Учет возрастных особенностей и элементов жизнедеятельности младших дошкольников в режиме дня ДОО
Учет возрастных особенностей и элементов жизнедеятельности младших дошкольников в режиме дня ДОО
Постоянство режимных процессов, их последовательность и постепенность, а также единство требований к детям со стороны ДОУ и семьи поможет вам вырастить ваших детей здоровыми, бодрыми, деятельными и дисциплинированными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учет возрастных особенностей и элементов жизнедеятельности младших дошкольников в режиме дня ДОО»
Учет возрастных особенностей и элементов жизнедеятельности
младших дошкольников в режиме дня ДОО
Мякина Татьяна Леонидовна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №124»,г.Новокузнецк
Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко считал, что «режим – это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определённостью, точностью и не допускать исключений». В результате ритмического повторения всех составляющих компонентов режима у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование всех его органов и оказывает большое значение для развития умственных способностей детей. Дети, живущие по строгому режиму любознательны, активны на занятиях и в повседневной жизни. Они растут организованными, дисциплинированными, послушными и самостоятельными. Точное выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.
Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень не уравновешенной нервной системой. Лучшим лекарством для их малыша будет постоянное соблюдение режима дня, без которого он не может правильно развиваться. Ребёнок должен в определённое время вставать и ложиться спать, завтракать, обедать и ужинать.
Правильный режим — это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Однако понятие режима в дошкольном учреждении этим не ограничивается. В него входят также условия проведения и содержания каждого из указанных процессов. Количественные и качественные показатели должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, улучшению его здоровья, улучшению физического и психического здоровья. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка: питания с соблюдением интервалов между приемами пищи, прогулок, обязательных занятий и сна. При составлении режима учитывается продолжительность составных элементов занятий с детьми с учетом их особенностей (занятия трудом, физической культурой и др.), методика обучения (активный в пассивный методы, наглядность и т. в.), плотность занятий, возможность обеспечить двигательную активность ребенка. Строгое соблюдение режима дня, построенного с учетом суточного ритма физиологических функций, проведение его элементов всегда в одно и то же время способствуют возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекаю быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Обеспечение правильного режима в дошкольном учреждении достигается за счет распределения детей по группам. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности детей данного возраста. ,
Перед работниками ДОУ стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. На основе учета особенностей высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста строится их режим дня в ДОУ.
Основными компонентами режима дня являются:
обязательные организованные занятия
игры
прогулки на свежем воздухе
прием пищи
сон
Режим дня дифференцируется по группам:
младшая группа – 3-4 года
средняя группа – 4-5 лет
старшая группа – 5-6 лет
подготовительная – 6-7 лет
Правильно, в соответствии с возрастом построенный режим, способствует формированию "динамических стереотипов" поведения ребенка, приучает его своевременно трудиться, спать, принимать пищу, улучшает функционирование всех физиологических систем организма, что, в конечном счете, благоприятно сказывается на психофизическом развитии детей. Режим является для ребенка привычным, изо дня в день повторяющимся и предсказуемым ритуалом не только в ДОУ ,но и в семье.
На примере нашего МАДОУ «Детский сад № 124» можно проследить организацию режима пребывания детей в ДОУ:
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:
Таблица 1 « Баланс различных видов жизнедеятельности в ДОО»
Возраст детей
Регламентируемая деятельность (НОД)
Нерегламентированная деятельность, час
совместная деятельность
самостоятельная деятельность
2-3 г
2 по 10мин
7-7,5
3-4
3-4 года
2 по 15 мин
7- 7,5
3-4
4-5 лет
2 по 20 мин
7
3-3,5
5 – 6 лет
2-3 по 20- 25 мин
6 – 6,5
2,5 – 3,5
6-7 лет
3 по 30 мин.
5,5 - 6
2,5 - 3
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Образовательный процесс осуществляется в условиях климата региона. Климатические условия характеризуются большой амплитудой колебания годовой и суточной температуры, сильными холодами. Минимальная зимняя температура достигает минус 40-44 0С. Лето имеет максимальную температуру плюс 40 0С.
В ДОУ нетнационально-культурных, демографических особенностей осуществления образовательного процесса. Вместе с тем особенность организации образовательного процесса:
ДОУ работает в условиях (12-часового пребывания);
Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
При организации режима учитываются сезонные особенности. Поэтому в детском саду имеется три сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому. (Таблица2)
Таблица 2 « Режим дня в диагностический (адаптационный) период с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая по 1 июня) младшие группы»
Время
Режимные моменты
Содержание
7.00-8.00
«Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная коррекционная работа с детьми.
Прием детей (на воздухе).
Игровая деятельность детей.
8.00- 8.30
Чтение песенок, потешек. Встреча с природой.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в Уголке природы.
8.30- 8.40
Минутка бодрости
Утренняя гимнастика с элементами фонетической ритмики (двигательная активность 5 мин).
8.40- 8.45
«Моем с мылом чисто-чисто»
Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков
8.45- 9.00
Приятного аппетита!
Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды
9.00-9.15
Минутки игры
Игровая деятельность детей
9.15- 9.30
Мир познания
Занятие по сетке: подгрупповые и фронтальные (музыка, физкультура)
9.30- 10.20
Минутка игры
Индивидуальная работа с детьми
Игровая деятельность детей
Диагностика ЗУН
10.20- 10.45
Подготовка к прогулке
Обучение навыкам самообслуживания
10.45- 11.30
Прогулка
Двигательная активность (30 минут)
11.30- 12.00
Возвращение с прогулки.
«Моем с мылом чисто-чисто».
Игры детей.
Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков.
12.00-12.30
«Приятного аппетита!»
Обед: обучение правильно держать столовые приборы, культуре еды.
12.30-12.50
Подготовка ко сну
Релаксационные упражнения
12.50-15.00
«Тихо, тихо, сон идёт…»
Создание тихой, благоприятной обстановки для сна
15.00-15.10
Минутка бодрости
Коррекционная гимнастика после сна в группе (двигательная активность 10 мин)
15.10- 15.30
«Приятного аппетита!»
Полдник: обучение правильно держать столовые приборы, культуре еды.
15.30-16.00
Минутка игры
Игровая деятельность детей
16.00- 17.30
Подготовка к прогулке
Час свежего воздуха
Обучение навыкам самообслуживания.
Прогулка (двигательная активность 30 мин)
17.30-18.00
Приятного аппетита!
Ужин: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды
18.00-19.00
Час игры
«До свидания!»
Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми
Уход детей домой. Работа с родителями.
Таблица 3 « Режим дня в холодный период года младшие группы»
Время
Режимные моменты
Содержание
7.00-8.00
«Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная коррекционная работа с детьми.
Прием детей (на воздухе).
Игровая деятельность детей.
8.00- 8.20
Чтение песенок, потешек. Встреча с природой.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в Уголке природы.
8.20- 8.30
Минутка бодрости
Утренняя гимнастика с элементами фонетической ритмики (двигательная активность 10 мин).
8.30- 8.35
«Моем с мылом чисто-чисто»
Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков
8.35- 9.00
Приятного аппетита!
Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды
9.00-9.15
Минутки игры
Игровая деятельность детей
9.15- 10.00
Мир познания
Занятие по сетке: подгрупповые и фронтальные (музыка, физкультура) (учебная деятельность 30 мин)
10.00- 10.25
Подготовка к прогулке
Обучение навыкам самообслуживания
10.25- 11.45
Прогулка
Двигательная активность (30 минут)
11.45- 12.00
Возвращение с прогулки.
«Моем с мылом чисто-чисто».
Игры детей.
Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков.
12.00-12.30
«Приятного аппетита!»
Обед: обучение правильно держать столовые приборы, культуре еды.
12.30-12.50
Подготовка ко сну
Релаксационные упражнения
12.50-15.00
«Тихо, тихо, сон идёт…»
Создание тихой, благоприятной обстановке для сна
15.00-15.10
Минутка бодрости
Коррекционная гимнастика после сна в группе (двигательная активность 10 минут)
15.10- 15.30
«Приятного аппетита!»
Полдник: обучение правильно держать столовые приборы, культуре еды.
15.30- 16.00
Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми.
Индивидуально-коррекционнная работа с детьми согласно графику
16.00-16.30
Минутка познания
Беседы с детьми по патриотическому воспитанию, ОБЖ, социальному развитию
16.30- 17.30
Подготовка к прогулке
Час свежего воздуха
Обучение навыкам самообслуживания.
Прогулка (двигательная активность 30 минут)
17.30-18.00
Приятного аппетита!
Ужин: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды
18.00-19.00
Час игры
«До свидания!»
Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми
Уход детей домой. Работа с родителями.
Постоянство режимных процессов, их последовательность и постепенность, а также единство требований к детям со стороны ДОУ и семьи поможет вам вырастить ваших детей здоровыми, бодрыми, деятельными и дисциплинированными.
Эти полезные привычки легче вырабатываются, если родители не только требуют от детей соблюдения правильного режима и следят за выполнением этих требований, но и ставят перед детьми задачу самостоятельно (используя советы взрослых) наметить режим своего дня и следить за его выполнением. Необходимым условием выработки у детей привычек соблюдать правильный режим является наличие определённого режима у взрослых членов семьи
Для родителей наших воспитанников даны рекомендации по организации режима дня в семье
ПРИМЕР РЕЖИМА ДНЯ
утренняя гимнастика, водные (и закаливающие) процедуры, – 1 час;
завтрак – 30 минут;
игры или помощь маме по хозяйству:
для ребенка трех лет – 20 минут с небольшими паузами;
для ребенка четырех-пяти лет – 20 минут без перерыва;
прогулка – 2 часа;
возвращение домой, игры, общение – 20–25 минут;
обед – 30 минут;
дневной сон:
для ребенка трех лет – 2 часа 20 минут;
для ребенка четырех-пяти лет – 2 часа 10 минут;
пробуждение, полдник, не очень подвижные игры – 1 час;
прогулка – 1 час 20 минут;
возвращение с прогулки и игры с родителями или с другими членами семьи – 30–40 минут;
ужин – 30 минут;
спокойные игры, не требующие большой сосредоточенности, – 30–40 минут;
сон – не менее 12 часов.
На основании предложенной схемы можно составить индивидуальный режим дня для ребенка с учетом распорядка в семье и индивидуальных особенностей ребенка. Необходимым условием выработки у детей привычек соблюдать правильный режим является наличие определённого режима у взрослых членов семьи, о чем необходимо помнить родителям
Детям 2 – 5 лет рекомендовано спать 12 – 12,5 часов в сутки, из них 2 часа днем.
Детям 5 – 7 лет рекомендовано спать 11,5 часов в сутки, из них 1,5 часа днем. Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания настроения, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.
Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками ДОУ. Чтобы предупредить сокращение времени для самостоятельных игр и занятий, а также длительность прогулки, обеспечить своевременное питание, в ДОУ установленный режим детской жизни обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей он обновляется.
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.
Литература
1.Алексеева А.С., Дружинина Л.В., Ладедо К.С. «Организация питания детей в ДУ». – М., «Просвещение», 1990.