлять схемы и работать с ними), стали чаще устраивать инсценировки и драматизации текстов, составляют описательные рассказы, придумывают собственные сказки. У детей появилось желание пересказывать сказки – как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, расширился круг знаний об окружающем мире, дети преодолели робость, страх перед рассказыванием сказки, научились свободно держаться перед аудиторией. В беседах с родителями выяснилось, что они стали чаще читать детям художественную литературу дома, заинтересовались проблемой развития речи и памяти детей, появился интерес к приему «мнемотехника».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дихтяренко Юлия Александровна

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства